(с изменениями на 27 декабря 2022 года)
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 1306)
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года" Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов (далее - Концепция).
2. Министерству строительства и архитектуры Амурской области (Сибиряков Н.А.) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Амурской области и акционерным обществом "Корпорация развития жилищного строительства" обеспечить реализацию Концепции в целях достижения показателей регионального проекта "Жилье" на территории Амурской области.
(п. 2 в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 1306)
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Амурской области:
1) учитывать положения Концепции при планировании и выполнении мероприятий по вопросам развития территорий и жилищного строительства в муниципальных образованиях Амурской области;
2) на основании Концепции обеспечить разработку муниципальных программ.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области Матюхина П.В.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2021 - 2030 ГОДОВ
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 1306)
Концепция развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов (далее - Концепция) определяет основные направления развития жилищного строительства Амурской области, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в указанной сфере на период 2021 - 2024 годов и на перспективу до 2030 года.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Комплексное планирование в жилищном строительстве, обеспечивающем существующие и прогнозные потребности населения, является одним из основных направлений развития Амурской области.
Вместе с тем решение задачи наращивания объемов жилищного строительства Амурской области и повышения его доступности для населения Амурской области в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года" (далее - Указ N 474), а также выполнения показателей в рамках федерального проекта "Жилье" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - федеральный проект "Жилье"), невозможно без развития самого строительного комплекса и без мер, стимулирующих застройщиков к активизации их деятельности.
Развитие жилищного строительства в Амурской области должно быть основано на реализации единой системы действий, включающей в себя важнейшие аспекты влияния государства на процессы стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на рынке жилья.
Концепция ориентирована на интеграцию предлагаемых механизмов и мер в действующие и разрабатываемые федеральные и региональные программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития жилищного строительства и строительного комплекса.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 1306)
Динамика жилищного строительства в Амурской области
Показатель | Единица измерения | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего введено жилых домов | Тыс. кв. м | 261,3 | 221,2 | 181,6 | 158,7 | 204,9 | 156,1 | 226,3 |
Число построенных квартир | Квартир | 4588 | 3901 | 3357 | 2784 | 3231 | 2183 | 2747 |
Индивидуальные жилые дома (далее - ИЖД), построенные населением | Тыс. кв. м общей площади | 47,9 | 34,9 | 31,9 | 36,7 | 60,7 | 68,4 | 113,2 |
Процент ИЖД, построенных населением, от общего ввода жилья | Процентов | 18,3 | 15,8 | 17,6 | 23,1 | 29,6 | 43,8 | 50,0 |
Средняя стоимость 1 кв. м жилья | Рублей | 57055 | 53531 | 51722 | 56455 | 64000 | 85423 | 106830 |
Средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья (без учета ИЖД) | Рублей | 41417 | 43343 | 43841 | 43336 | 49726 | 59076 | 91841 |
В 2021 году на территории Амурской области осуществляли свою деятельность более 40 заказчиков-застройщиков жилья (без учета подрядных организаций), в том числе 15 застройщиков возвели жилье с привлечением денежных средств граждан.
В 2021 году введено в эксплуатацию 2747 квартир общей площадью 226,3 тыс. кв. м, или 144,9% к уровню 2020 года (156,1 тыс. кв. м).
Наибольший объем жилищного строительства в Амурской области отмечен в городском округе Благовещенск, Благовещенском районе и городском округе Свободный.
Населением Амурской области за счет собственных и заемных средств введено 918 квартир общей площадью 113,2 тыс. кв. м, что на 65,5% выше уровня 2020 года (68,4 тыс. кв. м). На 16 территориях из 27, где введены ИЖД, ввод жилья производился только индивидуальными застройщиками.
Строительство жилья, как и в предыдущие годы, преимущественно велось в городской местности - 52,5% от общего объема (2020 г. - 60,9%), в сельской местности - 47,5% от всей введенной площади в Амурской области. За счет индивидуального домостроения на селе построено 71,7% от общего жилья, возведенного в сельской местности (2020 г. - 66,8%).
Существенным фактором, определяющим потребности и спрос на жилье, является обеспеченность жильем жителей Амурской области. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя Амурской области ежегодно возрастает и в 2020 году составила 26,0 кв. м (в городах - 26,7 кв. м), для сравнения в 2010 году - 22,2 кв. м. В 2021 году данный показатель составил 26,4 кв. м на человека, что однако ниже среднероссийского показателя - 26,7 кв. м. Прогноз на 2022 год - 26,7 кв. м на человека.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" установлены целевые показатели, в том числе увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. м в год.
Правительством Амурской области с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заключено соглашение от 15 февраля 2019 г. N 069-2019-F10040-1 о реализации регионального проекта "Жилье (Амурская область)" на территории Амурской области (далее - РП "Жилье"), а также дополнительное соглашение к соглашению о реализации РП "Жилье" от 19 января 2022 г. N 069-2019-F10040-1/5.
В 2020 и 2021 годах плановый показатель РП "Жилье" по вводу жилья достигнут на 109,1% и 102,9% соответственно.
В целом в Амурской области до 2030 года предстоит ввести около 2,4 млн. кв. м жилой площади. Для достижения целевого показателя требуется двукратное увеличение объемов жилья, вводимого коммерческими застройщиками.
Плановые значения показателя "Объем ввода жилья" по РП "Жилье"
Год | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
Объем ввода жилья, млн. кв. м | 0,220 | 0,206 | 0,195 | 0,203 | 0,257 | 0,275 | 0,275 | 0,295 | 0,352 | 0,352 |
На начало 2022 года в Амурской области действовало 91 разрешение на строительство многоквартирных домов площадью 665,5 тыс. кв. м (в 2021 году выдано 36 разрешений на строительство многоквартирных домов площадью 143,7 тыс. кв. м).
Осуществлялось строительство 105 многоквартирных домов жилой площадью 620,8 тыс. кв. м.
Предпосылками для сохранения и развития строительного комплекса Амурской области и наращивания темпов жилищного строительства должны стать:
1) повышение спроса на жилье, вызванное льготными ипотечными программами;
2) внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий;
3) адаптация строительной отрасли в части привлечения средств дольщиков с использованием счетов эскроу и механизма проектного финансирования согласно требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
4) реализация крупных инвестиционных проектов в Амурской области, что вызывает потребность строительства жилых домов и целых микрорайонов для новых работников;
5) запуск программы газификации Амурской области;
6) наличие мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства Амурской области в рамках федерального проекта "Жилье";
7) использование механизма "инфраструктурных кредитов" и "инфраструктурных облигаций".
Исходя из проведенного анализа существующие проблемы в жилищном строительстве в Амурской области складываются в две группы: проблемы снижения предложения на рынке жилья и проблемы формирования стабильного спроса на жилье.
1. Проблемы снижения предложения на рынке жилья: