Недействующий

О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (утратило силу с 15.12.2013 на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.11.2013 N 1430-ПП)

     

Раздел 4. Требования к минимуму содержания основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Свердловской области


Профессиональная образовательная программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий содержание и организацию образовательного процесса с учетом конкретных условий образовательного учреждения, обеспечивающих достижение определенного уровня квалификации.

Профессиональная образовательная программа включает в себя:

1) государственный образовательный стандарт по конкретной профессии/специальности (федеральный, региональный (областной) компоненты и компонент образовательного учреждения);

2) примерный учебный план и рабочий учебный план;

3) комплект примерных учебных и рабочих учебных программ по всем дисциплинам учебного плана;

4) учебно-методический комплекс к дисциплинам/предметам учебного плана;

5) описание результатов, которые должны быть достигнуты в образовательном процессе и которые соответствуют требованиям профессиональной деятельности с позиции компетенций работника;

6) описание системы оценки образовательных достижений обучающихся (выпускников) по образовательной программе;

7) описание кадровых, материально-технических условий и особенности управления реализацией программы.

Специальные компетенции обучающегося (выпускника)


Ведущий критерий легитимации этой группы компетенций - их соответствие современным передовым образцам рабочих мест на предприятиях или организациях Свердловской области.

Особенностью специальных компетенций является их уникальность и неповторимость, позволяющая учитывать специфические особенности технологического процесса, тенденции развития производства в Свердловской области. Основным принципом определения специальных компетенций является анализ деятельности и учет мнения работодателей в дополнение к федеральному компоненту образовательного стандарта и полипрофессиональным компетенциям областного (регионального) компонента образовательных стандартов.

Состав и содержание специальных компетенций определяется и корректируется на основе выявления требований профессиональной деятельности посредством функционального анализа, их легитимация осуществляется совместно с работодателями, их ассоциациями (объединениями) как на областном, так и на местном уровне на основе лучших образцов/примеров производственной деятельности в Свердловской области.

В основе специальной компетенции лежит профессиональное умение, поэтому коррекция содержания специальных предметов/дисциплин, программ производственного обучения и производственной практики, введение дисциплин по выбору, расширение спектра программ дополнительного профессионального образования (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации) является условием формирования специальных компетенций.

Образовательное учреждение самостоятельно выбирает технологии освоения специальных компетенций из числа деятельностных и имитационных технологий.

Оценивание уровня освоения специальных компетенций обеспечивается введением в промежуточную и итоговую государственную аттестации дополнительных практикоориентированных заданий для каждой осваиваемой компетенции.

Специальные компетенции описываются образовательными учреждениями в трех видах спецификаций:

1) профессиональная спецификация;

2) учебная спецификация;

3) спецификация оценки результатов освоения компетенций.

Профессиональная спецификация представляет собой точное описание цели профессиональной деятельности, обеспечивающее определение основных функций работника, их идентификацию. Состав функций определяет состав специальных компетенций. Профессиональная спецификация устанавливает комплекс требований к обучающемуся (выпускнику) относительно описания профессиональной деятельности на рабочем месте с позиции трудоустройства.

Профессиональная спецификация подразделяется на две составные части:

1) перечень действий (функций) работника по достижению результатов труда;

2) область применения действий (функций) работника.

Учебная спецификация устанавливает взаимосвязь выделенных функций и компонентов содержания образовательной программы. Учебная спецификация формируется в соответствии с профессиональной спецификацией для каждой специальной компетенции. Учебная спецификация выступает содержательной основой для разработки образовательных программ, условий их реализации. Учебная спецификация определяет основания для разработки образовательного модуля.

Спецификация оценки результатов освоения компетенций описывает предмет оценивания и критерии оценивания. Содержание оценочной спецификации является основанием для следующих видов оценивания (контроля):

1) самооценка обучающегося;