Ведущие зарубежные кластеры
Регион /страна | Специализация |
Пьемонт, Италия | Текстиль - мода, стиль, дизайн |
Каталония, Испания | Текстиль, производство одежды, кожа, обувь, ювелирные изделия, мебель и парфюмерия |
Центру, Румыния | "Умный текстиль", используемый в смежных отраслях (сельское хозяйство, автомобилестроение, строительство, медицинская промышленность). Производственные возможности: текстиль, одежда, багаж и изделия из кожи, обувь |
Кентрики, Македония | Производство одежды и мода |
Вастра Готланд, Швеция | Умный текстиль, текстиль в моде и мебели |
Лодзь, Польша | Современная текстильная и модная индустрия |
Наряду с кластерами в указанных регионах, нижегородский кластер может успешно сотрудничать с другими аналогичными отраслевыми структурами, которые еще не стали участниками Европейской платформы по умной специализации.
Раздел 5. РЫНОЧНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА
Описание рынка
По типу потребителей рынок изделий легкой промышленности может быть разделен на два сегмента, "B to B" и "B to C". При этом продукция для них может частично пересекаться. Например, агротекстиль могут использовать как сельскохозяйственные организации, так и население в подсобных хозяйствах или на дачах.
Также рынок изделий легкой промышленности можно сегментировать по принципу использования продукции: защитная одежда и обувь, форма, спортивная одежда и обувь и т.п.
В последнее время аналитики отрасли выделяют большой сегмент FASHION. Это вызвано бурным развитием индустрии моды, в которой благодаря использованию современных технологий дизайна и производства, продукция становится доступной все более широким слоям общества и ее потребление начинает во многих странах приобретать массовый характер.
Анализ рынка
Минпромторг РФ в презентации "Итоги развития легкой промышленности в 2015-2019 г.г. Перспективы развития отрасли в 2020-2025 г.г." выделяет следующие перспективные направления развития российской легкой промышленности:
1. Технический текстиль:
- текстиль для применения в автомобильной промышленности, вагоностроении и т.п;
- медицинский текстиль (например, импланты, пластыри, белье и т.д.);
- геотекстиль (строительство дорог, мостов, тоннелей, метро и т.п.);
- агротекстиль (текстиль для защиты растений, для теплиц, брезенты и т.п.);
- фильтры, защитная одежда.
2. Спецодежда и спецобувь. Российские мощности по выпуску спецобуви позволяют значительно увеличить его производство в среднесрочной перспективе: с 8,5 млн пар в 2018 году до 16-18 млн пар в год к 2025 году. У российских производителей есть нишевые решения для зарубежных потребителей (например, обувь и одежда для защиты от пониженных и повышенных температур и с другими специальными свойствами), что делает продукцию более конкурентоспособной.
3. Натуральные и химические волокна и нити, ткани из них. Доля товаров народного потребления с использованием химических волокон в мире в настоящее время составляет порядка 90 %. Есть предпосылки для развития собственного производства синтетических (полиэфирных, полипропиленовых, полиамидных) и натуральных (лен) волокон и нитей и тканей из них.
Минпромторг РФ задает следующие основные направления среднесрочного (до 2025 года) развития легкой промышленности:
1) борьба с нелегальным оборотом товаров легкой промышленности и контрафактом. Форсирование политики антиконтрафактной маркировки товаров, позволяющее контролировать товарооборот и вывести из тени нелегальные доходы. Обеление рынка сертификатов;
2) системная господдержка перспективных сегментов отечественного легпрома, имеющих потенциал для увеличения производства продукции для внутреннего рынка и экспорта конкурентоспособной на мировом рынке продукции;
3) поддержка отечественных НИОКР;
4) обеспечение стратегически значимых отраслей высокотехнологичной и инновационной текстильной и кожевенной продукцией российского производства;
5) проведение политики цифровизации через финансовую и нефинансовую поддержку организаций - лидеров рынка;
6) сохранение действующих мер господдержки для легпрома, усиление их стимулами развития экспорта и снижением НДС;
7) формирование кадрового потенциала отрасли;
8) стимулирование увеличения заполняемости полок сетевых магазинов товарами российского производства;
9) обеспечение стратегически значимых отраслей высокотехнологичной и инновационной текстильной и кожевенной продукцией российского производства.