ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2014 года N 497

О государственной программе Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге"*

(с изменениями на 20 февраля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 года N 523;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 года N 745;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2017 года N 72 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 13.02.2017);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2017 года N 196 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 05.04.2017);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 июня 2018 года N 492;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 года N 188 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 08.04.2019);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 года N 472 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 25.07.2019);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июля 2020 года N 505 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 15.07.2020);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 августа 2020 года N 639 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.08.2020);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 октября 2020 года N 838 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 20.10.2020);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 декабря 2020 года N 1177 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 30.12.2020);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2021 года N 93 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 03.03.2021);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 мая 2021 года N 323 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 28.05.2021);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 декабря 2021 года N 1063 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.12.2021);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2021 года N 1163 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 30.12.2021);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 апреля 2022 года N 298 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 11.04.2022);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 августа 2022 года N 728 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 18.08.2022);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 сентября 2022 года N 801 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 05.09.2022);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2022 года N 1115 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 02.12.2022);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 февраля 2023 года N 59 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 07.02.2023);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2023 года N 120 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 20.02.2023);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2023 года N 519 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 31.05.2023);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2023 года N 995 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 22.09.2023);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 февраля 2024 года N 98 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.02.2024).          

____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 июня 2018 года N 492. - См. предыдущую редакцию.


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа) согласно приложению.  

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 июня 2018 года N 492. - См. предыдущую редакцию)

1-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.1-1.39 проектной части таблицы 9 подраздела 10.3 раздела 10 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга в установленном порядке.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 августа 2022 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 августа 2022 года N 728. - См. предыдущую редакцию)

2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий государственной программы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2019 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 года N 188. - См. предыдущую редакцию)

2.1. Пункт исключен с 8 апреля 2019 года - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 года N 188. - См. предыдущую редакцию.

2.2. Пункт исключен с 8 апреля 2019 года - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 года N 188. - См. предыдущую редакцию.

2.3. Пункт исключен с 8 апреля 2019 года - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 года N 188. - См. предыдущую редакцию.

3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий государственной программы:

3.1. Обеспечивать реализацию мероприятий государственной программы.

3.2. Ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга отчет о выполнении мероприятий государственной программы и предложения для включения в план-график реализации государственной программы на очередной финансовый год.

3.3. В порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий государственной программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 октября 2020 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 октября 2020 года N 838. - См. предыдущую редакцию)

Временно исполняющий
 обязанности Губернатора
 Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко


Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга

24 марта 2015 года

Регистрационный N 17819   

     

Приложение
к постановлению
 Правительства Санкт-Петербурга
от 23 июня 2014 года N 497
(В редакции, введенной в действие
 с 31 мая 2023 года постановлением
 Правительства Санкт-Петербурга
 от 29 мая 2023 года N 519
. -
 См. предыдущую редакцию)

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге"

(с изменениями на 20 февраля 2024 года)

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)


1

Ответственный исполнитель государственной программы

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

2

Соисполнитель(-и) государственной программы

Жилищный комитет;
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга;
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга;
Комитет по делам записи актов гражданского состояния;
Комитет по здравоохранению;
Комитет по культуре Санкт-Петербурга;
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге;
Комитет по науке и высшей школе;
Комитет по образованию;
Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации;
Комитет по промышленной политике, инновациям  торговле Санкт-Петербурга;
Комитет по строительству;
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;
Комитет по физической культуре и спорту;
Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга;
Управление социального питания;
администрации районов Санкт-Петербурга

3

Участник(-и) государственной программы

Садоводческие некоммерческие товарищества

4

Цели государственной программы

Повышение благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан;
повышение качества и эффективности социального обслуживания населения с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг

5

Задачи государственной программы

Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
обеспечение потребностей жителей Санкт-Петербурга в социальном обслуживании, внедрение инновационных технологий социального обслуживания, в том числе стационарозамещающих;
дальнейшее развитие конкуренции на рынке социального обслуживания населения путем привлечения к оказанию социальных услуг негосударственных организаций;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, укрепления института семьи, повышения рождаемости;
содействие развитию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и стимулирование их участия в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга;
повышение качества жизни граждан пожилого возраста, продление периода здорового долголетия;
создание условий для ведения жителями Санкт-Петербурга садоводства для собственных нужд

6

Основания разработки государственной программы

Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296;
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей (город федерального значения Санкт-Петербург)" (по направлению "Демография");
региональный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (город федерального значения Санкт-Петербург)" (по направлению "Демография")

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 сентября 2023 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2023 года N 995. - См. предыдущую редакцию)

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Оценка общего объема налоговых расходов - 2469095 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2023 г. - 813721,0 тыс.руб.;
2024 г. - 822975,0 тыс.руб.;
2025 г. - 832399,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограмма 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - подпрограмма 1);
подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" (далее - подпрограмма 2);
подпрограмма 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" (далее - подпрограмма 3);
подпрограмма 4 "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - подпрограмма 4);
подпрограмма 5 "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" (далее - подпрограмма 5);
подпрограмма 6 "Поддержка ведения жителями Санкт-Петербурга садоводства для собственных нужд" (далее - подпрограмма 6)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Мероприятия государственной программы финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 728340733,9 тыс.руб.,
из них:
в 2023 г. - 124710896,5 тыс.руб.;
в 2024 г. - 122983026,8 тыс.руб.;
в 2025 г. - 130500704,5 тыс.руб.;
в 2026 г. - 110965763,5 тыс.руб.;
в 2027 г. - 116659611,2 тыс.руб.;
в 2028 г. - 122520731,4 тыс.руб.
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 28690437,7 тыс.руб., из них на реализацию региональных проектов 54602,9 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2023 г. - 9705386,5 тыс.руб.;
2024 г. - 9126317,0 тыс.руб.;
2025 г. - 9858734,2 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.;
2027 г. - 0,0 тыс.руб.;
2028 г. - 0,0 тыс.руб.
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 698362532,2 тыс.руб., из них на реализацию региональных проектов 28095593,1 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2023 г. - 114803358,7 тыс.руб.;
2024 г. - 113651971,5 тыс.руб.;
2025 г. - 120434533,1 тыс.руб.;
2026 г. - 110750028,8 тыс.руб.;
2027 г. - 116435247,2 тыс.руб.;
2028 г. - 122287392,9 тыс.руб.
Общий объем финансирования государственной программы за счет внебюджетных средств - 1287764,0 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2023 г. - 202151,3 тыс.руб.;
2024 г. - 204738,3 тыс.руб.;
2025 г. - 207437,2 тыс.руб.;
2026 г. - 215734,7 тыс.руб.;
2027 г. - 224364,0 тыс.руб.;
2028 г. - 233338,5 тыс.руб.
Объем финансирования, предусмотренного на реализацию региональных проектов, реализуемых в рамках государственной программы, составляет 28150196,0 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2023 г. - 13702475,0 тыс.руб.;
2024 г. - 14447721,0 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.;
2027 г. - 0,0 тыс.руб.;
2028 г. - 0,0 тыс.руб.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 сентября 2023 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2023 года N 995. - См. предыдущую редакцию)

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Выполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
расширение масштабов предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежной форме;
сохранение размера оплаты труда социальных работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга на уровне не ниже 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Санкт-Петербурге;
удовлетворение потребностей всех категорий граждан в социальном обслуживании;
обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;
создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;
рост рождаемости;
преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием;
развитие конкуренции на рынке социального обслуживания;
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки СО НКО;
обеспечение эффективности и финансовой устойчивости СО НКО;
увеличение объемов социальных услуг, оказываемых негосударственными организациями, в том числе СО НКО;
расширение возможностей граждан пожилого возраста для социальной интеграции в общество;
развитие рекреационных поселений в границах территорий ведения жителями Санкт-Петербурга садоводства для собственных нужд

     

2. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Социальная защита населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки и (или) социальных услуг, виды и формы социальной поддержки и условия ее предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами.

Государственная политика Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. При этом Конституцией Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; защиты института брака как союза мужчины и женщины; создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

На развитие института социальной защиты населения оказывает влияние ряд факторов:

экономические (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, уровень развития производительных сил);

демографические (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни);

социальные (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания, состояние социальной инфраструктуры);

экологические (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);

нравственно-психологические;

природно-климатические;

факторы, связанные с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.

К настоящему времени в субъектах Российской Федерации и, в частности, в Санкт-Петербурге сформирована система социальной защиты населения, структурными элементами которой являются:

граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки и социальных услуг;

органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной защиты населения (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);

учреждения, подведомственные уполномоченным органам государственной власти, предоставляющие социальную поддержку и социальные услуги гражданам;

государственный внебюджетный фонд (Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации);

межведомственные координационные органы (комиссии, советы);

СО НКО, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии со своими уставами;

юридические лица независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам;

благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам.

В Российской Федерации и Санкт-Петербурге приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая базы. Совершенствуется нормативная правовая база, предусматривающая оказание поддержки СО НКО.

Предоставление мер социальной поддержки и государственных социальных гарантий в Санкт-Петербурге регулируется законами Санкт-Петербурга и иными нормативными правовыми актами, в том числе Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга).

Действующая система социальной защиты населения в Санкт-Петербурге базируется на ряде принципиальных положений, к которым относятся:

предоставление мер социальной поддержки с учетом принципов адресности и нуждаемости;

экономическая эффективность (размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы);

разграничение экономических полномочий субъектов федерального, регионального и местного уровней;

безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.

Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Санкт-Петербурге являются следующие.

1. Распределение полномочий по предоставлению социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

2. Преимущественно заявительный принцип предоставления социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти о предоставлении социальной поддержки.

3. Дифференциация подходов к предоставлению социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:

категориальный подход, при котором социальная поддержка гражданам предоставляется:

а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда);

б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) и др.;

в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью; сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера (беженцы, вынужденные переселенцы) и другими причинами;

г) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и регионах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»