Рыночные угрозы и пути их предотвращения/снижения уровня
Рыночные угрозы | Пути предотвращения/ снижения уровня угроз |
Разрыв производственно- технологических цепочек из-за чрезвычайных ситуаций. | Локализация производства, вертикальная интеграция в рамках внутрикластерной интеграции, в том числе с ключевыми поставщиками из соседних регионов. |
Разрыв сбытовых цепочек из-за чрезвычайных ситуаций. | Интеграция в электронные торговые площадки, увеличение продаж дизайнов и концепций. |
Снижение объемов сбыта из-за глобального финансово- экономического кризиса. | Использование госзаказа, наращивание экспорта за счет возможного сокращения на зарубежных рынках "традиционных" поставщиков из стран Азии. |
Дальнейшая деградация кадрового потенциала. | Создание внутрикластерной эффективной системы подготовки и переобучения кадров на всей цепочке создания ценности. |
Дальнейший износ производственно- технологического оборудования. | Создание современных автоматизированных производств коллективного пользования, способных оперативно выполнять различные по объему заказы с высоким уровнем кастомизации. |
Нехватка финансовых ресурсов для развития. | Выпуск продукции с высокой маржинальностью, более эффективное |
использование имеющихся механизмов господдержки, привлечение внешних инвесторов в отрасль за счет укрупнения проектов и повышения их привлекательности, внутрикластерная ресурсная кооперация. | |
Снижение объемов продаж из-за демпинга конкурентов. | Выпуск нишевой продукции с высокой добавленной стоимостью. |
Элементы бизнес-модели
Целевые продуктовые сегменты
Исходя из рыночных возможностей, а также имеющихся и потенциальных сильных сторон, целевыми продуктовые сегментами для кластера служат следующие:
- "умная" спецодежда и обувь для различных отраслей промышленности, формы для школьников и других категорий потребителей из тканей с особыми свойствами;
- дизайнерская мало-серийная одежда и обувь (в том числе с элементами национально-регионального стиля) для замещения импорта и реализации на внешних рынках;
- кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры;
- технический текстиль, другие материалы для различных отраслей промышленности.
Разработка продукции
Разработка инновационной продукции, которая затем будет тиражироваться в производстве, ведется в специализированных кросс-функциональных дизайнерско-конструкторских бюро, к работе в которых привлекаются модельеры, дизайнеры, специалисты по материалам, эргономике, "науке о жизни" и другие необходимые специалисты. Также функциями данных бюро является разработка технических заданий на создание новых материалов, которые будут использоваться в перспективе в конечных изделиях. Именно в данном сегменте предполагается создание основной доли стартапов, в том числе при ВУЗах Нижегородской области и научно-исследовательских организациях.
Создание "цифровых" портретов конечных потребителей позволяет кастомизировать изготовление продукции еще на стадии разработки. Разработанные модели в оцифрованном виде затем по электронным каналам отправляются на автоматизированные контрактные смарт-фабрики или в 3D-ателье, где изготавливается конечная продукция.
При разработке изделий в сегменте Fashion потребитель в интерактивном режиме сам будет принимать участие в разработке одежды или обуви совместно с дизайнерами-модельерами.
Организация производства
Для выпуска конечной продукции будут созданы следующие типы производственных структур:
- контрактные смарт-фабрики с широким спектром автоматического цифрового оборудования, которые будут выпускать серийную продукцию разными тиражами (от нескольких десятков единиц до больших партий) с низким и средним уровнем кастомизации;
- ателье, в которых используется такое оборудование, как 3-D принтеры, текстильные принтеры, цифровые швейные автоматы, ориентированные на единичные тиражи продукции с высоким уровнем кастомизации;
- при экономической целесообразности массовое производство стандартной продукции переносится в среднеазиатские страны СНГ.
Организация снабжения
Закупка материалов для выпуска массовой продукции (большие объемы, низкий уровень кастомизации) ведется через общую информационную сеть, в которой собираются заявки от участников кластера, формируются укрупненные заявки для получения на конкурсной основе от поставщиков наиболее выгодных условий поставок.
Организация продвижения и сбыта
В сегменте "В to C" продвижение и сбыт ведутся через национальные и мировые электронные торговые площадки. В общей сети могут формироваться комплексные партии продукции для крупных покупателей, включающие различную продукцию - одежду, обувь, аксессуары и т.п. Кроме того, формируются сети виртуальных шоу-румов, где можно получить рекомендации фэшн-блогеров, профессиональных стилистов и модельеров, отзывы знаменитостей, услуги по виртуальной примерке одежды и обуви т.п. При этом сохраняются традиционные формы продвижения через модные показы с участием моделей.
В сегменте "В to В" основной акцент делается на продвижение через общую информационную сеть, интегрированную в ГИСП, путем размещения в системе сведений о товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд, крупных промышленных организаций, оптовых торговых посредников. Такой подход позволяет формировать крупные партии продукции, включающие одежду, обувь, аксессуары.
Раздел 2. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Общая характеристика отрасли, ее состояние и развитие, основные проблемы
Мировая система разделения труда в легкой промышленности складывалась более 20 лет и имеет тенденцию к дальнейшему усилению специализации. В рамках этой специализации все страны можно условно разделить на три группы:
1. Мировые поставщики. Большинство развивающихся стран с низким ВВП на душу населения - активно развивают текстильную отрасль (в недалеком прошлом Китай, Индия, Турция, Бангладеш). Кроме того, развитая легкая промышленность в этих странах служит одним из драйверов роста экономики в целом.
2. Региональные поставщики. Страны со средним уровнем доходов - обычно частично обеспечивают текстильной продукцией себя и ближайшие рынки субъектов Российской Федерации (Болгария, Венгрия, Чехия, Польша, Румыния).
3. Импортеры. Развитые страны практически потеряли легкую промышленность (за исключением технического текстиля и прочих высокопроизводительных производств, не требующих высокой доли ручного труда) и импортируют потребительскую продукцию (США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Российская Федерация). Страны с развитой сырьевой экономикой (минеральные ресурсы, либо с/х) удовлетворяют спрос на продукцию легкой промышленности также за счет импорта.
Основные показатели, характеризующие развитие легкой промышленности в России, отражены в таблице 4.