Развитие сферы образования в регионе и в целом стране происходит в условиях внешних и внутренних вызовов, к числу которых относятся:
- переход страны и мира на инновационную модель социально-экономического развития;
- демографические волны, обусловленные колебаниями рождаемости, проблемы института семьи;
- возрастание нагрузок на психическое, физическое, репродуктивное здоровье молодого поколения в постиндустриальном обществе, в период четвертой промышленной революции, приводящее к стабильному снижению ресурсов здоровья и социализации молодежи.
В процессе достижения цели повышения конкурентоспособности российского образования как фактора обеспечения социальной стабильности и национальной безопасности Российской Федерации необходимо также учитывать следующие возможные трудности:
- отсутствие роста планируемого качества образования, необходимого для кадрового обеспечения инновационного экономического и социокультурного развития страны, риск архаизации школы;
- духовный кризис современного общества, затруднения инкультурации молодого поколения в результате недооценки воспитательной и социализирующей функций образования, его роли для обретения молодыми людьми национальной идентичности, самореализации;
- отставание скорости развития человеческого капитала, ресурсов здоровья и личностного потенциала обучающихся от темпов научно-технического развития России и мира;
- утрата школой монополии на обучение, воспитание и социализацию ввиду появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным ресурсам современного мира.
Также необходимо учитывать глобальные риски: экологические, технологические, экономические, информационные, геополитические.