БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ Р 55941-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ТРАМВАЙНЫЕ ЖЕЛОБЧАТЫЕ

Технические условия

Grooved rails. Specifications



ОКС 45.080

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Уральский институт металлов" (ОАО "УИМ") и Открытым акционерным обществом "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 367 "Чугун, прокат и металлоизделия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 января 2014 г. N 9-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 14811:2006+А1:2009* "Железные дороги. Верхнее строение пути. Желобчатые рельсы и сопутствующие конструкционные профили" (EN 14811:2006+A1:2009 "Railway applications - Track - Special purpose rail - Grooved and associated construction", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 6-2016)


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на трамвайные желобчатые рельсы (далее - рельсы), предназначенные для путей городского электрического транспорта.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ГОСТ 1497 Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 2789 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7565 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 7566 Металлопродукция. Правила приемки, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 9012 Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 18895 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 21014 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности

ГОСТ 22536.0 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22536.1 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.8 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди

ГОСТ 22536.9 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 22536.12 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия

ГОСТ Р 8.563 ГСИ. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 50542 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения

ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50542 и ГОСТ 21014.

     4 Классификация

Рельсы трамвайные желобчатые подразделяют:

- по конструкции на типы:

• РТ58, РТ60Е - для прямых участков пути;

• РТ62, РТ62Е - для кривых участков пути, мостов и путепроводов;

- по точности изготовления на группы:

• X - повышенной точности;

• Y - нормальной точности;

- по прямолинейности на классы:

• А - повышенной прямолинейности;

• В - высокой прямолинейности;

- по видам термического упрочнения:

• НТ - нетермоупрочненные;

• Т - с термически упрочненной поверхностью катания и желоба;

- по наличию болтовых отверстий на концах:

• 2О - с отверстиями;

• БО - без отверстий.

     5 Основные параметры и размеры

5.1 Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения желобчатых рельсов должны соответствовать показателям, приведенным на рисунке 1 и в таблице 1.


Таблица 1 - Основные размеры поперечного сечения рельсов

В миллиметрах

Размер поперечного сечения

Обозначение

Значение размера для рельса типа


РТ58

РТ60Е

РТ62

РТ62Е

Высота рельса

180,8

180,0

180,8

180,0

Ширина подошвы

150,0

180,0

150,0

180,0

Ширина головки

58,0

56,0

58,0

56,03

Ширина желоба верхняя

35,0

36,0

35,0

34,44

Глубина желоба

40,8

47,0

40,8

41,0

Толщина губы верхняя

14,0

21,0

23,0

25,53

Смещение верхней кромки губы относительно поверхности катания головки

4,8

5,0

4,2

0,0

Толщина шейки

12,0

12,0

12,0

12,0

Высота пазухи под накладку:

- со стороны головки

121,63

121,85

21,63*

121,80

- со стороны губы

99,12

93,95

99,12

100,00

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Рисунок 1 - Основные размеры поперечного сечения желобчатых рельсов

Допускается изготовление рельсов других типов по чертежам, согласованным в установленном порядке, или в соответствии с Европейским стандартом [1].

Предельные отклонения основных размеров и формы рельсов не должны превышать показателей, приведенных в таблице 2.

Примечание - Рельсы типов РТ60Е и РТ62Е по форме и размерам поперечного сечения соответствуют рельсам типов 60R1 и 62R1 по Европейскому стандарту [1].

5.2 Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров и не контролируемые на готовых рельсах, приведены в приложении А.

5.3 Расчетные параметры конструкции рельсов приведены в приложении Б.

5.4 Рельсы изготавливают длиной от 12,5 до 25,0 м. По согласованию сторон рельсы изготавливают другой длины, но не менее 6,0 м.

Предельные отклонения длины рельса ±10 мм.

5.5 Рельсы на каждом конце должны иметь по два болтовых отверстия. Расположение болтовых отверстий в шейке рельсов должно соответствовать расположению, приведенному на рисунке 2.

Примечания