В целях корректировки государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2023 г. N 801 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области";
2) преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:";
3) государственную программу Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Строительная отрасль является одной из приоритетных в экономике Амурской области. Строительство как вид экономической деятельности создает большое количество рабочих мест, потребляет продукцию многих сопутствующих производств и является источником доходов бюджетов всех уровней. Строительная отрасль занимает значительную часть производимого валового регионального продукта (ВРП) в Амурской области - 19%.
Объем работ и услуг, выполненных собственными силами организаций по чистому виду деятельности "Строительство", по Амурской области за 2022 год составил 260,4 млрд. рублей, или 95,3% к аналогичному периоду 2021 года.
Динамика объема работ по виду деятельности "Строительство" с 2018 по 2022 год увеличилась с 110,2 до 260,4 млрд. руб.
Можно отметить, что показатель объема строительных работ с 2018 года показывает стабильный рост, который происходит за счет реализации крупных инвестиционных проектов Амурской области (строительство Амурского газоперерабатывающего завода (АГПЗ), Амурского газохимического комплекса (АГХК), космодрома "Восточный", объектов дорожной инфраструктуры и др.), а также за счет осуществления работ в сфере строительства объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры.
В 2022 году строительная отрасль объединяет 1470 фирм, организаций и предприятий различных форм собственности, из них порядка 50 предприятий промышленности строительных материалов и 45 организаций, осуществляющих жилищное строительство.
В Амурской области действуют более 50 предприятий промышленности строительных материалов, осуществляющих производство силикатного и керамического кирпича, пеноблоков строительных, сип-панелей, сэндвич-панелей, газобетонных и газосиликатных блоков, производство и продажу бетона, тротуарной плитки, стеновых материалов и железобетонных конструкций.
Основные отраслеобразующие предприятия ООО "Благовещенский завод строительных материалов", ООО "Компания Блок", ООО "Амурский завод железобетонных конструкций плюс", ООО "Амурский завод металлических конструкций", ООО "Производственно-торговая компания "Пчелы - Свободный", ООО "31 Блок", ООО "Дальневосточная строительно-производственная компания" включены в перечень системообразующих предприятий Амурской области.
До сентября 2023 года в Амурской области не производятся цемент, листовое стекло, теплоизоляционные материалы, облицовочный кирпич, гипсовые материалы, лакокрасочные материалы, керамическая плитка.
Вызовами формирования новой градостроительной политики являются:
документы территориального планирования, градостроительного и социально-экономического развития по состоянию на сентябрь 2023 года недостаточно синхронизированы между собой;
синхронизация документов территориального планирования с инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций, документов муниципального уровня и с программами (схемами) развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры;
процесс подготовки и актуализации документов территориального планирования занимает длительное время;
существующие сроки принятия управленческих решений обуславливают возникновение дисбаланса в развитии территорий.
На территории Амурской области с 2019 года успешно реализуется региональный проект "Жилье (Амурская область)", плановые показатели в Амурской области ежегодно перевыполняются. За 4 года уже ввели 966 тыс. кв. м. В 2022 году Амурская область занимала IV место по объему ввода жилья (введено 378,6 тыс. кв. м) в разрезе Дальневосточного федерального округа.
Динамика жилищного строительства в Амурской области по годам (в сравнении 2018 год - 2022 год) составила: всего введено жилых домов в эксплуатацию 158,7 - 378,6 тыс. кв. м.; число построенных квартир 2784 - 5270 квартир; индивидуальные жилые дома (далее - ИЖД), построенные населением 36,7 - 162,2 тыс. кв. м общей площади; процент ИЖД, построенных населением, от общего ввода жилья 23,1 - 42,8; средняя стоимость 1 кв. м жилья 56455 - 124193 рублей; средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья (без учета ИЖД) 43336 - 115845 рублей.
Из приведенных данных следует, что ввод жилья в эксплуатацию на территории Амурской области имеет непостоянную тенденцию, но в целом начиная с 2019 года показатели по вводу жилья были выше плановых показателей регионального проекта "Жилье (Амурская область)".
Существенным фактором, определяющим потребности и спрос на жилье, является обеспеченность жильем жителей Амурской области. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя Амурской области ежегодно возрастает и в 2020 году составила 26,0 кв. метров (города - 26,7 кв. метров) по сравнению с 2010 годом (22,2 кв. метров). В 2021 году данный показатель составил 26,4 кв. метров на человека, что однако ниже среднероссийского показателя - 26,7 кв. метра. В 2022 году - 27,4 кв. метра на человека (оценка), что выше показателя, приходящегося по Дальневосточному федеральному округу. - 25,4 кв. метров на человека.
Для достижения целей по вводу жилья в эксплуатацию на территории Амурской области постановлением Правительства Амурской области от 7 июля 2021 г. N 454 утверждена Концепция развития жилищного строительства в Амурской области на период 2021 - 2030 годов (далее - Концепция), которая определяет основные приоритеты развития жилищного строительства в Амурской области, направленные как на поддержку коммерческой жилой застройки (в том числе в части реализации проектов комплексного развития территорий) и формирования доступного жилья многоцелевого использования, так и на развитие индивидуального жилищного строительства.
Одним из мероприятий Концепции является создание рынка доступного жилья, которое рассчитано на граждан со средним уровнем дохода, а также на отдельные категории населения, перед которыми у государства есть обязательства по обеспечению жильем.
Таким образом, развитие и поддержка жилищного строительства в Амурской области позволят создать рынок доступного жилья, рассчитанного на граждан со средним уровнем дохода, а также объединить на одной площадке реализацию различных действующих государственных механизмов жилищной политики и учет интересов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Реализация новых направлений в развитии жилищного строительства - подготовка новых территорий с оснащением их коммунальной и иной инфраструктурой с привлечением механизмов инфраструктурного меню позволит обеспечить дальнейшее развитие массового жилищного строительства, а также продвижение института комплексного развития территории в крупных городах Амурской области.
Приоритеты государственной политики в жилищной сфере Амурской области определены:
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р (далее - Стратегия).
В совокупности весь комплекс мероприятий государственной программы направлен на повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Основным направлением жилищного строительства является обеспечение населения Амурской области доступным качественным жильем за счет ежегодного роста объемов ввода жилья в эксплуатацию, с достижением доведенных до Амурской области показателей федерального проекта "Жилье".
Основными целями государственной программы являются:
1) расселение до 2024 года 111,02 тыс. кв. метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
2) улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 24,4 тыс. семей;
3) увеличение годового объема ввода жилья до 0,352 млн. кв. метров к 2030 году.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" установлены целевые показатели, в том числе улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год. Более того, поставлена задача ежегодного увеличения ввода жилья в эксплуатацию не ниже уровня прошлых лет.
В рамках реализации регионального проекта "Жилье (Амурская область)" в Амурской области до 2030 года предстоит ввести еще около 2,3 млн. кв. м жилой площади. Для достижения целевого показателя произойдет двукратное в сравнении с 2019 года увеличение объемов жилья, вводимого в эксплуатацию коммерческими застройщиками.
Задача градостроительной деятельности - создание основы для сбалансированного развития региона.