Недействующий

О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (утратило силу с 15.12.2013 на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.11.2013 N 1430-ПП)

Раздел 1. Общие положения


Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к содержанию профессиональных образовательных программ и уровню подготовки специалистов в государственных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области и реализующих программы начального и среднего профессионального образования.

Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Свердловской области, несут ответственность за невыполнение требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством.

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования имеет рекомендательный характер для государственных учреждений профессионального образования федерального ведения, а также для негосударственных образовательных учреждений (организаций).

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования утверждается Правительством Свердловской области и вводится в действие в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.

Предлагаемый подход к стандартизации начального и среднего профессионального образования на областном уровне является преемственным образовательно-ориентированной профессиографии и, в то же время, учитывает современные (мировые, отечественные, областные) тенденции развития профессионального образования.

В Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области 27.01.97 N 50-п (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 1, ст.664), структура и содержание профессиональной компетентности дополнялись ценностными и социальными параметрами.

Профессиографический подход заключался в возможности описания стандартной модели квалифицированного работника, ориентации педагогических работников на использование целенаправленных методов достижения выпускником уровня компетентности. Реально существующие условия социально-экономического развития Свердловской области и тенденции развития профессионального образования в мировой практике обусловили необходимость учета логики процесса профессиональной деятельности и изменений представлений потребителей о конечных результатах профессиональных образовательных программ.

Основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования в Свердловской области является "компетенция". Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы образования.

Задачами регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования являются:

1) установление на уровне области требований к содержанию основных профессиональных образовательных программ и уровню подготовки выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области;

2) установление дополнительных региональных (областных) требований к уровню образованности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

3) обеспечение единого методологического подхода к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области;

4) регулирование отношений субъектов в сфере образования Свердловской области на этапах введения и реализации стандарта.

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования разработан в дополнение к федеральному компоненту с учетом стратегических задач социально-экономического развития Свердловской области и направлен на выполнение следующих функций:

1) обеспечение унификации региональных (областных) требований к результату начального и среднего профессионального образования на территории Свердловской области;

2) обеспечение правового регулирования отношений в сфере начального и среднего профессионального образования;

3) сбережение здоровья обучающихся в образовательном процессе;

4) обеспечение нормативных оснований проектирования образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом региональных требований к результату образования;

5) привлечение работодателей, их ассоциаций (объединений) к системе контроля образовательных достижений обучающихся (выпускников), фиксируемых в региональном сертификате установленного образца;

6) мотивирование образовательных учреждений к развитию содержания профессионального образования с учетом тенденций изменения производственно-экономической сферы в Свердловской области;

7) мотивирование потенциальных работодателей к инвестиционной деятельности, направленной на развитие системы начального и среднего профессионального образования Свердловской области;

8) обеспечение нормативных и содержательных оснований мониторинга профессионального становления личности обучающегося;

9) обеспечение организационно-содержательных оснований развития комплекса условий (кадровых, материально-технических, информационных) реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования;

10) обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ как условие непрерывного профессионального образования на территории Свердловской области.

В основу регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования положены следующие принципы:

1) принцип научности и практикоориентированности профессионального образования, выражающегося, с одной стороны, в использовании научных методов исследования профессиональной деятельности для идентификации компетенций, а с другой стороны, в максимально полном учете современных требований работодателей к квалифицированному специалисту;

2) принцип непрерывности образования на основе преемственности стандартов, доступности освоения профессиональных образовательных программ различного уровня и направленности, гибкости и вариативности профессиональных образовательных программ, направленности содержания подготовки работника к решению социальных проблем общества;

3) принцип интеграции, предполагающей сопряженность компетенций различного уровня, разработку многоуровневых образовательных программ начального и среднего профессионального образования;