ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 1139


О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2023 г. N 801



В целях корректировки государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2023 г. N 801 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" следующие изменения:


1) наименование изложить в следующей редакции:


"Об утверждении государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области";


2) преамбулу изложить в следующей редакции:


"В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:";


3) государственную программу Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Приложение
к постановлению
Правительства
Амурской области
от 28 декабря 2023 г. N 1139



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"



1. Стратегические приоритеты и цели государственной политики Амурской области, в том числе с указанием связи с национальными целями



1.1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" (далее - государственная программа)


Строительная отрасль является одной из приоритетных в экономике Амурской области. Строительство как вид экономической деятельности создает большое количество рабочих мест, потребляет продукцию многих сопутствующих производств и является источником доходов бюджетов всех уровней. Строительная отрасль занимает значительную часть производимого валового регионального продукта (ВРП) в Амурской области - 19%.


Объем работ и услуг, выполненных собственными силами организаций по чистому виду деятельности "Строительство", по Амурской области за 2022 год составил 260,4 млрд. рублей, или 95,3% к аналогичному периоду 2021 года.


Динамика объема работ по виду деятельности "Строительство" с 2018 по 2022 год увеличилась с 110,2 до 260,4 млрд. руб.


Можно отметить, что показатель объема строительных работ с 2018 года показывает стабильный рост, который происходит за счет реализации крупных инвестиционных проектов Амурской области (строительство Амурского газоперерабатывающего завода (АГПЗ), Амурского газохимического комплекса (АГХК), космодрома "Восточный", объектов дорожной инфраструктуры и др.), а также за счет осуществления работ в сфере строительства объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры.


В 2022 году строительная отрасль объединяет 1470 фирм, организаций и предприятий различных форм собственности, из них порядка 50 предприятий промышленности строительных материалов и 45 организаций, осуществляющих жилищное строительство.


В Амурской области действуют более 50 предприятий промышленности строительных материалов, осуществляющих производство силикатного и керамического кирпича, пеноблоков строительных, сип-панелей, сэндвич-панелей, газобетонных и газосиликатных блоков, производство и продажу бетона, тротуарной плитки, стеновых материалов и железобетонных конструкций.


Основные отраслеобразующие предприятия ООО "Благовещенский завод строительных материалов", ООО "Компания Блок", ООО "Амурский завод железобетонных конструкций плюс", ООО "Амурский завод металлических конструкций", ООО "Производственно-торговая компания "Пчелы - Свободный", ООО "31 Блок", ООО "Дальневосточная строительно-производственная компания" включены в перечень системообразующих предприятий Амурской области.


До сентября 2023 года в Амурской области не производятся цемент, листовое стекло, теплоизоляционные материалы, облицовочный кирпич, гипсовые материалы, лакокрасочные материалы, керамическая плитка.


Вызовами формирования новой градостроительной политики являются:


документы территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития по состоянию на сентябрь 2023 года недостаточно синхронизированы между собой;


синхронизация документов территориального планирования с инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций, документов муниципального уровня и с программами (схемами) развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры;


процесс подготовки и актуализации документов территориального планирования занимает длительное время;


существующие сроки принятия управленческих решений обуславливают возникновение дисбаланса в развитии территорий.


На территории Амурской области с 2019 года успешно реализуется региональный проект "Жилье (Амурская область)", плановые показатели в Амурской области ежегодно перевыполняются. За 4 года уже ввели 966 тыс. кв. м. В 2022 году Амурская область занимала IV место по объему ввода жилья (введено 378,6 тыс. кв. м) в разрезе Дальневосточного федерального округа.


Динамика жилищного строительства в Амурской области по годам (в сравнении 2018 год - 2022 год) составила: всего введено жилых домов в эксплуатацию 158,7 - 378,6 тыс. кв. м.; число построенных квартир 2784 - 5270 квартир; индивидуальные жилые дома (далее - ИЖД), построенные населением 36,7 - 162,2 тыс. кв. м общей площади; процент ИЖД, построенных населением, от общего ввода жилья 23,1 - 42,8; средняя стоимость 1 кв. м жилья 56455 - 124193 рублей; средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья (без учета ИЖД) 43336 - 115845 рублей.


Из приведенных данных следует, что ввод жилья в эксплуатацию на территории Амурской области имеет непостоянную тенденцию, но в целом начиная с 2019 года показатели по вводу жилья были выше плановых показателей регионального проекта "Жилье (Амурская область)".


Существенным фактором, определяющим потребности и спрос на жилье, является обеспеченность жильем жителей Амурской области. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя Амурской области ежегодно возрастает и в 2020 году составила 26,0 кв. метров (города - 26,7 кв. метров) по сравнению с 2010 годом (22,2 кв. метров). В 2021 году данный показатель составил 26,4 кв. метров на человека, что однако ниже среднероссийского показателя - 26,7 кв. метра. В 2022 году - 27,4 кв. метра на человека (оценка), что выше показателя, приходящегося по Дальневосточному федеральному округу. - 25,4 кв. метров на человека.


Для достижения целей по вводу жилья в эксплуатацию на территории Амурской области постановлением Правительства Амурской области от 7 июля 2021 г. N 454 утверждена Концепция развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов (далее - Концепция), которая определяет основные приоритеты развития жилищного строительства в Амурской области, направленные как на поддержку коммерческой жилой застройки (в том числе в части реализации проектов комплексного развития территорий) и формирования доступного жилья многоцелевого использования, так и на развитие индивидуального жилищного строительства.


Одним из мероприятий Концепции является создание рынка доступного жилья, которое рассчитано на граждан со средним уровнем дохода, а также на отдельные категории населения, перед которыми у государства есть обязательства по обеспечению жильем.


Таким образом, развитие и поддержка жилищного строительства в Амурской области позволят создать рынок доступного жилья, рассчитанного на граждан со средним уровнем дохода, а также объединить на одной площадке реализацию различных действующих государственных механизмов жилищной политики и учет интересов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Реализация новых направлений в развитии жилищного строительства - подготовка новых территорий с оснащением их коммунальной и иной инфраструктурой с привлечением механизмов инфраструктурного меню позволит обеспечить дальнейшее развитие массового жилищного строительства, а также продвижение института комплексного развития территории в крупных городах Амурской области.



1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в жилищной сфере Амурской области определены:


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;


Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р (далее - Стратегия).


В совокупности весь комплекс мероприятий государственной программы направлен на повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.


Основным направлением жилищного строительства является обеспечение населения Амурской области доступным качественным жильем за счет ежегодного роста объемов ввода жилья в эксплуатацию, с достижением доведенных до Амурской области показателей федерального проекта "Жилье".


Основными целями государственной программы являются:


1) расселение до 2024 года 111,02 тыс. кв. метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;


2) улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 24,4 тыс. семей;


3) увеличение годового объема ввода жилья до 0,352 млн. кв. метров к 2030 году.


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" установлены целевые показатели, в том числе улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год. Более того, поставлена задача ежегодного увеличения ввода жилья в эксплуатацию не ниже уровня прошлых лет.


В рамках реализации регионального проекта "Жилье (Амурская область)" в Амурской области до 2030 года предстоит ввести еще около 2,3 млн. кв. м жилой площади. Для достижения целевого показателя произойдет двукратное в сравнении с 2019 года увеличение объемов жилья, вводимого в эксплуатацию коммерческими застройщиками.



1.3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Амурской области


Задача градостроительной деятельности - создание основы для сбалансированного развития региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»