Нижегородский экспорт по группам 50-67 "Текстиль, текстильные изделия,
обувь". Источник - Приволжское таможенное управление.
Период | Страны СНГ (тыс. долл. США) | Дальнее зарубежье (тыс. долл. США) | Всего (тыс. долл. США) |
2019 год | 9 696 | 3 483 | 13 179 |
2018 год | 6 646 | 5 358 | 12 003 |
2017 год | 6 442 | 3 905 | 10 348 |
2016 год | 5 311 | 4 200 | 9 511 |
2015 год | 383 | 6 216 | 6 599 |
В данном сегменте отмечается постоянный рост, причем по сравнению с 2015 годом объем поставок удвоился. При этом, рост шел за счет наращивания продаж в страны СНГ.
В общем объеме российского экспорта продукции легкой промышленности доля Нижегородской области по итогам 2019 года оценочно составила 1,2%.
Специалисты Минпромторга РФ и другие отраслевые эксперты отмечают следующие проблемы в отечественной легкой промышленности:
1. Ослабленная сырьевая база легкой промышленности.
Например, на китайское сырье, материалы и фурнитуру приходится примерно треть от всего российского импорта этой продукции. Имеется ряд вопросов по формированию и развитию сырьевой базы текстильной и легкой промышленности. Целесообразность выращивания хлопка-сырца на территории России пока не подтверждена.
Не получила дальнейшего развития программа по выпуску длинноволокнистого льна. Приостановлена работа по производству мериносовой шерсти и шерсти высокой тонины. Мощности по производству химических волокон и нитей для текстильных организаций, предусмотренные "Стратегией развития химической и нефтехимической промышленности", не созданы.
2. Разрыв хозяйственных связей из-за пандемий и других чрезвычайных ситуаций.
Закрытие границ приводит к существенному ограничению импорта сырья, материалов, фурнитуры, необходимого технологического оборудования, что существенно ограничивает возможности российской легкой промышленности. Даже после завершения пандемии экономисты указывают на предстоящий рост логистических издержек, связанных с импортом.
3. Незаконный оборот товаров легкой промышленности на внутрироссийском рынке.
Несмотря на активные действия государственных органов, незаконный оборот товаров легкой промышленности хоть и снизился (с 40% в середине 10-х годов 21 века до 25% в настоящее время) его объем остается достаточно велик - около 750 млрд. руб. Незаконные товары легкой промышленности тормозят развитие отечественных производителей. Без сведения оборота незаконных товаров до приемлемого для рыночного равновесия минимума все усилия по стабилизации работы отрасли останутся тщетными.
4. Технологическая отсталость, моральный и физический износ технологического оборудования организаций текстильной и легкой промышленности.
Это обстоятельство отягощается малой инвестиционной привлекательностью отрасли, легальные организации которой работают на низкодоходном рынке. Кроме того, инвесторы не рискуют вкладывать средства в производство, видя, как кредитующие отрасль организации выдвигают чрезмерно завышенные требования к залогам и поручительствам по кредитам, ставки которых и так приближаются к порогу рентабельности.
5. Нехватка квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
Проблемы из-за развала системы подготовки отраслевых кадров имеются как в сегменте рабочих профессий, так и специалистов для производства, продвижения и сбыта продукции. Низкая привлекательность отрасли из-за маленьких зарплат и тяжелых условий труда ведет к дальнейшему ухудшению положения дел в отрасли с персоналом.
6. Трудности в дистрибуции и реализации товаров легкой промышленности.
Рынок товаров легкой промышленности является самым крупным непродовольственным розничным рынком в стране. Исследования показывают, что значительная часть населения не испытывает предубеждения к отечественным товарам российского происхождения, но многие торговые организации отдают предпочтение импорту. В последнее время благодаря созданию крупных отечественных торговых интернет-площадок ситуация в данном направлении постепенно улучшается.
Все проблемы российской легкой промышленности присущи и нижегородской. Причем, по ряду направлений ситуация хуже, чем в среднем по стране. Как уже отмечалось, оплата труда работников отрасли в Нижегородской области составляет всего 73,5% от среднероссийской.
По сравнению со средней зарплатой в обрабатывающей промышленности Нижегородской области, работники легкой промышленности Нижегородской области получают в два раза меньше, что делает отрасль малопривлекательной для работы. Плохо обстоят дела и с инвестициями в основной капитал. Их уровень, приведенный к объему отгрузки продукции, в два раз ниже среднероссийского. Если доля легкой промышленности в объеме отгрузки обрабатывающей промышленности Нижегородской области 0,8%, то в объеме инвестиций в основной капитал - всего 0,4%, причем до 2018 года этот показатель составлял всего 0,2%.
Низкая привлекательность для квалифицированного персонала и явно недостаточный объем инвестиций сохраняют угрозу дальнейшей деградации отрасли в Нижегородской области.
Механизмы государственной поддержки отрасли
за рубежом и в России
В зарубежных странах существуют различные подходы к поддержке собственной легкой промышленности, при этом практически все страны демонстрируют комплексный подход при решении этой задачи.
Страны БРИК и Турция поддерживают производство традиционных продуктов, Евросоюз (далее - ЕС) - инновационных. Для развития массового производства основными инструментами поддержки являются субсидирование и налоговые льготы. Для развития инноваций основными инструментами поддержки являются субсидии (гранты) и поддержка инфраструктуры в рамках создания и развития кластеров / индустриальных парков.
Например, государственная программа Китая направлена на обновление устаревших производственных мощностей, увеличение энергоэффективности и производительности, развитие технологических инноваций и бренд-менеджмента в отрасли, стимулировании переноса производственных мощностей на северо-восток страны. Основными инструментами являются субсидии и налоговые льготы.
Кроме того, в Китае существуют отдельные региональные политики развития экономики. Для каждой провинции вырабатывается своя политика развития и планы поддержки отраслей и промышленных кластеров в рамках принятых общегосударственных мер. Еще в 2003 году Китай разработал стратегию возрождения старых промышленных баз Северо-востока и Северо-запада страны, признанную ускорить социально-экономическое развитие региона и перемещения производственных мощностей в эти регионы.
Так, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе создан фонд модернизации и развития текстильной промышленности с ежегодным бюджетом 3,1 млн. долл. Кроме того, действует освобождение от уплаты налогов: