ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2021 года N 454


Об утверждении Концепции развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов

(с изменениями на 27 декабря 2022 года)

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 1306)



В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года" Правительство Амурской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов (далее - Концепция).


2. Министерству строительства и архитектуры Амурской области (Сибиряков Н.А.) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Амурской области и акционерным обществом "Корпорация развития жилищного строительства" обеспечить реализацию Концепции в целях достижения показателей регионального проекта "Жилье" на территории Амурской области.


(п. 2 в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 1306)


3. Рекомендовать главам муниципальных образований Амурской области:


1) учитывать положения Концепции при планировании и выполнении мероприятий по вопросам развития территорий и жилищного строительства в муниципальных образованиях Амурской области;


2) на основании Концепции обеспечить разработку муниципальных программ.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области Матюхина П.В.



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 7 июля 2021 г. N 454



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2021 - 2030 ГОДОВ

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 1306)



Концепция развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов (далее - Концепция) определяет основные направления развития жилищного строительства Амурской области, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в указанной сфере на период 2021 - 2024 годов и на перспективу до 2030 года.


В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.


Комплексное планирование в жилищном строительстве, обеспечивающем существующие и прогнозные потребности населения, является одним из основных направлений развития Амурской области.


Вместе с тем решение задачи наращивания объемов жилищного строительства Амурской области и повышения его доступности для населения Амурской области в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года" (далее - Указ N 474), а также выполнения показателей в рамках федерального проекта "Жилье" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - федеральный проект "Жилье"), невозможно без развития самого строительного комплекса и без мер, стимулирующих застройщиков к активизации их деятельности.


Развитие жилищного строительства в Амурской области должно быть основано на реализации единой системы действий, включающей в себя важнейшие аспекты влияния государства на процессы стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на рынке жилья.


Концепция ориентирована на интеграцию предлагаемых механизмов и мер в действующие и разрабатываемые федеральные и региональные программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития жилищного строительства и строительного комплекса.



1. Состояние жилищного строительства в Амурской области


(в ред. постановления Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 1306)




Таблица 1



Динамика жилищного строительства в Амурской области

Показатель

Единица измерения

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего введено жилых домов

Тыс. кв. м

261,3

221,2

181,6

158,7

204,9

156,1

226,3

Число построенных квартир

Квартир

4588

3901

3357

2784

3231

2183

2747

Индивидуальные жилые дома (далее - ИЖД), построенные населением

Тыс. кв. м общей площади

47,9

34,9

31,9

36,7

60,7

68,4

113,2

Процент ИЖД, построенных населением, от общего ввода жилья

Процентов

18,3

15,8

17,6

23,1

29,6

43,8

50,0

Средняя стоимость 1 кв. м жилья

Рублей

57055

53531

51722

56455

64000

85423

106830

Средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья (без учета ИЖД)

Рублей

41417

43343

43841

43336

49726

59076

91841


В 2021 году на территории Амурской области осуществляли свою деятельность более 40 заказчиков-застройщиков жилья (без учета подрядных организаций), в том числе 15 застройщиков возвели жилье с привлечением денежных средств граждан.


В 2021 году введено в эксплуатацию 2747 квартир общей площадью 226,3 тыс. кв. м, или 144,9% к уровню 2020 года (156,1 тыс. кв. м).


Наибольший объем жилищного строительства в Амурской области отмечен в городском округе Благовещенск, Благовещенском районе и городском округе Свободный.


Населением Амурской области за счет собственных и заемных средств введено 918 квартир общей площадью 113,2 тыс. кв. м, что на 65,5% выше уровня 2020 года (68,4 тыс. кв. м). На 16 территориях из 27, где введены ИЖД, ввод жилья производился только индивидуальными застройщиками.


Строительство жилья, как и в предыдущие годы, преимущественно велось в городской местности - 52,5% от общего объема (2020 г. - 60,9%), в сельской местности - 47,5% от всей введенной площади в Амурской области. За счет индивидуального домостроения на селе построено 71,7% от общего жилья, возведенного в сельской местности (2020 г. - 66,8%).


Существенным фактором, определяющим потребности и спрос на жилье, является обеспеченность жильем жителей Амурской области. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя Амурской области ежегодно возрастает и в 2020 году составила 26,0 кв. м (в городах - 26,7 кв. м), для сравнения в 2010 году - 22,2 кв. м. В 2021 году данный показатель составил 26,4 кв. м на человека, что однако ниже среднероссийского показателя - 26,7 кв. м. Прогноз на 2022 год - 26,7 кв. м на человека.


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" установлены целевые показатели, в том числе увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. м в год.


Правительством Амурской области с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заключено соглашение от 15 февраля 2019 г. N 069-2019-F10040-1 о реализации регионального проекта "Жилье (Амурская область)" на территории Амурской области (далее - РП "Жилье"), а также дополнительное соглашение к соглашению о реализации РП "Жилье" от 19 января 2022 г. N 069-2019-F10040-1/5.


В 2020 и 2021 годах плановый показатель РП "Жилье" по вводу жилья достигнут на 109,1% и 102,9% соответственно.


В целом в Амурской области до 2030 года предстоит ввести около 2,4 млн. кв. м жилой площади. Для достижения целевого показателя требуется двукратное увеличение объемов жилья, вводимого коммерческими застройщиками.



Таблица 2



Плановые значения показателя "Объем ввода жилья" по РП "Жилье"

Год

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Объем ввода жилья, млн. кв. м

0,220

0,206

0,195

0,203

0,257

0,275

0,275

0,295

0,352

0,352


На начало 2022 года в Амурской области действовало 91 разрешение на строительство многоквартирных домов площадью 665,5 тыс. кв. м (в 2021 году выдано 36 разрешений на строительство многоквартирных домов площадью 143,7 тыс. кв. м).


Осуществлялось строительство 105 многоквартирных домов жилой площадью 620,8 тыс. кв. м.



2. Предпосылки развития жилищного строительства в Амурской области


Предпосылками для сохранения и развития строительного комплекса Амурской области и наращивания темпов жилищного строительства должны стать:


1) повышение спроса на жилье, вызванное льготными ипотечными программами;


2) внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий;


3) адаптация строительной отрасли в части привлечения средств дольщиков с использованием счетов эскроу и механизма проектного финансирования согласно требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";


4) реализация крупных инвестиционных проектов в Амурской области, что вызывает потребность строительства жилых домов и целых микрорайонов для новых работников;


5) запуск программы газификации Амурской области;


6) наличие мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства Амурской области в рамках федерального проекта "Жилье";


7) использование механизма "инфраструктурных кредитов" и "инфраструктурных облигаций".



3. Проблемы развития жилищного строительства в Амурской области


Исходя из проведенного анализа существующие проблемы в жилищном строительстве в Амурской области складываются в две группы: проблемы снижения предложения на рынке жилья и проблемы формирования стабильного спроса на жилье.


1. Проблемы снижения предложения на рынке жилья:


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»