Сущность регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования заключается в использовании подхода, основанного на компетенциях, с учетом отражения региональных процессов в социально-экономической сфере, международного и российского опыта в системе профессионального образования.
Структура регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования определяется:
1) дополнительными требованиями к результату образования (компетенциями) относительно уровней квалификации, установленных федеральными органами в сфере образования;
2) уровнями достижения образовательного стандарта обучающимися;
3) соотношением уровня квалификации и уровня профессиональной деятельности.
Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.
Компетенция выступает в образовательном стандарте в качестве:
1) единичной цели, позволяющей структурировать содержание образования;
2) элемента содержания образования, позволяющего построить гибкую образовательную программу;
3) целевого ориентира выбора педагогом образовательных технологий;
4) предмета оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника), в том числе в рамках его аттестации.
Структура компетенции включает в себя:
1) умение (функция, вид деятельности) как основу компетенции;
2) базовые знания, обеспечивающие усвоение умения (функции, вида деятельности);
3) отношение к применению умения (функции, вида деятельности) в профессиональной деятельности.
Овладение обучающимся профессиональными компетенциями определяет уровень профессиональной образованности выпускника и уровень его квалификации с учетом региональных требований.
Достижение профессиональной образованности обучающегося (выпускника) обеспечивается интеграцией трех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных, ключевых.
Специальные компетенции - уникальные для каждой профессии компетенции, способствующие достижению конкурентных преимуществ в условиях конкретного производства и связанные непосредственно с профессиональными функциями, востребованными в конкретной профессиональной области.
Полипрофессиональные компетенции - актуальные компетенции для группы профессий/специальностей на региональном рынке труда, способствующие эффективной деятельности в рамках смежных (родственных) сфер профессиональной деятельности.
Ключевые компетенции - общие, универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство.
Корреляционная зависимость уровней квалификации (федеральные требования) и взаимосвязанных групп компетенций (областные требования) представлена на рисунке 1*.
____________________
* Рисунок не приводится. - Примечание "КОДЕКС".
Дифференциация целей и приоритетов начального и среднего профессионального образования Свердловской области относительно федеральных уровней квалификации определяется следующим.
Первый уровень квалификации (который не является цензовым образованием) достигается при освоении программ профессиональной подготовки, которые обеспечивают ускоренное приобретение обучающимся умений, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает возможность успешной профессиональной адаптации выпускника за счет приобретения дополнительных специальных компетенций. Выпускники, имеющие сертификат первого уровня, способны к освоению новых видов работ на производстве за счет освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Второй уровень квалификации достигается при освоении программ начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям профессиональной деятельности в регионе на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает повышенные возможности трудоустройства выпускника за счет его готовности к быстроизменяющемуся технологическому процессу, постоянному повышению квалификации, освоению смежных профессий. Выпускники, имеющие сертификат второго уровня, способны к достижению высокой квалификации.
Третий уровень квалификации достигается при освоении программ начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда по основным секторам экономики региона на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает повышенные возможности трудоустройства и/или продолжение профессионального образования за счет готовности к творческой деятельности, владения широким диапазоном компетенций для работы со сложными и изменяющимися объектами профессиональной деятельности. Выпускники, имеющие сертификат третьего уровня, способны к профессиональному и карьерному росту.
Четвертый уровень квалификации достигается при освоении программ начального (повышенного уровня) и среднего (базового уровня) профессионального образования на базе основного общего, среднего (полного) общего образования, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена. Получение регионального сертификата отражает повышенную возможность профессиональной адаптации выпускника за счет умения ориентироваться в быстроизменяющихся условиях и продолжения образования по специальности. Выпускники, имеющие сертификат четвертого уровня, способны создавать организационные и технические условия для быстрого внедрения новых технологий на производстве.