ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2022 года N 728

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 497



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 497 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. Пункт 1-1 постановления изложить в следующей редакции:

"1-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.1-1.39 проектной части таблицы 9 подраздела 10.3 раздела 10 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга в установленном порядке".

1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 12.08.2022 N 728

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге"


1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

2

Соисполнитель(-и) государственной программы

Жилищный комитет;
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга;
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга;
Комитет по делам записи актов гражданского состояния;
Комитет по здравоохранению;
Комитет по культуре Санкт-Петербурга;
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге;
Комитет по науке и высшей школе;
Комитет по образованию;
Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации;
Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга;
Комитет по строительству;
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;
Комитет по физической культуре и спорту;
Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга;
Управление социального питания;
администрации районов Санкт-Петербурга

3

Участник(-и) государственной программы

Садоводческие некоммерческие товарищества

4

Цели государственной программы

Повышение благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан;
повышение качества и эффективности социального обслуживания населения с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг

5

Задачи государственной программы

Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
обеспечение потребностей жителей Санкт-Петербурга в социальном обслуживании, внедрение инновационных технологий социального обслуживания, в том числе стационарозамещающих;
дальнейшее развитие конкуренции на рынке социального обслуживания населения путем привлечения к оказанию социальных услуг негосударственных организаций;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, укрепления института семьи, повышения рождаемости;
содействие развитию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и стимулирование их участия в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга;
повышение качества жизни граждан пожилого возраста, продление периода здорового долголетия;
создание условий для ведения жителями Санкт-Петербурга садоводства для собственных нужд

6

Основания разработки государственной программы

Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296;
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей (город федерального значения Санкт-Петербург)" (по направлению "Демография")

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Оценка общего объема налоговых расходов - 3655533,7 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2022 г. - 1209191,7 тыс.руб.;
2023 г. - 1218455,5 тыс.руб.;
2024 г. - 1227886,5 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограмма 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - подпрограмма 1);
подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" (далее - подпрограмма 2);
подпрограмма 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" (далее - подпрограмма 3);
подпрограмма 4 "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - подпрограмма 4);
подпрограмма 5 "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" (далее - подпрограмма 5);
подпрограмма 6 "Поддержка ведения жителями Санкт-Петербурга садоводства для собственных нужд" (далее - подпрограмма 6)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Мероприятия государственной программы финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 634422603,9 тыс.руб.,
из них:
в 2022 г. - 102639070,7 тыс.руб.;
в 2023 г. - 107339298,4 тыс.руб.;
в 2024 г. - 113146954,2 тыс.руб.;
в 2025 г. - 98205241,4 тыс.руб.;
в 2026 г. - 102414125,4 тыс.руб.;
в 2027 г. - 110677913,8 тыс.руб.

Общий объем финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 43357256,6 тыс.руб., из них на реализацию региональных проектов 12795551,0 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2022 г. - 13532551,9 тыс.руб.;
2023 г. - 14565866,2 тыс.руб.;
2024 г. - 15258838,5 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.;
2027 г. - 0,0 тыс.руб.

Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 590000578,3 тыс.руб., из них на реализацию региональных проектов 85662993,6 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2022 г. - 88940321,5 тыс.руб.;
2023 г. - 92604251,6 тыс.руб.;
2024 г. - 97716351,4 тыс.руб.;
2025 г. - 98026606,5 тыс.руб.;
2026 г. - 102228345,0 тыс.руб.;
2027 г. - 110484702,3 тыс.руб.

Общий объем финансирования государственной программы за счет внебюджетных средств - 1064769,0 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2022 г. - 166197,3 тыс.руб.;
2023 г. - 169180,6 тыс.руб.;
2024 г. - 171764,3 тыс.руб.;
2025 г. - 178634,9 тыс.руб.;
2026 г. - 185780,4 тыс.руб.;
2027 г. - 193211,5 тыс.руб.

Объем финансирования, предусмотренного на реализацию региональных проектов, реализуемых в рамках государственной программы, составляет 98458544,6 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2022 г. - 16192684,0 тыс.руб.;
2023 г. - 17474203,6 тыс.руб.;
2024 г. - 18941427,5 тыс.руб.;
2025 г. - 14688054,0 тыс.руб.;
2026 г. - 15275576,2 тыс.руб.;
2027 г. - 15886599,3 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Выполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
расширение масштабов предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежной форме;
сохранение размера оплаты труда социальных работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга на уровне не ниже 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Санкт-Петербурге;
удовлетворение потребностей всех категорий граждан в социальном обслуживании;
обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;
создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;
рост рождаемости;
преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием;
развитие конкуренции на рынке социального обслуживания;
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки СО НКО;
обеспечение эффективности и финансовой устойчивости СО НКО;
увеличение объемов социальных услуг, оказываемых негосударственными организациями, в том числе СО НКО;
расширение возможностей граждан пожилого возраста для социальной интеграции в общество;
развитие рекреационных поселений в границах территорий ведения жителями Санкт-Петербурга садоводства для собственных нужд

     

2. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Социальная защита населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки и (или) социальных услуг, виды и формы социальной поддержки и условия ее предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами.

Государственная политика Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. При этом Конституцией Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; защиты института брака как союза мужчины и женщины; создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

На развитие института социальной защиты населения оказывает влияние ряд факторов:

экономические (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, уровень развития производительных сил);

демографические (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни);

социальные (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания, состояние социальной инфраструктуры);

экологические (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);

нравственно-психологические;

природно-климатические;

факторы, связанные с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.

К настоящему времени в субъектах Российской Федерации и, в частности, в Санкт-Петербурге сформирована система социальной защиты населения, структурными элементами которой являются:

граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки и социальных услуг;

органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной защиты населения (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);

учреждения, подведомственные уполномоченным органам государственной власти, предоставляющие социальную поддержку и социальные услуги гражданам;

государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации);

межведомственные координационные органы (комиссии, советы);

СО НКО, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии со своими уставами;

юридические лица независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам;

благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам.

В Российской Федерации и Санкт-Петербурге приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая базы. Совершенствуется нормативная правовая база, предусматривающая оказание поддержки СО НКО.

Предоставление мер социальной поддержки и государственных социальных гарантий в Санкт-Петербурге регулируется законами Санкт-Петербурга и иными нормативными правовыми актами, в том числе Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга).

Действующая система социальной защиты населения в Санкт-Петербурге базируется на ряде принципиальных положений, к которым относятся:

предоставление мер социальной поддержки с учетом принципов адресности и нуждаемости;

экономическая эффективность (размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы);

разграничение экономических полномочий субъектов федерального, регионального и местного уровней;

безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.

Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Санкт-Петербурге являются следующие.

1. Распределение полномочий по предоставлению социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

2. Преимущественно заявительный принцип предоставления социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти о предоставлении социальной поддержки.

3. Дифференциация подходов к предоставлению социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:

категориальный подход, при котором социальная поддержка гражданам предоставляется:

а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда);

б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне);

в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью; сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера (беженцы, вынужденные переселенцы) и другими причинами;

г) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и регионах;

адресный подход, при котором социальная поддержка гражданам (семьям) предоставляется с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности путем предоставления ежемесячного пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставления мер социальной поддержки на основе социального контракта и др.

4. Дифференциация форм социальной поддержки граждан с учетом особенностей контингентов получателей, предусматривающая:

предоставление социальной поддержки в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала, социальных доплат к пенсиям, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме и др.;

предоставление социальной поддержки в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления детей; предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий, беженцам и вынужденным переселенцам, безнадзорным и беспризорным детям (далее - социальные услуги) и т.п.;

предоставление социальной поддержки в натуральной форме - обеспечение жильем за счет бюджетных средств; предоставление набора социальных услуг (обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление проездных документов для бесплатного проезда на городском пассажирском и на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), обеспечение топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.;

предоставление социальной поддержки в форме льгот - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие некоммерческие товарищества; внеочередная установка квартирного телефона и пр.

5. Дифференциация сроков и периодичности предоставления социальной поддержки - постоянная, на определенный срок либо разовая.

Подходы к принципам формирования, категорированию получателей, формам предоставления социальной поддержки гражданам Российской Федерации в целом соответствуют зарубежной практике. В экономически развитых странах социальная поддержка граждан также базируется на сочетании принципов страхования, социальной помощи, социального обеспечения, попечительства (Бельгия, Дания, Великобритания, Португалия, Ирландия и др.). В то же время имеются различия, обусловленные особенностями истории развития России, происходящими изменениями политической системы и федеративных отношений, переходом от централизованно планируемой к рыночной экономике, не носящие принципиального характера.

Предоставление различных мер социальной поддержки осуществляется в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга и федеральными нормативными правовыми актами различным категориям граждан: пожилым; инвалидам; семьям, имеющим детей; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.

Расходы бюджета Санкт-Петербурга на предоставление мер социальной поддержки ежегодно возрастают в абсолютном выражении, объем социальных выплат за период 2011-2021 годов увеличился более чем в 2,6 раза: с 28,4 млрд.руб. до 74,9 млрд.руб.

Ежегодно осуществляется индексация социальных выплат, за период с 2015 по 2021 год размер каждой выплаты увеличился на 39,7 процента.

В Санкт-Петербурге уделяется большое внимание институту семьи, действует и постоянно совершенствуется система мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.

Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации; гражданам пожилого возраста; инвалидам; семьям с детьми; лицам без определенного места жительства и занятий; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беженцам и вынужденным переселенцам и др.

В Санкт-Петербурге действует двухуровневая (городской и районный уровни) система государственных учреждений социальной защиты населения в зависимости от выполняемых функций.

По состоянию на 31.12.2021 в Санкт-Петербурге действовало 107 государственных учреждений социального защиты населения, из них социальные услуги жителям Санкт-Петербурга предоставляли 96 государственных учреждений социального обслуживания населения. По формам социального обслуживания они делятся на стационарные и полустационарные.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»