Действующий

О внесении изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 г. № 2169-р



ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 13 декабря 2021 г. № 1309-р


"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2016 г. № 2169-р


Стратегия развития кластера легкой промышленности
Нижегородской области


Цель Стратегии и основные подходы к ее разработке

Легкая промышленность служит социально значимым сектором народного хозяйства Нижегородской области. Эта отрасль способствует занятости населения, в первую очередь женщин, в небольших городах и поселениях с моно-экономикой, поддерживает развитие малого и микро-бизнеса. При этом, как показывает успешный опыт ряда зарубежных стран, легкая промышленность (особенно в Fashion-cегменте) может демонстрировать высокий уровень маржинальной доходности и быть источником процветания целых субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в настоящее время данная отрасль, как в Нижегородской области, так и в Российской Федерации в целом, находится в сложном положении. Рынок во многих сегментах захвачен продукцией зарубежных производителей, которые выигрывают конкурентную борьбу за счет сильных брендов (западные организации), масштабного современного производства (Китай) или дешевой рабочей силы (Бангладеш, Мьянма и т.п.).

Легкая промышленность Нижегородской области фактически потеряла целый ряд организаций, традиционно составлявших основу швейной и кожевенной отрасли, производственные мощности во многом устарели морально и физически, ощущается острая нехватка управленческих кадров, способных вести бизнес в условиях жесткой конкуренции, а также производственного персонала. Требуется радикальное изменение ситуации в легкой промышленности Нижегородской области с учетом прогнозируемых трендов развития отрасли, имеющегося регионального инновационного и научно-технологического потенциала в таких сферах, как IT-технологии, "науки о жизни", химия и нефтехимия, материаловедение и т.д.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 утверждена Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, в которой заложены основные цели и приоритеты развития промышленности Нижегородской области в целом. Также, в начале 2020 года в мировой и национальной экономике начали происходить резкие изменения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19).

В Стратегии развития кластера легкой промышленности Нижегородской области (далее - Стратегия) учтены приоритеты развития, определенные в следующих стратегических документах:

- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 41 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения";

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1863 "О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков";

- Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в легкой промышленности, утвержденный Президентом Российской Федерации  24 июня 2020 г. № Пр-1022;

- проект "Стратегия развития легкой промышленности Российской Федерации на период до 2025 года", опубликованный 7 мая 2018 г. на сайте Минпромторга России;

- Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889;

- Концепция дорожной карты "FashionNet".

Основная цель Стратегии - создание условий для эффективного развития легкой промышленности Нижегородской области на высокотехнологичной инновационной основе, обеспечивающей ее конкурентоспособность на региональном и международном уровнях, консолидация в данном направлении усилий всех заинтересованных сторон - бизнеса, власти, инфраструктурных и научно-образовательных организаций.

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ

1.1. Видение будущего

Кластер легкой промышленности Нижегородской области (далее - кластер) входит в состав сформировавшегося в Нижегородской области мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0", являющегося "локомотивом" роста экономики Нижегородской области. На международном и национальном уровнях конкуренция ведется благодаря использованию современных информационно-технологических решений, креативных подходов, сильных торговых марок.

Основу продуктового портфеля участников кластера составляет инновационная продукция с высокой добавленной стоимостью: "умная" специализированная и форменная одежда, брендированная одежда и обувь, кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры.

Производство ведется на роботизированных контрактных фабриках и в ателье, оснащенных оборудованием, позволяющим добиться индивидуальности каждого выпускаемого изделия.

Сбыт продукции осуществляется по всему миру с использованием международных и национальных информационно-коммуникационных сетей, как в сегменте "B to C", так и в сегменте "B to В".

Производительность труда в организациях обеспечивает оплату труда не меньше, чем в среднем по организациям обрабатывающей промышленности Нижегородской области.

Лидерами кластера являются инновационные организации, которые демонстрируют темпы экономического роста, значительно опережающие среднеотраслевые. Идет модернизация производства на принципах "Технологической Индустрии 4.0". При разработке новой продукции активно применяются методы математического моделирования и суперкомпьютерные технологии, существенно уменьшающие ресурсные затраты.

Формируется внутрикластерная отраслевая информационная сеть, интегрированная с Государственной Информационной Системой Промышленности (далее - ГИСП), идет конструктивный обмен знаниями, информацией, технологиями, лучшими практиками в области менеджмента в рамках программ кластерного бенчмаркинга.

Участники кластера активно кооперируются в рамках единой информационной сети для получения крупных заказов от государственных структур и крупных организаций, осуществляют совместные закупки необходимого сырья и материалов, на взаимовыгодной основе обмениваются свободными производственно-технологическими мощностями и другими ресурсами.

Также в рамках расширения кластерной кооперации растет число совместных проектов по разработке и выпуску новой, конкурентоспособной продукции, активно практикуется приобретение организациями - участниками кластера патентов, лицензий, ноу-хау друг у друга.

Благодаря высокой инновационной и деловой активности, значительно выросло число торговых марок и промышленных образцов, способных к правовой охране.

Укрупнение масштаба отраслевых проектов, использование новых финансовых инструментов способствует увеличению объема привлекаемых в кластер инвестиций, как государственных, так и частных (включая средства зарубежных инвесторов).

Важная роль в развитии кластера уделяется современным методам анализа и прогнозирования. Регулярно проводятся отраслевые форсайты с приглашением ведущих зарубежных и отечественных экспертов.

Специализированная организация кластера принимает активное участие в разработке национальных и региональных отраслевых программ.

Резиденты кластера регулярно участвуют в выставочно-ярмарочных, коммуникативных и образовательных мероприятиях, обеспечивающих полноценное международное и межрегиональное сотрудничество, продвижение зонтичного бренда кластера легкой промышленности "Matryoshka Industry".