Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2017 года N 640


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 09.08.2013 N 553 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 октября 2023 года N 1220

____________________________________________________________________


Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Внести в Государственную программу "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.02.2014 N 92, от 31.05.2014 N 371, от 05.09.2014 N 643, от 01.12.2014 N 936, от 26.03.2015 N 186, от 28.08.2015 N 626, от 25.09.2015 N 710, от 29.12.2015 N 1000, от 24.03.2016 N 160, от 13.08.2016 N 554, от 06.12.2016 N 898, от 13.03.2017 N 134, от 13.07.2017 N 479) (далее - Программа), следующие изменения:

в паспорте Программы:

строку "Задачи Программы" изложить в следующей редакции:

"Задачи Программы

Обеспечение занятости населения, в том числе путем вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, и развитие кадрового потенциала для экономики Республики Татарстан;

улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Республики Татарстан; привлечение и закрепление кадров рабочих профессий и инженерных специальностей на предприятиях Республики Татарстан";


строку "Перечень Подпрограмм" изложить в следующей редакции:

"Перечень Подпрограмм

1. Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

2. Улучшение условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы.

3. Популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы";


в разделе II Программы:

абзац третий изложить в следующей редакции:

"Подпрограмма "Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.";

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"1. Обеспечение занятости населения, в том числе путем вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, и развитие кадрового потенциала для экономики Республики Татарстан, включая:";

абзац тринадцатый раздела дополнить словами ", включая инвалидов молодого возраста";

в Подпрограмме "Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции на 2014 - 2020 годы" Программы:

наименование Подпрограммы "Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции на 2014 - 2020 годы" изложить в следующей редакции:

"Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.";

паспорт Подпрограммы занятости изложить в следующей редакции:


"Паспорт

Наименование Подпрограммы

"Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве" (далее - Подпрограмма занятости)

Государственный заказчик Подпрограммы занятости

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Основной разработчик Подпрограммы занятости

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Цель Подпрограммы занятости

Обеспечение занятости населения, в том числе путем вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, и развитие кадрового потенциала для экономики Республики Татарстан

Задачи Подпрограммы занятости

1. Повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения;

2. Повышение эффективности содействия трудоустройству граждан, ищущих работу;

3. Содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;

4. Наиболее полное удовлетворение потребности работодателей в комплектации кадрами;

5. Реализация мер социальной поддержки безработных граждан;

6. Содействие занятости инвалидов. Организация сопровождаемого содействия занятости инвалидов

Сроки реализации Подпрограммы занятости

2014 - 2020 годы

Объемы финансирования Подпрограммы занятости с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Подпрограммы занятости составляет 10 463 830,38 тыс. рублей, в том числе:

планируемые к привлечению средства федерального бюджета - 5 682 923,7 тыс. рублей; средства бюджета Республики Татарстан - 4 780 906,68 тыс. рублей, из них на содействие занятости и организацию сопровождаемого содействия занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, - 125,3 млн рублей.

(тыс. рублей)

Год

Общий объем средств

Средства федерального бюджета, планируемые к привлечению

Средства бюджета Республики Татарстан

2014

1 611 314,39

957 036,6

654 277,79

2015

1 388 721,01

771 639,0

617 082,01

2016

1 410 779,48

742 042,5

668 736,98

2017

1 447 608,85

743 728,9

703 879,95

2018

1 467 134,55

746 508,0

720 626,55

2019

1 485 315,1

749 392,2

735 922,9

2020

1 652 957,0

972 576,5

680 380,5

Итого

10 463 830,38

5 682 923,7

4 780 906,68

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы занятости (индикаторы оценки результатов) и показатели ее бюджетной эффективности

По итогам реализации Подпрограммы занятости ожидается достижение к 2020 году следующих результатов:

недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 1 процента;

обеспечение уровня занятости населения не менее 65 процентов;

снижение средней продолжительности безработицы к концу 2020 года до 5 месяцев;

обеспечение повышения профессионального уровня не менее 12 процентов численности зарегистрированных безработных граждан;

организация профессиональной ориентации не менее 60 процентов к численности граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы;

обеспечение занятости на общественных и временных работах не менее 45 процентов среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан;

обеспечение занятости в свободное от учебы время несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет не менее 15 процентов от числа граждан данного возраста, проживающих в республике;

создание в период действия Подпрограммы занятости 1,5 тыс. специализированных рабочих мест для незанятых инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства не менее 0,3 процента при уровне напряженности на рынке труда меньше 1 процента (0,5 процента при уровне напряженности больше или равно 1) от численности зарегистрированных безработных граждан;

привлечение не менее 4,5 тыс. безработных граждан в сферу малого предпринимательства;

информирование о положении на рынке труда не менее 90 процентов численности экономически активного населения Республики Татарстан;

содействие в обеспечении занятости более 700 тыс. граждан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по полученной специальности, направлению подготовки в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, - не менее 15 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по полученной профессии, специальности в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, - не менее 15 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по полученной специальности, направлению подготовки в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, - не менее 30 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по полученной профессии, специальности в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, - не менее 30 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после получения профессионального обучения по программам подготовки, переподготовки рабочих, служащих в течение 3 месяцев после обучения, - не менее 15 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после получения профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих, служащих, после прохождения программ дополнительного профессионального образования в течение 3 месяцев после обучения, - не менее 15 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после получения профессионального обучения по программам подготовки, переподготовки рабочих, служащих в течение 6 месяцев после обучения, - не менее 30 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после получения профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих, служащих, после прохождения программ дополнительного профессионального образования в течение 6 месяцев после обучения, - не менее 30 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования/среднего профессионального образования, - не менее 50 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;

обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по прошествии 6 месяцев и более после получения обучения по программам подготовки, переподготовки рабочих, служащих/повышения квалификации рабочих, служащих, программам дополнительного профессионального образования, - не менее 50 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан";


раздел I Подпрограммы занятости изложить в следующей редакции:


"I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы занятости, основные проблемы и прогноз ее развития


Настоящая Подпрограмма занятости охватывает комплекс мероприятий по реализации на территории республики государственной политики занятости, основы которой определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Согласно статье 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

В 2009 - 2016 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках программ содействия занятости населения (далее - программы занятости), а также региональных программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан (далее - региональные программы).

Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Татарстан за время реализации региональных программ стали 685,5 тыс. человек.

Принятые меры оказали существенное положительное воздействие на ситуацию на рынке труда республики.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан сократилась с 56,4 тыс. человек на 1 января 2010 года до 12,9 тыс. человек - на 1 августа 2017 года.

Потребность работодателей в кадрах, заявленная в органы службы занятости республики, составила на 1 августа 2017 года 38,1 тыс. вакансий. В течение 7 месяцев 2017 года работодателями заявлено более 134,4 тыс. вакансий. Наличие постоянного спроса на рабочую силу также характеризует позитивные изменения современного рынка труда.

Программные мероприятия предусматривают организацию органами службы занятости профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, высвобожденных из организаций в результате мероприятий по оптимизации численности или штата работников, в том числе в процессе реализации мер по повышению производительности труда работников.

Как показывает мониторинг, при высвобождении работников увольнению подлежат работники низкой квалификации или работники, относящиеся недобросовестно к выполнению своих обязанностей, поэтому направление на опережающее обучение таких работников предприятия считают нецелесообразным. Наиболее эффективно позволяет обеспечить трудоустройство этой категории участие в краткосрочных программах обучения по направлению центров занятости населения городов и районов Республики Татарстан в соответствии с имеющимися вакансиями рынка труда.

В целях решения задачи организации опережающей переподготовки и повышения квалификации персонала для кадрового обеспечения перспективных инвестиционных проектов в соответствии с потребностями инновационного развития экономики и ростом производительности труда программными мероприятиями предусмотрено опережающее профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами. Предусматривается, что заказ на содержание образовательных программ формируется работодателями. Задачами опережающего обучения являются как повышение квалификации и переподготовка персонала в соответствии с ростом требований к качеству и количеству имеющихся у работника компетенций, так и развитие лидерского потенциала руководителей, формирование у них навыков проектного управления.

Наибольшим спросом пользуются кадры рабочих специальностей. Из общего числа заявленных вакансий около 68 процентов - для замещения по рабочим профессиям, 10,5 процента - вакансии с предлагаемой оплатой труда ниже прожиточного минимума в Республике Татарстан.

Следует отметить, что, несмотря на наличие позитивных тенденций на рынке труда, около 20,8 процента общей численности безработных граждан не могут найти работу в течение 8 и более месяцев.

В составе зарегистрированных безработных 59 процентов составляют женщины, 11 процентов - граждане предпенсионного возраста, 10,6 процента - граждане, относящиеся к категории инвалидов.

Актуальной остается проблема трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, многодетных родителей, родителей детей-инвалидов, граждан, имеющих ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждан предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельных категорий молодежи (не имеющей профессионального образования или выпускников образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы) и других категорий граждан (лиц, уволенных с военной службы, освободившихся из мест лишения свободы).

Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, увеличивается количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению.

Реализация целей и задач в области социально-экономического развития республики требует увеличения численности трудовых ресурсов.

Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения республики. Внутренняя миграция сдерживается сохраняющимся низким уровнем доходов населения, неразвитостью цивилизованного рынка жилья, высокими транспортными издержками, наличием административных барьеров для осуществления гражданами своих прав и законных интересов при переезде в другую местность.

Согласно данным органов государственной статистики, в январе - мае 2017 года миграционный прирост населения в Республике Татарстан составил 1,3 тыс. человек. что на 9,4 процента меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Сокращение миграционного прироста обусловлено уменьшением числа прибытий из других регионов Российской Федерации и увеличением числа выбытий в них. Число мигрантов, переселяющихся в пределах Республики Татарстан, составило 19,2 тыс. человек, что на 6,8 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Миграционные процессы остаются одним из основных источников заполнения вакантных рабочих мест, представленных работодателями на выполнение определенных видов работ или на краткий определенный период времени.

Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности граждан являются:

недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;

отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);

неразвитость механизмов организованного набора граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;

отсутствие гибкости механизма государственной поддержки граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.

По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность граждан, обращающихся в органы службы занятости.

Центры занятости населения призваны оказывать государственные услуги в сфере занятости, в том числе содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.

В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости необходимо создать стимулы для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан для поиска подходящей работы.

Одним из элементов защиты от безработицы, установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", являются гарантии государства по выплате пособия по безработице. Целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработным гражданам временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, а также в стимулировании безработных граждан к активному поиску работы. Размер пособия по безработице ограничивается минимальной и максимальной величинами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года N 1326 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год" установлены на 2017 год в следующих размерах: минимальная величина пособия по безработице - 850 рублей и максимальная - 4 900 рублей. Данные размеры пособия по безработице являются неизменными с 2009 года.


Ситуация в области занятости в моногородах


В большей степени дестабилизация ситуации на рынке труда возможна в монопрофильных населенных пунктах (моногородах), экономика которых зависит от одного или нескольких крупных предприятий, обеспечивающих занятость, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р (в редакции от 13 мая 2016 года N 891-р) в перечень моногородов от Республики Татарстан включены 7 моногородов:

Категория 1. Моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением. От Республики Татарстан в нее вошли моногорода Зеленодольск и Набережные Челны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»