КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2020 года N 956
О внесении изменений в государственную программу "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 октября 2023 года N 1220
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.02.2014 N 92, от 31.05.2014 N 371, от 05.09.2014 N 643, от 01.12.2014 N 936, от 26.03.2015 N 186, от 28.08.2015 N 626, от 25.09.2015 N 710, от 29.12.2015 N 1000, от 24.03.2016 N 160, от 13.08.2016 N 554, от 06.12.2016 N 898, от 13.03.2017 N 134, от 13.07.2017 N 479, от 08.09.2017 N 640, от 07.12.2017 N 943, от 24.01.2018 N 35, от 26.02.2018 N 107, от 12.04.2018 N 235, от 03.07.2018 N 540, от 13.09.2018 N 775, от 23.11.2018 N 1042, от 26.01.2019 N 43, от 04.02.2019 N 66, от 28.02.2019 N 141, от 30.04.2019 N 366, от 11.09.2019 N 816, от 10.12.2019 N 1132, от 07.02.2020 N 80, от 25.05.2020 N 421, от 24.07.2020 N 621) (далее - Программа), следующие изменения:
строку "Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам" паспорта Программы изложить в следующей редакции:
"Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам | Общий объем финансирования Программы составляет 21 614 471,38 тыс. рублей <*>, в том числе планируемые к привлечению средства федерального бюджета - 12 575 042,1 тыс. рублей, средства бюджета Республики Татарстан - 9 039 429,28 тыс. рублей: (тыс. рублей) | ||
Год | Средства федерального бюджета, планируемые к привлечению | Средства бюджета Республики Татарстан | |
2014 | 957 036,6 | 668 907,79 | |
2015 | 771 639,0 | 631 712,01 | |
2016 | 742 042,5 | 683 366,98 | |
2017 | 609 879,1 | 721 262,7 | |
2018 | 575 168,1 | 755 325,0 | |
2019 | 1 124 229,6 | 766 880,2 | |
2020 | 3 239 653,7 | 784 640,5 | |
2021 | 1 008 597,1 | 794 878,9 | |
2022 | 1 028 769,5 | 809 122,4 | |
2023 | 839 342,3 <*> | 807 777,6 <*> | |
2024 | 839 342,3 <*> | 807 777,6 <*> | |
2025 | 839 342,3 <*> | 807 777,6 <*> | |
Итого | 12 575 042,1 <*> | 9 039 429,28 <*> | |
-------------------------------- <*> Объем средств на 2023 - 2025 годы носит прогнозный характер, определяется законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период"; |
раздел I Программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы в указанной сфере
Настоящая Программа разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 19 июня 2006 года N 39-ЗРТ "О реализации государственной политики в области занятости населения в Республике Татарстан", которые определяют правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения.
Программа учитывает результаты реализации республиканских программ содействия занятости населения за предыдущие годы, а также реализуемые на территории республики с 2009 года дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в рамках региональных программ.
Принятые в ходе реализации программ занятости меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения в Республике Татарстан.
Общая численность населения Республики Татарстан на начало 2020 года составила 3,9 млн человек, в том числе 2,2 млн граждан трудоспособного возраста, при этом каждый четвертый житель относится к старшему поколению. Для республики характерна общемировая тенденция роста численности граждан старше трудоспособного возраста при снижении численности граждан трудоспособного возраста. Кроме того, опасение вызывает небольшой темп прироста численности граждан моложе трудоспособного возраста (1 - 2 процента в год) с постепенным снижением процентного пункта.
Глобальным документом, охватившим всесторонне характеристики, проблемы и направления развития республики, является Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
Модернизация производства, переход к новым технологиям, создание новых высокопроизводительных рабочих мест требуют "качественной" рабочей силы, высококвалифицированных работников.
Большое значение для повышения региона как по экономическим, так и социальным, политическим параметрам имеет такой аспект, как развитие человеческого ресурса и эффективность его использования. Экономические успехи региона достигаются через реализацию политики прогнозирования, в том числе прогнозирования спроса на рабочую силу и потребность экономики региона в подготовке кадров.
Последние годы на рынке труда заметны положительные тенденции, которые характеризуются низким уровнем безработицы и наличием постоянного спроса на рабочую силу.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат), за 2019 год численность рабочей силы составила 2 036,1 тыс. человек (за 2018 год - 2 037,2 тыс. человек), или 52 процента от общей численности населения республики, из которых численность занятых в экономике республики составила 1 969,7 тыс. человек (за 2018 год - 1 969,5 тыс. человек), число безработных, исчисленное по методологии МОТ, - 66,4 тыс. человек (за 2018 год - 67,7 тыс. человек).
Уровень общей безработицы, исчисленный по методологии МОТ, в среднем за 2019 год составил 3,3 процента. Начиная с 2011 года по 2019 год в республике сохранялась тенденция снижения численности как общей, так и зарегистрированной безработицы. Численность безработных, исчисленных по методологии МОТ, с 2011 года (95,5 тыс. человек) снизилась на 44 процента. Численность зарегистрированных в органах службы занятости Республики Татарстан безработных граждан по сравнению с началом 2011 года снизилась в 3,5 раза и на 1 января 2020 года составила 10 903 человека, уровень регистрируемой безработицы - 0,54 процента от численности рабочей силы республики.
Ситуация на рынке труда Республики Татарстан в 2020 году несколько осложнилась в связи с пандемией и принятием ряда ограничительных мер.
С апреля 2020 года значительно увеличилось обращение граждан в службу занятости населения республики.
С начала года численность зарегистрированных безработных увеличилась с 10 903 человек до 79 254 человек (по состоянию на 27 августа 2020 года). Уровень регистрируемой безработицы составляет 3,9 процента.
Ситуация на рынке труда Республики Татарстан стабилизируется по мере нормализации экономической активности.
По Республике Татарстан темпы прироста безработицы имеют тенденцию к снижению. Если в пиковый период (последняя декада апреля) статус безработного получали еженедельно почти 15 тыс. человек, то за последнюю неделю с 17 по 23 августа были признаны безработными 2 174 человека.
Заявленное работодателями число вакансий на 27 августа 2020 года составило 45,9 тыс. единиц. Потребность в работниках, заявленная работодателями, в период с марта 2020 года по май 2020 года снижалась, в июне - августе 2020 года - начала увеличиваться.
Коэффициент напряженности на рынке труда составляет 1,7 человека на вакансию.
За 7 месяцев 2020 года трудоустроено 19 274 человека, из которых 14 379 незанятых граждан.
К позитивным изменениям рынка труда последних лет относится наличие постоянного спроса на работников. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов экономики, действенным инструментом рынка труда. Миграционные процессы остаются одним из основных источников заполнения вакантных рабочих мест, заявленных работодателями на выполнение отдельных видов работ или краткий определенный период времени. Рабочие места, предполагаемые для граждан как ближнего, так и дальнего зарубежья, не заполняются жителями республики.
Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также оценивает эффективность использования иностранной рабочей силы. Потребность в иностранных работниках на 2020 год определена в количестве 1,7 тыс. разрешений на работу, на 2021 год - 2,1 тыс. разрешений на работу (в 2019 году - 3,7 тыс. разрешений на работу).
Спрос на рабочую силу, в подавляющем большинстве на высококвалифицированных рабочих, недостаточен для реализации имеющегося предложения рабочей силы, и его удовлетворение будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.
В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы отдельные организации республики продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно в высококвалифицированных кадрах по отдельным профессиям и работниках неквалифицированного труда. Это предопределяет необходимость планирования мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов и привлечению иностранных работников.
Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности граждан являются:
недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;
отсутствие необходимой инфраструктуры для приема специалистов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);