ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2019 года N 188

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 497

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 497 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. Пункт 1-1 постановления изложить в следующей редакции:

"1-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.1-1.19 раздела 1 таблицы 8 и пунктах 2.1, 2.2, 2.7, 2.8, 2.12, 2.15, 2.16, 2.22, 2.25, 2.28 и 2.34 раздела 2 таблицы 8 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга в установленном порядке".

1.2. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:

"2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий государственной программы".

1.3. Пункты 2.1-2.3 постановления исключить.

1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.     

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Митянину А.В.

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Санкт-Петербурга

А.Д.Беглов


Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга

8 апреля 2019 года

Регистрационный N 25389     

 

    
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 04.04.2019 N 188

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге"


1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)


1

Ответственный исполнитель государственной программы

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

2

Соисполнители государственной программы

Администрация Губернатора Санкт-Петербурга;
Жилищный комитет;
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга;
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга;
Комитет по делам записи актов гражданского состояния;
Комитет по здравоохранению;
Комитет по культуре Санкт-Петербурга;
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге;
Комитет по науке и высшей школе;
Комитет по образованию;
Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации;
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга;
Комитет по строительству;
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;
Комитет по физической культуре и спорту;
Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга;
Управление социального питания;
администрации районов Санкт-Петербурга

3

Участники государственной программы

Садоводческие и дачные некоммерческие объединения жителей Санкт-Петербурга

4

Цели государственной программы

Повышение благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан;
повышение качества и эффективности социального обслуживания населения с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг

5

Задачи государственной программы

Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
обеспечение потребностей жителей Санкт-Петербурга в социальном обслуживании;
дальнейшее внедрение инновационных технологий социального обслуживания, в том числе стационарозамещающих технологий;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
дальнейшее развитие конкуренции на рынке социального обслуживания населения путем привлечения к оказанию социальных услуг негосударственных организаций;
содействие развитию деятельности СО НКО и стимулирование их участия в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга;
повышение качества жизни граждан пожилого возраста, продление периода здорового долголетия;
создание условий для развития садоводческих и дачных некоммерческих объединений жителей Санкт-Петербурга

6

Целевые показатели государственной программы

Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Санкт-Петербурга.
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения

7

Основания разработки государственной программы

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";
государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296

8

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограмма 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - подпрограмма 1);
подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" (далее - подпрограмма 2);
подпрограмма 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" (далее - подпрограмма 3);
подпрограмма 4 "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - подпрограмма 4);
подпрограмма 5 "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" (далее - подпрограмма 5);
подпрограмма 6 "Развитие садоводческих и дачных некоммерческих объединений жителей Санкт-Петербурга" (далее - подпрограмма 6);
отдельное мероприятие "Строительство объектов государственного дачного фонда по адресу: Санкт-Петербург, Курортный район, пос.Солнечное, участок 1 (дачный поселок "Солнечное-2")" (далее - отдельное мероприятие)

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования, в том числе по годам реализации

Мероприятия государственной программы финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 500811933,7 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2018 г. - 72444754,0 тыс.руб.;
2019 г. - 81192108,0 тыс.руб.;
2020 г. - 81425377,9 тыс.руб.;
2021 г. - 84785087,4 тыс.руб.;
2022 г. - 88517072,1 тыс.руб.;
2023 г. - 92477534,3 тыс.руб.

Общий объем финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 54336120,4 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2018 г. - 7515155,6 тыс.руб.;
2019 г. - 8747506,1 тыс.руб.;
2020 г. - 9318919,9 тыс.руб.;
2021 г. - 9584611,3 тыс.руб.;
2022 г. - 9584845,5 тыс.руб.;
2023 г. - 9585082,0 тыс.руб.
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 445224646,3 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2018 г. - 64745388,4 тыс.руб.;
2019 г. - 72248788,9 тыс.руб.;
2020 г. - 71902590,0 тыс.руб.;
2021 г. - 74988455,4 тыс.руб.;
2022 г. - 78709836,2 тыс.руб.;
2023 г. - 82629587,4 тыс.руб.

Общий объем финансирования государственной программы за счет внебюджетных средств - 1251167,0 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2018 г. - 184210,0 тыс.руб.;
2019 г. - 195813,0 тыс.руб.;
2020 г. - 203868,0 тыс.руб.;
2021 г. - 212020,7 тыс.руб.;
2022 г. - 222390,4 тыс.руб.;
2023 г. - 232864,9 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Выполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
расширение масштабов предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежной форме;
повышение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций;
удовлетворение потребностей всех категорий граждан в социальном обслуживании;
обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;
создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;
рост рождаемости;
преобладание к 2023 г. семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием;
развитие конкуренции на рынке социального обслуживания;
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки СО НКО;
обеспечение эффективности и финансовой устойчивости СО НКО;
увеличение объемов социальных услуг, оказываемых негосударственными организациями, в том числе СО НКО;
расширение возможностей граждан пожилого возраста для социальной интеграции в общество;
развитие рекреационных поселений жителей Санкт-Петербурга в составе садоводческих (дачных) некоммерческих объединений

     

2. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения Санкт-Петербурга


Социальная защита населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки и (или) социальных услуг, виды и формы социальной поддержки и условия ее предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами.

Государственная политика Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На развитие института социальной защиты населения оказывает влияние ряд факторов:

экономические (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, уровень развития производительных сил);

демографические (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни);

социальные (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания, состояние социальной инфраструктуры);

экологические (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);

нравственно-психологические;

природно-климатические;

факторы, связанные с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.

К настоящему времени в субъектах Российской Федерации и, в частности, в Санкт-Петербурге сформирована система социальной защиты населения, структурными элементами которой являются:

граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки и социальных услуг;

органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной защиты населения (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);

учреждения, подведомственные уполномоченным органам государственной власти, предоставляющие социальную поддержку и социальные услуги гражданам;

государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации);

межведомственные координационные органы (комиссии, советы);

СО НКО, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии со своими уставами;

юридические лица независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам;

благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении социальной поддержки и социальных услуг гражданам.

В последние годы в Российской Федерации и Санкт-Петербурге приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая базы. Приняты нормативные правовые акты, предусматривающие оказание поддержки СО НКО и ведение реестра СО НКО - получателей поддержки.

В 2011-2016 годах принято пять законов Санкт-Петербурга, в том числе Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга), устанавливающих предоставление мер социальной поддержки.

Действующая система социальной защиты населения в Санкт-Петербурге базируется на ряде принципиальных положений, к которым относятся:

предоставление мер социальной поддержки с учетом принципов адресности и нуждаемости;

экономическая эффективность (размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы);

разграничения экономических полномочий субъектов федерального, регионального и местного уровней;

безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.

Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Санкт-Петербурге являются следующие.

1. Распределение полномочий по предоставлению социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

2. Преимущественно заявительный принцип предоставления социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти о предоставлении социальной поддержки.

3. Дифференциация подходов к предоставлению социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:

категориальный подход, при котором социальная поддержка гражданам предоставляется:

а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда);

б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне);

в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью; сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера (беженцы, вынужденные переселенцы) и другими причинами;

г) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и регионах;

адресный подход, при котором социальная поддержка гражданам (семьям) предоставляется с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности путем предоставления ежемесячного пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставления мер социальной поддержки на основе социального контракта и др.

4. Дифференциация форм социальной поддержки граждан с учетом особенностей контингентов получателей, предусматривающая:

предоставление социальной поддержки в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала, социальных доплат к пенсиям, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме и др.;

предоставление социальной поддержки в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления детей; предоставления услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорных и беспризорных детей (далее - социальные услуги) и т.п.;

предоставление социальной поддержки в натуральной форме - обеспечение жильем за счет бюджетных средств; предоставление набора социальных услуг (обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление проездных документов для бесплатного проезда на городском пассажирском и на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), обеспечение топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.;

предоставление социальной поддержки в форме льгот - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; внеочередная установка квартирного телефона и пр.

5. Дифференциация сроков и периодичности предоставления социальной поддержки - постоянная, на определенный срок либо разовая.

Подходы к принципам формирования, категорированию получателей, формам предоставления социальной поддержки гражданам Российской Федерации в целом соответствуют зарубежной практике. В экономически развитых странах социальная поддержка граждан также базируется на сочетании принципов страхования, социальной помощи, социального обеспечения, попечительства (Бельгия, Дания, Великобритания, Португалия, Ирландия и др.). В то же время имеются различия, обусловленные особенностями истории развития России, происходящими изменениями политической системы и федеративных отношений, переходом от централизованно планируемой к рыночной экономике, не носящие принципиального характера.

Предоставление различных мер социальной поддержки осуществляется в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга и федеральными нормативными правовыми актами различным категориям граждан: пожилым; инвалидам; семьям, имеющим детей; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.

Расходы бюджета Санкт-Петербурга на предоставление мер социальной поддержки ежегодно возрастают в абсолютном выражении, объем социальных выплат за период 2011-2016 годов увеличился в 1,4 раза: с 28,4 млрд.руб. до 39,2 млрд.руб., в 2017 году меры поддержки получили более 2,5 млн. человек на общую сумму более 49 млрд.руб. Ежегодно осуществляется индексация социальных выплат: за 2011-2016 годы выплаты возросли на 46,2 процента. В 2017 г. все выплаты социального характера проиндексированы на 7,7 процента.

В Санкт-Петербурге уделяется большое внимание институту семьи, действует и постоянно совершенствуется система мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»