ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 года N 95
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 14.07.2021 N 255.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 02.04.2013 N 188, от 12.05.2014 N 225, от 08.09.2016 N 310, Постановления Правительства Алтайского края от 27.04.2017 N 140)
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.12.2012 N Пр-3411 постановляю:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Алтайского края (2013 - 2018 годы)".
2. Утратил силу. - Постановление Администрации Алтайского края от 08.09.2016 N 310.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции Постановления Правительства Алтайского края от 27.04.2017 N 140)
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Алтайского края (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 442-ФЗ"), Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 N 282.
"Дорожная карта" направлена на развитие системы социального обслуживания в Алтайском крае, повышение уровня, качества и эффективности предоставления населению социальных услуг, на совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника, выработку единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам услуг в сфере социального обслуживания, их адаптации к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.
В 2013 - 2016 годах реализация "дорожной карты" была направлена на решение следующих задач.
1. Совершенствование правового регулирования и стандартизация предоставления социальных услуг.
Во исполнение Федерального закона N 442-ФЗ указом Губернатора Алтайского края от 07.08.2014 N 118 определен орган государственной власти, уполномоченный на осуществление предусмотренных указанным Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания, - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), с 2017 года - Министерство труда и социальной защиты Алтайского края (Минтрудсоцзащита Алтайского края) (в соответствии с указами Губернатора Алтайского края от 17.08.2016 N 92, от 14.11.2016 N 135).
В течение 2014 года были разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты Алтайского края:
законы Алтайского края:
от 01.12.2014 N 93-3C "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Алтайском крае";
постановления Администрации Алтайского края:
приказы Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне:
от 25.12.2014 N 433 "Об утверждении стандартов социальных услуг, предоставляемых в Алтайском крае".
Региональная нормативная правовая база постоянно актуализируется и совершенствуется.
2. Обеспечение доступности социальных услуг и удовлетворение спроса на них.
В 2012 году в Алтайском крае ликвидированы очереди в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и дома-интернаты для престарелых и инвалидов, вдвое сокращена очередь на размещение в психоневрологические интернаты. Вместе с тем на 01.01.2013 размещение в психоневрологические интернаты требовалось еще 234 гражданам, что составляло 4,0% от общего числа престарелых и инвалидов, получающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания в государственных организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Алтайского края (далее также - "государственные организации социального обслуживания"). Количество нуждающихся в услугах отделений социального обслуживания на дому составляло 35 чел., или 0,4% от общего числа граждан, получивших социальные услуги на дому.
В 2013 году в целях сокращения существующей очередности в интернаты психоневрологического профиля завершено перепрофилирование КГБСУСО "Тальменский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в психоневрологический интернат, осуществлена реконструкция бывшего административного корпуса КГБСУСО "Первомайский психоневрологический интернат" под размещение отделения милосердия, что позволило увеличить общее количество мест в психоневрологических интернатах на 380 мест, завершен капитальный ремонт части здания КГБСУСО "Дружбинский дом-интернат малой вместимости для престарелых и инвалидов", в результате чего коечная мощность организации увеличилась до 50 койко-мест. Это позволило ликвидировать очередность в дома-интернаты всех типов.
Одновременно проводилась реорганизация территориальных центров социальной помощи семье и детям <1>. Целью было создание многопрофильных современных организаций социального обслуживания и концентрация источников финансового обеспечения, ликвидация неэффективных подразделений организаций социального обслуживания в связи с малой востребованностью получения социальных услуг, оптимизация штатной численности организаций за счет сокращения административно-управленческого персонала, а также предоставление единого комплекса услуг на обслуживаемой территории, равномерное распределение объема предоставляемых услуг в зависимости от численности населения обслуживаемого района. В результате 58 территориальных центров социальной помощи семье и детям реорганизованы в 24 комплексных центра социального обслуживания населения, которые стали осуществлять свою деятельность во всех муниципальных образованиях края. Ранее в 10 территориях (Егорьевский, Петропавловский, Тюменцевский, Шелаболихинский районы и др.) социальные услуги предоставлялись лишь в форме социального обслуживания на дому, за счет реорганизации удалось охватить эти районы полным перечнем социальных услуг.
________________
<1> Государственные организации социального обслуживания.
На 01.01.2017 в систему социального обслуживания населения Алтайского края были включены 74 государственные организации социального обслуживания, в том числе:
38 домов-интернатов (из них 26 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 10 психоневрологических интернатов, 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей);
24 комплексных центра социального обслуживания населения, включающих 102 отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
2 центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства;
1 центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий;
9 специализированных организаций по работе с семьей и детьми, в их числе 4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 кризисный центр для мужчин, 1 кризисный центр для женщин, 3 специализированных организации для несовершеннолетних.
Действующая сеть государственных организаций социального обслуживания учитывает особенности сельских территорий и позволяет обеспечить равную доступность социальных услуг для нуждающихся граждан вне зависимости от места проживания.
Количество граждан, которым предоставлялись социальные услуги в 2016 году в стационарной форме социального обслуживания, - 5326 чел., в том числе в психоневрологических интернатах - 3210 чел. Количество граждан, обслуживаемых в форме социального обслуживания на дому, - 9555 чел. (в государственных организациях - 8100 чел., в негосударственных - 1455 чел.).
С 2011 года в крае была реализована долгосрочная целевая программа "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы (постановление Администрации Алтайского края от 04.03.2011 N 99). В рамках программы проведены мероприятия, направленные на улучшение положения и качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности и удовлетворение наиболее важных жизненных потребностей.
Основные мероприятия программы - развитие института опеки и приемной семьи для пожилых людей; расширение практики использования мобильных бригад для оказания неотложных социальных услуг пожилым людям; создание в государственных организациях социального обслуживания пунктов проката медицинской техники, средств и предметов ухода за пожилыми гражданами; проведение мероприятий, направленных на повышение образовательного уровня пожилых людей, в том числе их компьютерной грамотности; проведение социокультурной, физкультурно-оздоровительной и туристско-экскурсионной работы для граждан старших возрастных групп; организация работы по профилактике заболеваний у пожилых граждан; внедрение в деятельность государственных организаций социального обслуживания технологий работы с гражданами пожилого возраста в полустационарных условиях.
В 2014 году работа по повышению качества жизни пожилых людей была продолжена в рамках государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2020 годы (постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 N 7). Указанная программа направлена на содействие активному участию пожилых людей в жизни общества. Для этого предусмотрено проведение мероприятий, посвященных празднованию памятных календарных дат, месячнику пожилого человека, декаде инвалидов, чествованию граждан, достигших 90-летнего возраста и старше; фестивалей, конкурсов самодеятельных творческих коллективов; организация работы клубов по интересам, физкультурно-массовых мероприятий и др.
Для людей пожилого возраста, сохранивших способность к активному образу жизни, проводятся бесплатные компьютерные курсы с целью обучения их навыкам работы на персональном компьютере, поддержания социально-культурной активности. В 2015 году прошли обучение 1021 чел., в 2016 году - 741 чел.
Таким образом, в крае предпринят ряд мер системного характера, направленных на улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, на предоставление им возможности самостоятельно, без посторонней помощи проживать в привычных (домашних) условиях.
С 01.01.2015 Федеральным законом N 442-ФЗ введен индивидуальный подход к предоставлению получателям необходимых им социальных услуг, исходя из потребности гражданина, а также установлены основания, в соответствии с которыми гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.
Индивидуальная нуждаемость в социальном обслуживании (по формам социального обслуживания и типам организаций социального обслуживания), порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, перечень документов определены в приказе Главалтайсоцзащиты от 28.11.2014 N 400 "О порядках предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Алтайском крае". В соответствии с названным приказом решения о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании принимаются управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Алтайского края.
Оценка индивидуальной нуждаемости для определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах является неотъемлемой частью процесса социального обслуживания. При принятии решения о предоставлении гражданам конкретных социальных услуг учитываются их индивидуальная потребность в социальных услугах, состояние здоровья, способность к самообслуживанию. Принимается во внимание конкретная жизненная ситуация потенциального получателя услуг, в том числе наличие или отсутствие жилья и коммунальных удобств, бытовой техники, стремление к выполнению того или иного действия, наличие и использование вспомогательных технических средств реабилитации, и другие факторы, влияющие на уровень выполнения различных видов элементарной и сложной деятельности, проводится оценка возможности выполнения различных видов элементарной деятельности и сложных ежедневных действий.
В зависимости от индивидуальной потребности гражданина устанавливается перечень социальных услуг, которые указываются в его индивидуальной программе. Стоимость социальных услуг определяется в соответствии с тарифами. Для государственных организаций социального обслуживания тарифы на социальные услуги утверждаются управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, которые рассчитываются и утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания.
Тарифы на социальные услуги, оказываемые негосударственными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, утверждаются данными поставщиками социальных услуг самостоятельно с учетом требований действующего законодательства.
Тарифы для государственных организаций социального обслуживания определены на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 10.12.2014 N 540.
Подушевые нормативы финансирования социальных услуг рассчитаны в соответствии с методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 N 1285 "О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг".