В современном обществе остро встает проблема ослабления функций семьи, что связано с динамическими изменениями, происходящими в мире. Институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, так как разрушаются его основы, которые базируются на многовековых традициях. Семейные отношения утрачивают свое социализирующее и воспитательное значение. Семья перестает являться школой духовного взросления индивидов, вступающих в общественные отношения. Она все стремительнее становится формальным объединением.
Происходят изменения в механизмах семейного воспитания. Нередко оба родителя нацелены на карьеру, а детьми занимаются родственники или наемный персонал. Трудовая миграция населения привела к росту количества семей, где один из супругов вынужден уехать, что приводит к его отстранению от вопросов воспитания. Даже в полных семьях наблюдается минимизация роли отцов в вопросах воспитания. Растет число однодетных семей. Многие родители стараются восполнить возникающий дефицит общения у детей большим количеством современных игрушек.
Один из вызовов современному образованию создает новое явление - семьи с образованными родителями и с высокими ожиданиями в отношении образования своих детей. В таких семьях (чаще всего с одаренными детьми) относятся к педагогам уважительно, но критически, а их деятельность расценивают как оказание образовательной услуги. Рост количества таких семей создает поле возможностей для образовательной организации, но и предъявляет новые требования к педагогу.