Все большая часть обучающихся старших классов предъявляет к своему образованию утилитарные требования, определяет круг предметов повышенного внимания, а также дисциплины "ненужные" с точки зрения дальнейшей учебы. Это мешает развиваться личности учащегося в полной мере. Старшая школа перестала образовывать, процесс обучения подменен процессом "натаскивания", тогда как его основная задача - формирование у учащихся практического мышления, осознание смыслов изучаемого материала.
Согласно статистике, в последние годы в 10 классы поступает менее половины девятиклассников, причем от продолжения учебы в школе отказываются даже те, кто хорошо и отлично учился, объясняя это боязнью единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Девятиклассники, у которых были определенные проблемы с учебой, продолжают обучение в техникумах и колледжах.
Сегодняшний ЕГЭ нацеливает систему образования на подготовку думающего выпускника. Поэтому в настоящее время необходимо учить школьников осознанно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.