(с изменениями на 25 сентября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 28.12.2023 N 1139, от 04.03.2024 N 146, от 24.05.2024 N 392, от 06.06.2024 N 444, от 27.06.2024 N 506, от 14.08.2024 N 641, от 25.09.2024 N 742)
В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства Амурской области от 28.12.2023 N 1139)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" (далее - государственная программа).
2. Установить, что мероприятия государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446, реализованные до 31 декабря 2023 года, являются I этапом реализации государственной программы.
3. Признать утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446, от 21 января 2014 г. N 17, от 29 января 2014 г. N 41, от 26 февраля 2014 г. N 100, от 19 марта 2014 г. N 144, от 23 апреля 2014 г. N 249, от 27 мая 2014 г. N 331, от 24 июня 2014 г. N 383, от 25 июня 2014 г. N 408, от 8 августа 2014 г. N 476, от 27 августа 2014 г. N 507, от 22 сентября 2014 г. N 571, от 25 сентября 2014 г. N 582, от 7 октября 2014 г. N 616, от 22 октября 2014 г. N 641, от 13 ноября 2014 г. N 677, от 14 ноября 2014 г. N 690, от 8 декабря 2014 г. N 735, от 24 декабря 2014 г. N 766, от 26 января 2015 г. N 17, от 25 февраля 2015 г. N 59, от 19 марта 2015 г. N 93, от 22 апреля 2015 г. N 200, от 27 мая 2015 г. N 251, от 22 июня 2015 г. N 307, от 11 августа 2015 г. N 389, от 26 августа 2015 г. N 404, от 23 сентября 2015 г. N 448, от 25 сентября 2015 г. N 458, от 21 октября 2015 г. N 511, от 18 ноября 2015 г. N 548, от 9 декабря 2015 г. N 591, от 23 декабря 2015 г. N 627, от 13 января 2016 г. N 8, от 27 января 2016 г. N 23, от 24 февраля 2016 г. N 60, от 23 марта 2016 г. N 100, от 25 апреля 2016 г. N 160, от 24 августа 2016 г. N 368, от 13 сентября 2016 г. N 395, от 30 сентября 2016 г. N 433, от 25 октября 2016 г. N 480, от 23 ноября 2016 г. N 530, от 19 декабря 2016 г. N 573, от 25 января 2017 г. N 31, от 21 февраля 2017 г. N 75, от 26 апреля 2017 г. N 215, от 21 июня 2017 г. N 286, от 10 августа 2017 г. N 391, от 13 сентября 2017 г. N 429, от 25 сентября 2017 г. N 467, от 5 октября 2017 г. N 484, от 11 октября 2017 г. N 497, от 31 октября 2017 г. N 521, от 20 ноября 2017 г. N 554, от 30 ноября 2017 г. N 564, от 8 декабря 2017 г. N 590, от 25 января 2018 г. N 33, от 2 февраля 2018 г. N 48, от 22 февраля 2018 г. N 76, от 3 апреля 2018 г. N 140, от 25 апреля 2018 г. N 192, от 26 апреля 2018 г. N 195, от 3 июля 2018 г. N 302, от 9 июля 2018 г. N 317, от 30 августа 2018 г. N 410, от 11 сентября 2018 г. N 422, от 25 сентября 2018 г. N 443, от 12 декабря 2018 г. N 599, от 20 декабря 2018 г. N 625, от 28 декабря 2018 г. N 651, от 31 января 2019 г. N 37, от 11 апреля 2019 г. N 190, от 6 июня 2019 г. N 315, от 17 июля 2019 г. N 393, от 2 августа 2019 г. N 420, от 20 августа 2019 г. N 471, от 24 сентября 2019 г. N 540, от 25 сентября 2019 г. N 565, от 20 декабря 2019 г. N 744, от 27 декабря 2019 г. N 773, от 30 декабря 2019 г. N 790, от 16 марта 2020 г. N 109, от 24 марта 2020 г. N 133, от 22 апреля 2020 г. N 249, от 14 мая 2020 г. N 307, от 18 июня 2020 г. N 397, от 9 июля 2020 г. N 446, от 14 августа 2020 г. N 540, от 17 сентября 2020 г. N 628, от 23 сентября 2020 г. N 641, от 25 сентября 2020 г. N 662, от 17 ноября 2020 г. N 765, от 10 декабря 2020 г. N 836, от 15 января 2021 г. N 10, от 5 февраля 2021 г. N 63, от 1 марта 2021 г. N 105, от 4 марта 2021 г. N 112, от 2 апреля 2021 г. N 192, от 31 мая 2021 г. N 342, от 1 июля 2021 г. N 421, от 6 августа 2021 г. N 570, от 16 сентября 2021 г. N 705, от 24 сентября 2021 г. N 746, от 30 сентября 2021 г. N 766, от 8 декабря 2021 г. N 975, от 22 декабря 2021 г. N 1054, от 24 декабря 2021 г. N 1080, от 29 декабря 2021 г. N 1104, от 30 декабря 2021 г. N 1111, от 31 января 2022 г. N 102, от 16 февраля 2022 г. N 174, от 24 марта 2022 г. N 281, от 11 апреля 2022 г. N 351, от 22 апреля 2022 г. N 421, от 29 апреля 2022 г. N 447, от 6 мая 2022 г. N 468, от 28 июня 2022 г. N 617, от 5 августа 2022 г. N 806, от 15 августа 2022 г. N 831, от 16 сентября 2022 г. N 927, от 20 сентября 2022 г. N 933, от 23 сентября 2022 г. N 962, от 10 ноября 2022 г. N 1094, от 2 декабря 2022 г. N 1172, от 14 декабря 2022 г. N 1218, от 28 декабря 2022 г. N 1328, от 18 января 2023 г. N 50, от 25 января 2023 г. N 75, от 14 марта 2023 г. N 233, от 18 апреля 2023 г. N 355, от 2 мая 2023 г. N 401, от 29 июня 2023 г. N 563, от 5 июля 2023 г. N 590, от 7 июля 2023 г. N 597, от 1 августа 2023 г. N 649, от 14 сентября 2023 г. N 761 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Амурской области от 18 февраля 2019 г. N 54, решением Амурского областного суда от 4 февраля 2021 г. N 3а-24/2022, "Об утверждении государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области".
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 28.12.2023 N 1139, от 04.03.2024 N 146, от 24.05.2024 N 392, от 06.06.2024 N 444, от 27.06.2024 N 506, от 14.08.2024 N 641, от 25.09.2024 N 742)
Строительная отрасль является одной из приоритетных в экономике Амурской области. Строительство как вид экономической деятельности создает большое количество рабочих мест, потребляет продукцию многих сопутствующих производств и является источником доходов бюджетов всех уровней. Строительная отрасль занимает значительную часть производимого валового регионального продукта (ВРП) в Амурской области - 19%.
Объем работ и услуг, выполненных собственными силами организаций по чистому виду деятельности "Строительство", по Амурской области за 2022 год составил 260,4 млрд. рублей, или 95,3% к аналогичному периоду 2021 года.
Динамика объема работ по виду деятельности "Строительство" с 2018 по 2022 год увеличилась с 110,2 до 260,4 млрд. руб.
Можно отметить, что показатель объема строительных работ с 2018 года показывает стабильный рост, который происходит за счет реализации крупных инвестиционных проектов Амурской области (строительство Амурского газоперерабатывающего завода (АГПЗ), Амурского газохимического комплекса (АГХК), космодрома "Восточный", объектов дорожной инфраструктуры и др.), а также за счет осуществления работ в сфере строительства объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры.
В 2022 году строительная отрасль объединяет 1470 фирм, организаций и предприятий различных форм собственности, из них порядка 50 предприятий промышленности строительных материалов и 45 организаций, осуществляющих жилищное строительство.
В Амурской области действуют более 50 предприятий промышленности строительных материалов, осуществляющих производство силикатного и керамического кирпича, пеноблоков строительных, сип-панелей, сэндвич-панелей, газобетонных и газосиликатных блоков, производство и продажу бетона, тротуарной плитки, стеновых материалов и железобетонных конструкций.
Основные отраслеобразующие предприятия ООО "Благовещенский завод строительных материалов", ООО "Компания Блок", ООО "Амурский завод железобетонных конструкций плюс", ООО "Амурский завод металлических конструкций", ООО "Производственно-торговая компания "Пчелы - Свободный", ООО "31 Блок", ООО "Дальневосточная строительно-производственная компания" включены в перечень системообразующих предприятий Амурской области.
До сентября 2023 года в Амурской области не производятся цемент, листовое стекло, теплоизоляционные материалы, облицовочный кирпич, гипсовые материалы, лакокрасочные материалы, керамическая плитка.
Вызовами формирования новой градостроительной политики являются:
документы территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития по состоянию на сентябрь 2023 года недостаточно синхронизированы между собой;
синхронизация документов территориального планирования с инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций, документов муниципального уровня и с программами (схемами) развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры;
процесс подготовки и актуализации документов территориального планирования занимает длительное время;
существующие сроки принятия управленческих решений обуславливают возникновение дисбаланса в развитии территорий.
На территории Амурской области с 2019 года успешно реализуется региональный проект "Жилье (Амурская область)", плановые показатели в Амурской области ежегодно перевыполняются. За 4 года уже ввели 966 тыс. кв. м. В 2022 году Амурская область занимала IV место по объему ввода жилья (введено 378,6 тыс. кв. м) в разрезе Дальневосточного федерального округа.
Динамика жилищного строительства в Амурской области по годам (в сравнении 2018 год - 2022 год) составила: всего введено жилых домов в эксплуатацию 158,7 - 378,6 тыс. кв. м.; число построенных квартир 2784 - 5270 квартир; индивидуальные жилые дома (далее - ИЖД), построенные населением 36,7 - 162,2 тыс. кв. м общей площади; процент ИЖД, построенных населением, от общего ввода жилья 23,1 - 42,8; средняя стоимость 1 кв. м жилья 56455 - 124193 рублей; средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья (без учета ИЖД) 43336 - 115845 рублей.
Из приведенных данных следует, что ввод жилья в эксплуатацию на территории Амурской области имеет непостоянную тенденцию, но в целом начиная с 2019 года показатели по вводу жилья были выше плановых показателей регионального проекта "Жилье (Амурская область)".
Существенным фактором, определяющим потребности и спрос на жилье, является обеспеченность жильем жителей Амурской области. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя Амурской области ежегодно возрастает и в 2020 году составила 26,0 кв. метров (города - 26,7 кв. метров) по сравнению с 2010 годом (22,2 кв. метров). В 2021 году данный показатель составил 26,4 кв. метров на человека, что однако ниже среднероссийского показателя - 26,7 кв. метра. В 2022 году - 27,4 кв. метра на человека (оценка), что выше показателя, приходящегося по Дальневосточному федеральному округу. - 25,4 кв. метров на человека.
Для достижения целей по вводу жилья в эксплуатацию на территории Амурской области постановлением Правительства Амурской области от 7 июля 2021 г. N 454 утверждена Концепция развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов (далее - Концепция), которая определяет основные приоритеты развития жилищного строительства в Амурской области, направленные как на поддержку коммерческой жилой застройки (в том числе в части реализации проектов комплексного развития территорий) и формирования доступного жилья многоцелевого использования, так и на развитие индивидуального жилищного строительства.
Одним из мероприятий Концепции является создание рынка доступного жилья, которое рассчитано на граждан со средним уровнем дохода, а также на отдельные категории населения, перед которыми у государства есть обязательства по обеспечению жильем.
Таким образом, развитие и поддержка жилищного строительства в Амурской области позволят создать рынок доступного жилья, рассчитанного на граждан со средним уровнем дохода, а также объединить на одной площадке реализацию различных действующих государственных механизмов жилищной политики и учет интересов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Реализация новых направлений в развитии жилищного строительства - подготовка новых территорий с оснащением их коммунальной и иной инфраструктурой с привлечением механизмов инфраструктурного меню позволит обеспечить дальнейшее развитие массового жилищного строительства, а также продвижение института комплексного развития территории в крупных городах Амурской области.
Приоритеты государственной политики в жилищной сфере Амурской области определены: