Недействующий

О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (утратило силу с 15.12.2013 на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.11.2013 N 1430-ПП)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", пунктом 3 статьи 5 Закона Свердловской области от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 N 124) с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 23 июня 2004 года N 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 N 162), от 27 декабря 2004 года N 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 N 356-359), от 14 июня 2005 года N 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 N 170-171), пунктом 3.1.4 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.10.98 N 1046-п "Об утверждении положений о министерствах Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2355) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 30.12.98 N 1341-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2356), от 09.04.99 N 435-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2357), от 29.07.99 N 875-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2358), от 25.01.2000 N 60-ПП, от 11.02.2000 N 100-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2359), от 16.05.2000 N 381-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004 N 12-4, ст.2360), от 16.06.2000 N 489-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 6, ст.565), от 09.11.2000 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-4, ст.2361), от 22.03.2001 N 188-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 3, ст.437), от 29.03.2001 N 214-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 3, ст.455), от 18.07.2001 N 494-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 7-1, ст.1002), от 24.07.2001 N 514-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 7-1, ст.1019), от 13.11.2001 N 760-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 11, ст.1254), от 14.05.2002 N 317-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 5, ст.611), от 10.06.2002 N 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 6-1, ст.854), от 23.07.2002 N 966-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 7-1, ст.1090), от 28.10.2002 N 1311-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 10, ст.1296), от 17.01.2003 N 25-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 1, ст.44), от 06.02.2003 N 56-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 2, ст.112), от 05.05.2003 N 260-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 5, ст.408), от 26.05.2004 N 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 6-1, ст.783), от 31.08.2004 N 817-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 8-1, ст.1134), от 02.09.2004 N 822-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 95, ст.1404), от 20.10.2004 N 997-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 10-1, ст.1567), от 15.12.2004 N 1124-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, N 12-2, ст.2282), от 06.07.2005 N 540-ПП ("Областная газета от 13.07.2005 N 207-208).

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области направлен на реализацию полномочий Свердловской области как субъекта Российской Федерации в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных организациях и учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, на основе учета особенностей и тенденций социально-экономического развития Свердловской области.

В качестве дополнительных требований к результату профессионального образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы Свердловской области. Освоение компетенций выпускниками профессиональной школы является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования - "образования в течение всей жизни", принятую мировым сообществом (Болонский, Копенгагенский процессы). Подход к стандартизации, основанный на компетенциях, и понимание необходимости непрерывного профессионального образования позволили создать единый региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

Требования работодателей к персоналу в различных секторах экономики Свердловской области охватывают широкий диапазон компетенций. В условиях многопрофильной экономики региона квалифицированный работник (специалист) должен сочетать в себе готовность к выполнению как профессиональных, так и социально-ориентированных функций, что позволит ему быть социально и профессионально успешным.

С экономических позиций обозначенный подход к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области как интенсивно развивающемся и инвестиционно привлекательном регионе России направлен на обеспечение необходимых темпов социально-экономического развития и рассматривается как одно из условий достижения конкурентных преимуществ товаров и услуг, производимых в регионе, на внутреннем и внешнем рынках. Ожидаемый социальный эффект от введения настоящего регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов в системе начального и среднего профессионального образования проявится в повышении уровня благосостояния жителей области.

Программные документы федерального уровня в сфере образования, Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, тенденции развития Свердловской области и образовательные потребности ее жителей определяют следующие социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области:

1) содействие развитию и размещению производительных сил Свердловской области посредством повышения потенциала системы профессионального образования;

2) обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения области, трудоустройства выпускников образовательных организаций и учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы;

3) достижение соответствия квалификационного уровня работников изменившимся требованиям работодателя;

4) развитие социального партнерства между сферой бизнеса и сферой начального и среднего профессионального образования для совместного решения задач по кадровому обеспечению хозяйственного комплекса Свердловской области;

5) содействие развитию малого предпринимательства в Свердловской области;

6) содействие кадровому обеспечению производства товаров и услуг как условие повышения готовности экономики Свердловской области к предстоящему вступлению России во Всемирную торговую организацию;

7) содействие развитию образовательного сообщества учреждений профессионального образования Свердловской области, обеспечивающего повышение качества образования;

8) развитие форм социального диалога и социальной ответственности за качество результата образования в Свердловской области;

9) содействие развитию институтов гражданского общества;

10) содействие включенности человека в разнообразие социокультурного пространства;

11) содействие реализации молодежной политики в Свердловской области.

Социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования в своей совокупности направлены на обеспечение социальной и экономической безопасности Свердловской области.