Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к содержанию профессиональных образовательных программ и уровню подготовки специалистов в государственных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области и реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Свердловской области, несут ответственность за невыполнение требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования имеет рекомендательный характер для государственных учреждений профессионального образования федерального ведения, а также для негосударственных образовательных учреждений (организаций).
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования утверждается Правительством Свердловской области и вводится в действие в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.
Предлагаемый подход к стандартизации начального и среднего профессионального образования на областном уровне является преемственным образовательно-ориентированной профессиографии и, в то же время, учитывает современные (мировые, отечественные, областные) тенденции развития профессионального образования.
В Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области 27.01.97 N 50-п (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 1, ст.664), структура и содержание профессиональной компетентности дополнялись ценностными и социальными параметрами.
Профессиографический подход заключался в возможности описания стандартной модели квалифицированного работника, ориентации педагогических работников на использование целенаправленных методов достижения выпускником уровня компетентности. Реально существующие условия социально-экономического развития Свердловской области и тенденции развития профессионального образования в мировой практике обусловили необходимость учета логики процесса профессиональной деятельности и изменений представлений потребителей о конечных результатах профессиональных образовательных программ.
Основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования в Свердловской области является "компетенция". Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы образования.
Задачами регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования являются:
1) установление на уровне области требований к содержанию основных профессиональных образовательных программ и уровню подготовки выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области;
2) установление дополнительных региональных (областных) требований к уровню образованности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
3) обеспечение единого методологического подхода к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области;
4) регулирование отношений субъектов в сфере образования Свердловской области на этапах введения и реализации стандарта.
Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования разработан в дополнение к федеральному компоненту с учетом стратегических задач социально-экономического развития Свердловской области и направлен на выполнение следующих функций:
1) обеспечение унификации региональных (областных) требований к результату начального и среднего профессионального образования на территории Свердловской области;
2) обеспечение правового регулирования отношений в сфере начального и среднего профессионального образования;
3) сбережение здоровья обучающихся в образовательном процессе;
4) обеспечение нормативных оснований проектирования образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом региональных требований к результату образования;
5) привлечение работодателей, их ассоциаций (объединений) к системе контроля образовательных достижений обучающихся (выпускников), фиксируемых в региональном сертификате установленного образца;
6) мотивирование образовательных учреждений к развитию содержания профессионального образования с учетом тенденций изменения производственно-экономической сферы в Свердловской области;
7) мотивирование потенциальных работодателей к инвестиционной деятельности, направленной на развитие системы начального и среднего профессионального образования Свердловской области;
8) обеспечение нормативных и содержательных оснований мониторинга профессионального становления личности обучающегося;
9) обеспечение организационно-содержательных оснований развития комплекса условий (кадровых, материально-технических, информационных) реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования;
10) обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ как условие непрерывного профессионального образования на территории Свердловской области.
В основу регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования положены следующие принципы:
1) принцип научности и практикоориентированности профессионального образования, выражающегося, с одной стороны, в использовании научных методов исследования профессиональной деятельности для идентификации компетенций, а с другой стороны, в максимально полном учете современных требований работодателей к квалифицированному специалисту;
2) принцип непрерывности образования на основе преемственности стандартов, доступности освоения профессиональных образовательных программ различного уровня и направленности, гибкости и вариативности профессиональных образовательных программ, направленности содержания подготовки работника к решению социальных проблем общества;
3) принцип интеграции, предполагающей сопряженность компетенций различного уровня, разработку многоуровневых образовательных программ начального и среднего профессионального образования;