Недействующий

О концепции развития кадрового потенциала Липецкой области на 2002-2005 годы и основных мероприятиях по ее реализации

Таблица 1

Оценка занятости населения Липецкой области

(чел.)

Наименование отрасли

1998

1999

2000

2001

Всего трудовых ресурсов

694663

760851

745113

745706

в том числе:

трудоспособного населения в трудоспособном возрасте

675478

709146

695547

702133

- из него работающие граждане других государств

2652

2757

3207

3207

лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике

19185

51705

49566

43573

в том числе:

- лица старше трудоспособного возраста

19185

51254

49566

43118

- подростки

-

451

-

455

Распределение трудовых ресурсов

Численность занятых в экономике (без учета занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве)

514604

520718

521765

453711

в том числе:

Материальное производство

358553

366562

367202

302535

из них:

строительство

38962

38822

38140

28272

промышленность

131532

139624

136863

132339

сельское хозяйство

74318

74096

74638

65983

лесное хозяйство

1038

1030

1047

1355

транспорт и связь

33522

35276

39140

33646

торговля, общественное питание, материально техническое снабжение и сбыт

73974

71914

71275

35721

общая коммерческая деятельность (посредники)

1200

1594

1982

1247

геология, разведка недр, гидрометеорологическая и геодезическая службы

187

233

227

222

прочие

3641

3763

3488

3750

Сфера услуг

156051

154156

154563

153345

из них:

жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения

31458

27929

29949

26194

здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение

41057

41121

41202

39471

образование, культура, искусство, наука, научное обслуживание

55841

56464

54222

55684


Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. За 1998-2001 годы численность населения в области уменьшилась на 14,2 тыс. человек или на 1,14%. В 2002 году, как и в прошлые годы, естественная убыль населения продолжает оставаться высокой: число умерших в 2,1 раза превышает число родившихся. Естественные потери только наполовину компенсировались положительным сальдо в миграционном обмене области, что привело к снижению воспроизводства трудоспособного населения.

Не последнюю роль сыграла низкая оплата труда высококвалифицированных специалистов. Этот фактор породил миграционный процесс специалистов в другие регионы России. Формируются целые бригады квалифицированных специалистов для работы на промышленных предприятиях, стройках в тех областях, где заработная плата значительно выше. В тоже время в строительных организациях, жилищно-коммунальном хозяйстве за последние годы численность работников уменьшилась соответственно на 2,4% при увеличении официально зарегистрированных в службе занятости вакантных мест.

По той же причине происходит отток молодых, наиболее инициативных, высококвалифицированных технических специалистов и рабочих, которые уходят в престижные фирмы, коммерческую деятельность.

Так, количество лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве, производством товара и услуг для реализации выросло за 1998-2001 годы с 54887 до 115800 человек или в 2,1 раза, в том числе:

на транспорте с 1713 до 3400 чел. или в 2 раза;

в строительстве с 5371 до 7127 чел. или в 1,3 раза;

в торговле и общественном питании с 40374 до 60661 чел. или 1,5 раза.

Кроме того, проходящая реструктуризация сельскохозяйственных предприятий, перевод их на новые технологии с использованием высокопроизводительной техники привели к резкому увеличению за последние годы (в 35 раз) занятых в личном подсобном хозяйстве.

Вышеперечисленные причины ставят под сомнение возможности предприятий в части обеспечения качества товаров и услуг, серьезно подрывает конкурентоспособность работников на рынке труда, резко сужает их профессиональную мобильность. На сегодня предприятия и организации области остро нуждаются в станочниках металлорежущих и деревообрабатывающих станков, электрогазосварщиках, программистах, рабочих строительных профессий и др. Недостает также высококвалифицированных специалистов среднего звена, работников с высшим образованием, компетентных руководителей.

В агропромышленном комплексе с каждым годом увеличивается потребность в рабочих основных профессий: водителей, трактористовмашинистов, операторов машинного доения, а также специалистов: агрономов, ветврачей, зоотехников, инженеров и др.

Анализ сложившегося положения в сфере развития кадрового потенциала предприятий и организаций Липецкой области, кроме вышеперечисленных, позволяет выделить и другие основные проблемы, решения которых требуют осуществления мер государственного регулирования и поддержки.

Качественный уровень работников организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым рынком труда. Преобладает узкая квалификация работников и жесткое распределение труда. Сложившаяся профессиональноквалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменяющимся отношениям в сфере производства. Более половины занятых в экономике области являются работники неквалифицированного труда или квалифицированного труда средней сложности.

Действующий Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и классификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и других служащих отражает существовавшие 2530 лет назад профессиональное и должностное разделение труда работников и уровень организации.

В большинстве организаций области квалификации присваиваются согласно ЕТКС и вносятся в трудовые книжки работников без экзаменов или после упрощенных формальных процедур.

Проводимая в большинстве организаций Липецкой области кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Периодичность повышения квалификации практически всех категорий персонала продолжает расти и составляет в настоящее время для руководителей и специалистов 810 лет при необходимых 3-5, а рабочих - 13-15 лет.

На многих предприятиях и организациях из года в год сокращаются объемы обучения. Численность работающих, охваченных всеми видами обучения, составляет 17% против 24% в 1995 году. На отдельных предприятиях затраты на подготовку и переподготовку кадров составляют лишь 0,05% от фонда оплаты труда при минимально необходимых для поддержания простого воспроизводства профессионального потенциала 1,5%.

Сложная ситуация в области профессионального развития работников складывается в сельскохозяйственном производстве. Сокращение численности, недостаток финансовых средств привели к резкому сокращению числа работающих, повысивших свою квалификацию. За последние 10 лет доля обученных в данной отрасли экономики уменьшилась почти в 2 раза и составляет на сегодня около 3% от численности работников. Объемы всех видов подготовки рабочих кадров в хозяйствах области значительно ниже, чем на промышленных предприятиях (почти в 10 раз) и составляют 2-2,5% от числа работающих в АПК.

Не соответствуют сегодняшним требованиям программы, связанные с повышением уровня квалификации работников. Программы обучения в организациях ориентированы, в основном, на получение первоначальной профессии. Практически отсутствуют специалисты-организаторы профессионального обучения, имеющие специальную подготовку.

Снижается престиж рабочих профессий среди молодежи, потеряна преемственность в работе в силу старения кадров. На предприятиях промышленности области средний возраст работающих 47-55 лет, а рабочих с высокой квалификацией еще выше. В составе работающих свыше 6% составляют лица предпенсионного возраста, около 7% - пенсионного. По состоянию на 1.01.2002 года в промышленности области не хватало 4589 рабочих и 388 специалистов. В сельском хозяйстве - 2267 и 313 соответственно, в строительстве - 724 и 25 (приложение N 1).

Практически отсутствует связь между рынком образовательных услуг и рынком труда. Подготовка специалистов в учебных заведениях ведется в отрыве от потребности производства. 29 учреждений начального профессионального образования выпустили в 2001 году более 5000 человек по 50 профессиям. Однако потребность только в трактористах широкого профиля для сельского хозяйства составляет 760 человек, а подготовлено за 4 года -с 1998 по 2001 -всего 350 человек. Региональный прогноз потребности в рабочих кадрах практически отсутствует.

Нет необходимой законодательной и нормативной базы по развитию персонала на производстве, обеспечению качества рабочей силы.

На сегодня необходима перестройка действующей системы обучения персонала на производстве в систему управления качеством рабочей силы на принципах международных стандартов серии ИСО-9000 "Система управления качеством".

Сложившаяся обстановка требует принципиального изменения существующей практики внутрифирменного обучения, так как система внутрифирменного обучения, являясь самостоятельной формой развития кадров, должна стать своеобразным корректиром государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех ступенях профессионального образования.

В этих условиях необходима выработка государственной системы содействия организациям в развитии персонала на производстве путем сотрудничества всех заинтересованных сторон в решении поставленных задач, где затронуты все области сферы рынка труда: от обучения до трудоустройства.