ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2023 года N 519
О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 497
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 497 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Государственная программа Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга |
2 | Соисполнитель(-и) государственной программы | Жилищный комитет; |
3 | Участник(-и) государственной программы | Садоводческие некоммерческие товарищества |
4 | Цели государственной программы | Повышение благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан; |
5 | Задачи государственной программы | Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; |
6 | Основания разработки государственной программы | Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей (город федерального значения Санкт-Петербург)" (по направлению "Демография") |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | Оценка общего объема налоговых расходов - 2469095 тыс.руб., в том числе по годам реализации: |
9 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограмма 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - подпрограмма 1); |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Мероприятия государственной программы финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных средств. |
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 698362532,2 тыс.руб., | ||
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Выполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан; |
2. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Социальная защита населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки и (или) социальных услуг, виды и формы социальной поддержки и условия ее предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами.
Государственная политика Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. При этом Конституцией Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; защиты института брака как союза мужчины и женщины; создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
На развитие института социальной защиты населения оказывает влияние ряд факторов:
экономические (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, уровень развития производительных сил);
демографические (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни);
социальные (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания, состояние социальной инфраструктуры);
экологические (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);
нравственно-психологические;
природно-климатические;
факторы, связанные с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.
К настоящему времени в субъектах Российской Федерации и, в частности, в Санкт-Петербурге сформирована система социальной защиты населения, структурными элементами которой являются:
граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки и социальных услуг;
органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной защиты населения (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);
учреждения, подведомственные уполномоченным органам государственной власти, предоставляющие социальную поддержку и социальные услуги гражданам;
государственный внебюджетный фонд (Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации);
межведомственные координационные органы (комиссии, советы);
СО НКО, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии со своими уставами;
юридические лица независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам;
благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам.
В Российской Федерации и Санкт-Петербурге приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая базы. Совершенствуется нормативная правовая база, предусматривающая оказание поддержки СО НКО.
Предоставление мер социальной поддержки и государственных социальных гарантий в Санкт-Петербурге регулируется законами Санкт-Петербурга и иными нормативными правовыми актами, в том числе Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга).
Действующая система социальной защиты населения в Санкт-Петербурге базируется на ряде принципиальных положений, к которым относятся:
предоставление мер социальной поддержки с учетом принципов адресности и нуждаемости;
экономическая эффективность (размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы);
разграничение экономических полномочий субъектов федерального, регионального и местного уровней;
безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.
Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Санкт-Петербурге являются следующие.
1. Распределение полномочий по предоставлению социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
2. Преимущественно заявительный принцип предоставления социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти о предоставлении социальной поддержки.
3. Дифференциация подходов к предоставлению социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
категориальный подход, при котором социальная поддержка гражданам предоставляется:
а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда);
б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) и др.;
в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью; сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера (беженцы, вынужденные переселенцы) и другими причинами;
г) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и регионах;
адресный подход, при котором социальная поддержка гражданам (семьям) предоставляется с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности путем предоставления ежемесячного пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставления мер социальной поддержки на основе социального контракта и др.
4. Дифференциация форм социальной поддержки граждан с учетом особенностей контингентов получателей, предусматривающая:
предоставление социальной поддержки в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала, социальных доплат к пенсиям, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме и др.;
предоставление социальной поддержки в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления детей; предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий, беженцам и вынужденным переселенцам, безнадзорным и беспризорным детям (далее - социальные услуги) и т.п.;
предоставление социальной поддержки в натуральной форме - обеспечение жильем за счет бюджетных средств; предоставление набора социальных услуг (обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление проездных документов для бесплатного проезда на городском пассажирском и на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), обеспечение топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.;
предоставление социальной поддержки в форме льгот - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие некоммерческие товарищества; внеочередная установка квартирного телефона и пр.
5. Дифференциация сроков и периодичности предоставления социальной поддержки - постоянная, на определенный срок либо разовая.
Подходы к принципам формирования, категорированию получателей, формам предоставления социальной поддержки гражданам Российской Федерации в целом соответствуют зарубежной практике. В экономически развитых странах социальная поддержка граждан также базируется на сочетании принципов страхования, социальной помощи, социального обеспечения, попечительства (Бельгия, Дания, Великобритания, Португалия, Ирландия и др.). В то же время имеются различия, обусловленные особенностями истории развития России, происходящими изменениями политической системы и федеративных отношений, переходом от централизованно планируемой к рыночной экономике, не носящие принципиального характера.
Предоставление различных мер социальной поддержки осуществляется в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга и федеральными нормативными правовыми актами различным категориям граждан: пожилым; инвалидам; семьям, имеющим детей; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.
Расходы бюджета Санкт-Петербурга на предоставление мер социальной поддержки ежегодно возрастают в абсолютном выражении, объем социальных выплат за период 2011-2022 годов увеличился почти в 2,9 раза: с 28,4 млрд.руб. до 81,3 млрд.руб.
Ежегодно осуществляется индексация социальных выплат, за период с 2015 по 2022 год размер каждой выплаты увеличился в 1,5 раза.
В Санкт-Петербурге уделяется большое внимание институту семьи, действует и постоянно совершенствуется система мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.
Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации; гражданам пожилого возраста; инвалидам; семьям с детьми; лицам без определенного места жительства и занятий; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беженцам и вынужденным переселенцам и др.
В Санкт-Петербурге действует двухуровневая (городской и районный уровни) система государственных учреждений социальной защиты населения в зависимости от выполняемых функций.
По состоянию на 31.12.2022 в Санкт-Петербурге действовало 107 государственных учреждений социального защиты населения, из них социальные услуги жителям Санкт-Петербурга предоставляли 96 государственных учреждений социального обслуживания населения. По формам социального обслуживания они делятся на стационарные и полустационарные.
Действующая в Санкт-Петербурге система государственных учреждений социального обслуживания населения позволяет охватить все категории граждан, их деятельность максимально приближена к реальным нуждам населения Санкт-Петербурга, а расположение - к месту проживания граждан.