(с изменениями на 23 декабря 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 16.07.2020 N 586, от 31.12.2021 N 1260, от 11.11.2022 N 918, от 04.04.2023 N 264, от 17.04.2023 N 322, от 23.12.2024 N 836)
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 8 Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 22 июля 2015 г. N 464 "О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (далее - Стратегия).
2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области:
2.1. Обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Стратегии до 1 июня 2019 г.
2.2. Координировать мониторинг реализации Стратегии, осуществляемый исполнительными органами Нижегородской области в части их компетенции.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 23.12.2024 N 836)
2.3. Осуществлять контроль реализации Стратегии.
3. Исполнительным органам Нижегородской области:
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 23.12.2024 N 836)
3.1. Осуществлять мониторинг реализации Стратегии.
3.2. При осуществлении корректировки документов стратегического планирования учитывать положения Стратегии.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области обеспечить при определении долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований согласованность с приоритетами и целями Стратегии.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор
Г.С.НИКИТИН
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 16.07.2020 N 586, от 31.12.2021 N 1260, от 11.11.2022 N 918, от 04.04.2023 N 264, от 17.04.2023 N 322, от 23.12.2024 N 836)
Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Нижегородской области от 3 марта 2015 г. N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области".
При разработке Стратегии были учтены требования федерального законодательства и приоритеты развития Российской Федерации, определенные в действующих стратегических документах федерального уровня. Документ создавался в соответствии с национальными целями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 N 918)
Стратегия разрабатывалась с учетом анализа достигнутого уровня развития региона в результате реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. N 127 (далее - Стратегия-2020). Это позволило учесть ее недостатки и сохранить преемственность тех направлений развития, в которых удалось достичь существенных положительных результатов.
При формировании проекта Стратегии были приняты во внимание глобальные социально-экономические тренды, планы долгосрочного развития регионов Приволжского федерального округа и регионов-бенчмарков, не входящих в округ. Также учитывались инвестиционные программы крупных предприятий региона <1>.
________________
<1> ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ООО УК "Группа ГАЗ", ПАО "МРСК Центра и Приволжья", филиал "Нижновэнерго", ПАО "Газпром", ПАО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина", ПАО "Нижегородский машиностроительный завод" и др.
На первом этапе к разработке проекта Стратегии было привлечено экспертное сообщество, состоящее из ведущих экспертов регионального и федерального уровней: представители организаций производственной и непроизводственной сфер различных форм собственности, научных и общественных организаций. Всего было создано 18 экспертных групп по приоритетным направлениям развития Нижегородской области; проведено более 50 заседаний, в которых участвовало около 400 человек. Таким образом, была обеспечена всесторонняя проработка проблем, перспектив развития Нижегородской области, определены стратегические цели и задачи, а также основные инициативы, реализация которых позволит региону добиться увеличения ВРП на душу населения не менее чем в три раза в сопоставимых ценах к 2035 году.
С июня 2018 года начался второй этап работы над проектом Стратегии. Было проведено 15 отраслевых сессий с расширенным составом экспертного сообщества; во всех муниципальных образованиях Нижегородской области состоялось 39 стратегических территориальных сессий. Всего в обсуждении приняло участие более 4500 человек - актив муниципальных образований и эксперты отраслей. Дополнительно обсуждение проекта Стратегии проходило в трудовых коллективах и населенных пунктах с участием более 500 тысяч человек.
Благодаря проведенному обсуждению было внесено более 5 тысяч предложений, что позволило скорректировать стратегические цели, задачи и инициативы проекта Стратегии и получить документ в соответствии с видением жителей и расширенного экспертного сообщества региона.
Это подтверждается результатами голосования за проект Стратегии, в котором 9 сентября 2018 г. приняли участие 502 тысячи жителей Нижегородской области: 94% поддержали представленный проект документа.
На основе мнений экспертного сообщества выделены следующие ключевые долгосрочные глобальные тренды (технологические, экономические, социальные, природные, геополитические), влекущие за собой радикальные изменения в жизни и деятельности человека, развитии экономики и пространства, которые учтены при разработке Стратегии:
Технологический прогресс (переход на 5 и 6 технологические уклады <2>).
________________
<2> 5 технологический уклад - эра информатизации и телекоммуникаций;
6 технологический уклад - эра нанобиотехнологий:
- ускорение цифровизации экономики и социальной сферы, развитие и распространение "умных" технологий, замещающих участие человека в процессах жизнедеятельности;
- усиление роли конвергенции знаний (ИКТ, искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, электроники нового поколения) в создании прорывных технологических решений в различных сферах жизнедеятельности;
- сокращение инновационного цикла за счет использования компьютерного моделирования и аддитивных технологий.
Новая экономика:
- изменение соотношений между факторами производства в пользу капитала знаний (человеческого капитала);
- концентрация цепочек создания стоимости вокруг центров создания знаний и технологических компетенций;
- ESG-трансформация, экологизация экономики, переход к экономике замкнутого цикла;
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 N 918)
- усиление конкуренции в сфере развития человеческого капитала (за привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов);
- трансформация бизнес-моделей: "уберизация" экономики (экономика без посредников), кастомизация производства (производство под индивидуальный заказ), усиление сетевого взаимодействия бизнеса между собой и с потребителями.
Демографические и социальные трансформации:
- низкий уровень рождаемости;
- увеличение продолжительности жизни - повышение значения высокотехнологичных медицинских услуг, персонализация медицины;
- глобальное старение населения, формирование условий для активного долголетия;
- нарастание процессов урбанизации - обострение экологических и социальных проблем вследствие увеличения нагрузки на экосистему и городскую инфраструктуру; усиление дифференциации уровня и качества жизни в городе и на периферии;
- изменение гендерных ролей;
- существенное изменение востребованных профессий и компетенций; цифровизация образовательной сферы с целью обеспечения непрерывного, персонализированного обучения;
- рост международной миграции;