Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 марта 2011 года N 99

Об утверждении долгосрочной целевой программы "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 15.11.2017 N 411, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 17.11.2017).
____________________________________________________________________

{Изменения: постановление Администрации Алтайского края от 28 декабря 2011 года N 779.}

{Новая редакция с изменениями от 28 декабря 2011 года.}

{В наименовании и по всему тексту постановления и программы слова "краевая целевая" в соответствующем падеже заменены словами "долгосрочная целевая" в соответствующем падеже; аббревиатура "КГСУСО" заменена аббревиатурой "КГБСУСО"; словосочетание "краевые государственные учреждения социального обслуживания" в соответствующем падеже заменено словосочетанием "краевые государственные бюджетные учреждения социального обслуживания" в соответствующем падеже на основании постановления Администрации Алтайского края от 28 декабря 2011 года N 779.}

В целях улучшения положения и качества жизни пожилых людей в Алтайском крае, повышения степени их социальной защищенности, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС, поручением Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П-12-8307 постановляю:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.03.2011.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 04.03.2011 N 99

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы

Паспорт долгосрочной целевой программы "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы


Наименование
 программы

долгосрочная  целевая  программа  "О  мерах  по  улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы (далее - "программа")

Основание  для
 разработки
 программы

поручение  Президента  Российской  Федерации от  27.11.2010  N Пр-3464ГС,  поручение  Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П-12-8307

Государственный
 заказчик программы

Главное управление  Алтайского  края  по  социальной защите населения и преодолению  последствий  ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

Основной разработчик
 программы

Главное управление  Алтайского  края  по  социальной защите населения и преодолению  последствий  ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

Цель программы

улучшение положения и качества жизни пожилых  людей, повышение  степени  их  социальной  защищенности  и удовлетворение  наиболее  важных  жизненных потребностей

Задачи программы

формирование  организационных,  правовых,  социально-экономических  условий  для  осуществления мер по улучшению положения и качества жизни  пожилых  людей;

 совершенствование  оказания  социальных и реабилитационных  услуг,  предоставляемых  краевыми государственными  учреждениями  социального обслуживания гражданам пожилого возраста

Важнейшие целевые
 индикаторы и показатели
 эффективности
 реализации программы

количество  людей  пожилого  возраста,  улучшивших качество  жизни  путем  получения  социального обслуживания,  предоставленного  краевыми государственными  учреждениями  социального обслуживания

Программные
 мероприятия

развитие  института  опеки  и  приемной  семьи  для пожилых людей;

 расширение практики использования  мобильных  бригад для оказания  неотложных  социальных  услуг  пожилым людям;

 технологическое  перевооружение  краевых государственных учреждений социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в  том  числе приобретение необходимого  оборудования и  специального автотранспорта;

 обучение  специалистов  краевых  государственных учреждений  социального  обслуживания  инновационным технологиям в этой области;

 организация в  краевых  государственных  учреждениях социального обслуживания пунктов проката медицинской техники,  средств  и  предметов  ухода  за  пожилыми  гражданами;

 реформирование  сети  краевых  государственных учреждений социального обслуживания;

 укрепление  материально-технической  базы  краевых государственных  бюджетных учреждений социального обслуживания ;

 создание  и  поддержание  безопасных условий деятельности  краевых  государственных  учреждений социального обслуживания;

 проведение мероприятий,  направленных  на  повышение образовательного уровня пожилых людей, в  том  числе обучение их компьютерной грамоте;

 проведение  социокультурной,  физкультурно-оздоровительной и туристско-экскурсионной работы для  граждан  старших возрастных групп;

 организация работы  по  профилактике  заболеваний  у пожилых граждан;

 создание условий для беспрепятственного  обеспечения пожилых людей лекарственными средствами;

 обучение социальных  работников  и  специалистов  по социальной работе инновационным технологиям  в  этой области;

 совершенствование оказания  социально-медицинских  и реабилитационных  услуг,  предоставляемых  гражданам пожилого возраста

Срок  реализации
 программы

2011 - 2013 годы

Исполнители основных
 мероприятий программы

Главное управление  Алтайского  края  по  социальной защите населения и преодолению  последствий  ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

 Главное  управление  Алтайского  края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

 Главное управление Алтайского края по образованию  и делам молодежи;

 управление Алтайского края по культуре  и  архивному делу;

 управление Алтайского края по физической культуре  и спорту;

 управление Алтайского  края  по  труду  и  занятости населения

Объемы и  источники  объем  финансирования  программы  составляет
 финансирования  918494,95 тыс. рублей, из них:
 программы  в 2011 году - 260758,15 тыс. рублей;

  в 2012 году - 233584,65 тыс. рублей;

  в 2013 году - 424152,15 тыс. рублей,
  в том числе:
  средства  краевого  бюджета  -  819825,95  тыс.
  рублей:
  в 2011 году - 224783,15 тыс. рублей;

  в 2012 году - 202237,65 тыс. рублей;

  в 2013 году - 392805,15 тыс. рублей,
   из них:
  на реализацию мероприятий в рамках  иных  целевых
  программ - 36778,00 тыс. рублей:
  в 2011 году - 15778,00 тыс. рублей;

  в 2012 году - 10500,00 тыс. рублей;

   в 2013 году - 10500,00 тыс. рублей;

  в рамках текущего финансирования - 546165,95 тыс.
  рублей:
  в 2011 году - 177064,15 тыс. рублей;

   в 2012 году - 184637,65 тыс. рублей;

  в 2013 году - 184464,15 тыс. рублей;

  в  рамках  краевой  адресной  инвестиционной
  программы - 223632,00 тыс. рублей:
  в 2011 году - 18691,00 тыс. рублей;

  в 2012 году - 7100,00 тыс. рублей;

  в 2013 году - 197841,00 тыс. рублей;

  на проведение прочих мероприятий - 13300,00  тыс.
  рублей:
  в 2011 году - 13300,00 тыс. рублей;

  средства муниципальных образований - 2901,00 тыс.
  рублей:
  в 2011 году - 967,00 тыс. рублей;

  в 2012 году - 967,00 тыс. рублей;

  в 2013 году - 967,00 тыс. рублей;

  внебюджетные средства - 95768,00 тыс. рублей:
  в 2011 году - 35008,00 тыс. рублей, в  том  числе
  5428,00 тыс. рублей за счет  средств  Пенсионного
  фонда Российской Федерации;

  в 2012 году - 30380,00 тыс. рублей;

  в 2013 году - 30380,00 тыс. рублей.
  Объемы  финансирования  подлежат  ежегодному
  уточнению в соответствии с федеральным законом  о
  федеральном бюджете на соответствующий год  и  на
  плановый период, федеральным  законом  о  бюджете
  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  на
   соответствующий год и на плановый период, законом
  Алтайского  края  о  краевом  бюджете  на
  соответствующий год и  на  плановый  период  и  в
  соответствии с решениями представительных органов
  местного самоуправления  о  местных  бюджетах  на
  соответствующий год и на плановый период
 {Позиция изложена в редакции постановления Администрации Алтайского края от 28 декабря 2011 года N 779 .}

Ожидаемые результаты
 реализации программы

проведение социально-медицинской  и  психологической реабилитации граждан пожилого возраста;

 обеспечение  социальными  услугами  не  менее  90% пожилых людей из  числа  обратившихся  в  учреждения соц иального  обслуживания  граждан,  нуждающихся  в социальной поддержке и социальном обслуживании;

 сокращение  очередности  на  размещение  в  краевые государственные стационарные учреждения  социального  обслуживания до 50%;

 создание  4  пунктов  проката  медицинской  техники,  современных средств и предметов  ухода  за  пожилыми гражданами;

 организация и внедрение в практику работы с пожилыми людьми  мобильных  бригад  для  оказания  неотложных социальных услуг и обеспечение их автотранспортом;

 формирование  групп  из  числа  пожилых  людей  для обучения работе с компьютером общей численностью  до 1200 человек;

 проведение  ремонтных  работ  ветхих зданий стационарных учреждений социального обслуживания;

 99-процентное  формирование  персонифицированных регистров граждан пожилого возраста (маломобильные и одинокие),  в  том  числе  нуждающихся  в  доставке медикаментов на дом;

 100-процентное обеспечение бесплатными рецептами  на приобретение  необходимых  медикаментов пожилых граждан, имеющих право на льготы;

 обучение  732  работников  фельдшерско-акушерских пунктов  для  осуществления  фармацевтической деятельности  в  обособленных  подразделениях медицинских организаций, расположенных в  отдаленных сельских поселениях края;

 лицензирование  фармацевтической  деятельности 977 фельдшерско-акушерских  пунктов,  расположенных  в отдаленных сельских поселениях края;

 проведение  100-процентного  протезирования обратившихся  ветеранов  труда,  тружеников  тыла,  репрессированных граждан в соответствии с категорией льготы;

 создание 20 обучающих программ для населения (в  том числе родственников) по  оказанию  медико-социальной помощи  особо  сложной  категории  лиц  пожилого  и старческого возраста;

 обучение 150  социальных  работников,  обслуживающих лиц пожилого и старческого возраста на дому,  в  том числе  методам  оказания  доврачебной  медицинской помощи;

 увеличение  числа  клубных  формирований  для  людей пожилого возраста (ветеранских объединений): в  2011 году - 115 формирований, в 2012 году - 541,  в  2013 году - 568;

 увеличение с 2011  по  2013  годы  числа участников клубных формирований  для  людей  пожилого  возраста (ветеранских объединений) до 21112 человек;

 увеличение числа участников клубных формирований для людей пожилого возраста (ветеранских объединений)  в общей  численности  населения  пожилого  возраста  в Алтайском крае (2011 год - 1,2%, 2012  год  -  1,3%, 2013 год - 1,3%);

 увеличение  количества  спортивно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых среди лиц пожилого возраста, на 5%

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Алтайском крае за последние 10 лет сложился регрессивный тип возрастной структуры населения с непрерывным увеличением когорты пожилых людей с 19,1% до 21,1%, а индекс постарения возрос с 61,0 до 86,1.

Население старших возрастных групп страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне снижения компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у пожилых людей (60 - 74 года) в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) в 6 раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Потребность в амбулаторно-поликлинической помощи в 2 - 4 раза превышает сложившуюся, а необходимость в госпитализации - в 1,5 - 3 раза.

В настоящее время социальное обслуживание граждан пожилого возраста, оказание им помощи в удовлетворении основных жизненных потребностей является важным направлением деятельности краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Алтайского края.

Категория "граждане пожилого возраста" справедливо характеризуется как уязвимая, требующая постоянного внимания и формирующая возрастающий спрос на социальные услуги различного характера. Это обусловлено проблемами, связанными с состоянием здоровья, недостаточным доходом и, как правило, с социально-бытовой неустроенностью. В связи с этим, одной из основных задач, стоящих перед системой социальной защиты населения края, является обеспечение организационных, правовых, социально-экономических и других мер, направленных на улучшение условий жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности, предоставление комплекса социальных услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта.

В Алтайском крае проживает более 570 тыс. граждан пожилого возраста (23% от общей численности населения), из них свыше 560 тыс. человек состоят на учете в органах социальной защиты населения с целью предоставления различных мер социальной поддержки, из них около 87 тыс. человек одиноких и одиноко проживающих. Социальное обслуживание пожилых людей осуществляют 103 краевых государственных учреждения социального обслуживания стационарного и нестационарного типов. По состоянию на 1 января 2010 года 13875 граждан пожилого возраста и инвалидов получают социальные услуги на дому, более 3257 человек проживают в краевых государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе 1981 женщина и 1276 мужчин.

Свыше 681,4 тыс. человек пользуются услугами территориальных центров социальной помощи семье и детям, центров социальной адаптации лиц без определенного места жительства. При этом ежегодно растет количество оказанных социально-бытовых, социально-медицинских, социально-экономических, социально-правовых и других услуг, предоставляемых краевыми учреждениями социального обслуживания.

Так, в 2010 году общее количество социальных услуг различной направленности превысило 4054,9 тыс., а количество обращений граждан пожилого возраста достигло 104,5 тыс. В то же время сохраняется очередность в получении социальных услуг на дому, в прокате медицинской и реабилитационной техники, технических средств реабилитации, средств и предметов ухода за пожилыми гражданами, в стационарные учреждения социального обслуживания края (всего состоит в очереди на получение путевки 538 человек, в том числе в дома-интернаты общего типа - 113 человек, в психоневрологические учреждения - 425 человек).

Кроме того, в 2010 году в Алтайском крае 8578 ветеранам Великой Отечественной войны была предоставлена единовременная денежная выплата на ремонт жилья. Объем средств краевого бюджета, направленных на эти цели, составил 157466,4 тыс. рублей.

В связи с наличием в Алтайском крае учреждений стационарного социального обслуживания, расположенных в ветхих и аварийных зданиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, в 2006 году была начата работа по их ликвидации. Так, за период 2006 - 2010 годов было ликвидировано 13 таких учреждений и отделений. В настоящее время завершается ликвидация еще 3 домов-интернатов для престарелых и инвалидов.

Таким образом, принятие программы является необходимой мерой по улучшению социального обслуживания граждан пожилого возраста, развитию краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания, работающих в их интересах, повышению качества предоставления социальных услуг и их доступности для названной категории лиц.

Основой для настоящей программы явились федеральные рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей. Программа предполагает комплексный подход к формированию организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения пожилых людей, проживающих на территории Алтайского края, повышению степени их социальной защищенности.

2. Цель и задачи программы


Основной целью программы является улучшение положения и качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности и удовлетворение наиболее важных жизненных потребностей. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей;

совершенствование оказания социальных и реабилитационных услуг, предоставляемых краевыми государственными учреждениями социального обслуживания гражданам пожилого возраста.

Основными направлениями решения вышеуказанных задач являются:

оснащение краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания современным технологическим и бытовым оборудованием, приспособлениями, облегчающими уход за пожилыми людьми, мебелью;

организация работы по профилактике заболеваний у пожилых граждан;

создание условий для беспрепятственного обеспечения пожилых людей лекарственными средствами;

организация обучения граждан уходу за пожилыми людьми, включая оказание доврачебной медицинской помощи;

создание пунктов проката медицинской техники, средств и предметов ухода за пожилыми гражданами;

создание института опеки и приемной семьи для пожилых людей;

обучение социальных работников и специалистов по социальной работе инновационным технологиям социального обслуживания пожилых людей.

3. Перечень программных мероприятий


Решение задач будет обеспечено выполнением таких мероприятий, как:

организация в краевых государственных учреждениях социального обслуживания пунктов проката медицинской техники, средств и предметов ухода за пожилыми гражданами;

оснащение необходимым оборудованием комнат психологической разгрузки и залов (комнат) лечебной физкультуры краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания оборудованием;

формирование персонифицированных регистров граждан пожилого возраста (маломобильные и одинокие), в том числе нуждающихся в доставке медикаментов на дом;

выписка бесплатных рецептов на необходимые лекарственные средства (с выездом на дом) для маломобильных и одиноких граждан пожилого возраста, имеющих право на льготы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края;

проведение акций по предоставлению пожилым пенсионерам при розничной продаже лекарственных средств скидки в размере 5 - 10%;

обучение медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий для дальнейшего осуществления ими фармацевтической деятельности в обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в отдаленных сельских поселениях края;

лицензирование фармацевтической деятельности в обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в отдаленных сельских поселениях края;

создание обучающих программ для населения (в том числе родственников) по оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста;

обучение социальных работников, обслуживающих лиц пожилого и старческого возраста на дому, методам оказания доврачебной медицинской помощи;

реконструкция и капитальный ремонт краевых государственных стационарных учреждений социального обслуживания.

Перечень основных мероприятий программы приведен в приложении 1.

4. Ресурсное обеспечение программы


Основными источниками финансирования программы являются:

средства краевого бюджета;

средства местных бюджетов (в соответствии с муниципальными программами);

средства из внебюджетных источников;

средства Пенсионного фонда Российской Федерации.

Общий объем финансирования программы составляет 918494,95 тыс. рублей, из них:

в 2011 году - 260758,15 тыс. рублей;

в 2012 году - 233584,65 тыс. рублей;

в 2013 году - 424152,15 тыс. рублей,

в том числе:

средства краевого бюджета - 819825,95 тыс. рублей:

в 2011 году - 224783,15 тыс. рублей;

в 2012 году - 202237,65 тыс. рублей;

в 2013 году - 392805,15 тыс. рублей,

из них:

на реализацию мероприятий в рамках иных целевых программ - 36778,00 тыс. рублей:

в 2011 году - 15778,00 тыс. рублей;

в 2012 году - 10500,00 тыс. рублей;

в 2013 году - 10500,00 тыс. рублей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»