ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2018 года № 889
Об утверждении Стратегии социально-экономического
развития Нижегородской области до 2035 года
(с изменениями на 17 апреля 2023 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.07.2020 № 586;
постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2021 № 1260;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 № 918;
постановлением Правительства Нижегородской области от 04.04.2023 № 264;
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2023 № 322
------------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 8 Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 22 июля 2015 г. № 464 "О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (далее - Стратегия).
2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области:
2.1. Обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Стратегии до 1 июня 2019 г.
2.2. Координировать мониторинг реализации Стратегии, осуществляемый органами исполнительной власти Нижегородской в части их компетенции.
2.3. Осуществлять контроль реализации Стратегии.
3. Органам исполнительной власти Нижегородской области:
3.1. Осуществлять мониторинг реализации Стратегии.
3.2. При осуществлении корректировки документов стратегического планирования учитывать положения Стратегии.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области обеспечить при определении долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований согласованность с приоритетами и целями Стратегии.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Г.С.Никитин
(Стратегия в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 16.07.2020 № 586; от 31.12.2021 № 1260;
от 11.11.2022 № 918; от 04.04.2023 № 264; от 17.04.2023 № 322)
Стратегия социально-экономического развития
Нижегородской области до 2035 года
Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области".
При разработке Стратегии были учтены требования федерального законодательства и приоритеты развития Российской Федерации, определенные в действующих стратегических документах федерального уровня. Документ создавался в соответствии с национальными целями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". (абзац второй изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 № 918 - см. предыдущую редакцию)
Стратегия разрабатывалась с учетом анализа достигнутого уровня развития региона в результате реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127 (далее - Стратегия-2020). Это позволило учесть ее недостатки и сохранить преемственность тех направлений развития, в которых удалось достичь существенных положительных результатов.
При формировании проекта Стратегии были приняты во внимание глобальные социально-экономические тренды, планы долгосрочного развития регионов Приволжского федерального округа и регионов - бенчмарков, не входящих в округ. Также учитывались инвестиционные программы крупных предприятий региона.
На первом этапе к разработке проекта Стратегии было привлечено экспертное сообщество, состоящее из ведущих экспертов регионального и федерального уровней: представители организаций производственной и непроизводственной сфер различных форм собственности, научных и общественных организаций. Всего было создано 18 экспертных групп по приоритетным направлениям развития Нижегородской области; проведено более 50 заседаний, в которых участвовало около 400 человек. Таким образом, была обеспечена всесторонняя проработка проблем, перспектив развития Нижегородской области, определены стратегические цели и задачи, а также основные инициативы, реализация которых позволит региону добиться увеличения ВРП на душу населения не менее чем в три раза в сопоставимых ценах к 2035 году.
С июня 2018 года начался второй этап работы над проектом Стратегии. Было проведено 15 отраслевых сессий с расширенным составом экспертного сообщества; во всех муниципальных образованиях Нижегородской области состоялось 39 стратегических территориальных сессий. Всего в обсуждении приняло участие более4500 человек - актив муниципальных образований и эксперты отраслей. Дополнительно обсуждение проекта Стратегии проходило в трудовых коллективах и населенных пунктах с участием более 500 тысяч человек.
Благодаря проведенному обсуждению было внесено более 5 тысяч предложений, что позволило скорректировать стратегические цели, задач и инициативы проекта Стратегии и получить документ в соответствии с видением жителей и расширенного экспертного сообщества региона.
Это подтверждается результатами голосования за проект Стратегии, в котором 9 сентября 2018 г.приняли участие 502 тысячи жителей Нижегородской области: 94% поддержали представленный проект документа.
_______________________
ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ООО УК "Группа ГАЗ", ПАО "МРСК Центра и Приволжья", филиал "Нижновэнерго", ПАО "Газпром", ПАО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И.Пландина", ПАО "Нижегородский машиностроительный завод"и др.
На основе мнений экспертного сообщества выделены следующие ключевые долгосрочные глобальные тренды (технологические, экономические, социальные, природные, геополитические), влекущие за собой радикальные изменения в жизни и деятельности человека, развитии экономики и пространства, которые учтены при разработке Стратегии:
Технологический прогресс (переход на 5 и 6 технологические уклады)
- ускорение цифровизации экономики и социальной сферы, развитие и распространение "умных" технологий, замещающих участие человека в процессах жизнедеятельности;
- усиление роли конвергенции знаний (ИКТ, искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, электроники нового поколения) в создании прорывных технологических решений в различных сферах жизнедеятельности;
- сокращение инновационного цикла за счет использования компьютерного моделирование и аддитивных технологий;
Новая экономика
- изменение соотношений между факторами производства в пользу капитала знаний (человеческого капитала);
- концентрация цепочек создания стоимости вокруг центров создания знаний и технологических компетенций;
- ESG-трансформация, экологизация экономики, переход к экономике замкнутого цикла; (абзац изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 № 918 - см. предыдущую редакцию)
- усиление конкуренции в сфере развития человеческого капитала (за привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов);
- трансформация бизнес-моделей: "уберизация" экономики (экономика без посредников), кастомизация производства (производство под индивидуальный заказ), усиление сетевого взаимодействия бизнеса между собой и с потребителями;
Демографические и социальные трансформации
- низкий уровень рождаемости;
- увеличение продолжительности жизни - повышение значения высокотехнологичных медицинских услуг, персонализация медицины;
- глобальное старение населения, формирование условий для активного долголетия;
- нарастание процессов урбанизации - обострение экологических и социальных проблем вследствие увеличения нагрузки на экосистему и городскую инфраструктуру; усиление дифференциации уровня и качества жизни в городе и на периферии;
- изменение гендерных ролей;
- существенное изменение востребованных профессий и компетенций; цифровизация образовательной сферы с целью обеспечения непрерывного, персонализированного обучения;
- рост международной миграции;
- изменение ценностей и образа жизни людей под воздействием распространения "интернета вещей" и "умных" инфраструктур;
- увеличение "среднего класса", состоящего из граждан с максимальной экономической активностью;
- рост рынка услуг; приоритизация получения опыта/эмоций над фактом владения материальными благами; безопасность и экологизация потребления;
Дефицит ресурсов
- глобальное изменение климата и рост антропогенной нагрузки, которые ускорят исчерпание легкодоступных источников природных ресурсов и усилят конкуренцию за них;
- рост накопленного экологического ущерба, нарастание частоты опасных природных явлений и связанных с ними чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- увеличение спроса на энергию, пресную воду и продовольствие, вследствие прироста населения и роста глобальной экономики;
- увеличение инвестиций в возобновляемую энергетику и технологии энергосбережения;
Пространственная и геополитика
- трансформация систем глобального управления - переход к многополярности, усиление борьбы за сферы влияния, рост региональной нестабильности, обострение мировых проблем безопасности, в том числе кибербезопасности;
- рост вклада в мировое производство и спроса стран Азиатско-Тихоокеанского, а впоследствии и Африканского регионов. Возможный переход мирового лидерства к Китаю;
- усиление мировой конкуренции за лучших инвесторов, ученых и высококвалифицированных специалистов;
- метрополитенизация и стягивание населения в крупные городские центры.
_________________________
5 технологический уклад - эра информатизации и телекоммуникаций
6 технологический уклад - эра нанобиотехнологий
1.2. Общий анализ основных показателей социально-экономического развития
Нижегородской области, конкурентное положение региона
в экономике Российской Федерации и мира
Нижегородская область входит в двадцатку крупнейших регионов России (14 место в Российской Федерации) по объему ВРП. Однако, показатель ВРП в расчете на душу населения (363,3 тыс. рублей) за тот же период на четверть ниже среднероссийского уровня (472,2 тыс. рублей). По сравнению с регионами-бенчмарками отставание составляет 27,3% от Республики Татарстан и 8,7% от Самарской области (Рис.1).
Рисунок 1. ВРП на душу населения и его динамика по крупнейшим регионам России, 2005-2016 г.
ВРП на душу населения
После активного роста объема инвестиций (в действующих ценах) в 2010-2014 гг. со 192 млрд руб. до 277 млрд руб. в год, инвестиции снизились до 235 млрд руб. (на 15%) в 2015 году и практически не изменились до 2017 года включительно.
______________________
Последние статистические данные за 2016 год.
Рисунок 2. Структура ВРП Нижегородской области, 2016 г.
Самым крупным сектором экономики региона является обрабатывающая промышленность - 31% ВРП. Ввиду отсутствия на территории области топливно-энергетических и рудных полезных ископаемых доля добывающего сектора в промышленности незначительна. По объему отгруженной продукции в секторе обрабатывающей промышленности Нижегородская область занимает 6-7 места в Российской Федерации.
В экономике отмечается достаточно высокий удельный вес высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП (31,3% ВРП - 4 место среди регионов Российской Федерации; в России - 20,7% ВВП); в структуре преобладают отрасли III и IV технологических укладов (порядка 85%), 10% относится к V (электроника, в т.ч. роботостроение, IT-сектор, научные исследования и разработки, связь), менее 1% - к VI (наноиндустрия, биотехнологии) технологическим укладам.
По объему экспорта Нижегородская область занимает 20 место в России, среди регионов с сопоставимой по масштабам экономикой (первые пятнадцать по величине ВРП) - последнее место. В настоящее время общий объем экспорта составляет только 13% от объема отгруженной обрабатывающими предприятиями продукции.
Сохраняется зависимость экономики региона от импорта оборудования (как и в целом по России). Машиностроительная продукция является основной составляющей импорта в Нижегородскую область - ее доля составляет 37,1% (по Российской Федерации - 45,6%). Это 35 место в Российской Федерации и 7 место среди сопоставимых по масштабам экономики регионов.
Медианный среднедушевой доход в регионе по итогам 207 гоода составил 23,4 тыс. руб., что ниже значений республики Татарстан и Свердловской области (24,4 и 26,5 тыс. руб. соответственно).
Положение региона в рейтингах регионов Российской Федерации
Анализ рейтингов (см. табл. 1) показывает, что регион попадает в десятку лидеров только по условиям развития ГЧП.
В целом, регион по рассматриваемым рейтингам занимает в среднем 32-е место, что может свидетельствовать о том, что он является регионом-середняком, тяготеющим к более развитым регионам за счет относительно развитой сферы инноваций, рынка труда и достаточно хорошего качества жизни.
Особенно остро стоит проблема инвестиционного климата и доступности жилья для населения.
______________________________
1 место - минимальное значение.