ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 мая 2019 года

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года

I. Основные положения

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) определены 9 национальных целей развития Российской Федерации:

а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;

б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;

е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;

ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;

и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Во исполнение национальных целей развития Российской Федерации утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (ОНДП). Инструментами реализации ОНДП являются государственные программы Российской Федерации, наиболее значительные направления реализации которых выделены в национальные проекты (программы).

ОНДП определяют систему приоритетов и целевых ориентиров деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу, устанавливают механизмы обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России в соответствии с компетенцией Правительства Российской Федерации.

В свою очередь, государственные программы и национальные проекты (программы) представляют собой комплексы мероприятий по достижению целевых показателей, структурированные по этапам, срокам и ответственным исполнителям. При этом система управления национальными проектами (программами) отвечает принципам проектного управления: в национальных проектах (программах) обозначены конкретные механизмы и инструменты достижения целевых показателей, объемы и источники их финансирования.

Национальные цели развития носят "межпрограммный" ("межпроектный") характер: достижение ни одной из национальных целей не может быть обеспечено в рамках лишь одной государственной программы и (или) национального проекта (программы). Кроме того, национальные цели развития тесно взаимосвязаны между собой. Достижение одних целей находится в прямой зависимости от достижения других. Так, снижение в два раза уровня бедности невозможно без устойчивого экономического роста. Рост производительности труда невозможен без широкого распространения цифровых технологий и инновационного развития.

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года представляет собой траектории выхода показателей, характеризующих данные цели, на целевые уровни, а также перечень инструментов и механизмов, направленных на их достижение вне зависимости от принадлежности к государственным программам и национальным проектам (программам).

Набор основных мер, действий, ключевых инструментов по достижению национальных целей развития, предусмотренных Указом N 204, представлен в разделах II-VII данного плана.

В приложении представлены основные показатели, характеризующие достижение национальных целей развития.

II. Национальные цели развития "Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации" и "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет)" (ответственный - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голикова)

Начиная с 2004 года ожидаемая продолжительность жизни при рождении постепенно увеличивалась: в 2004 году она составляла 65,31 года, в 2017 году - 72,70 года. Суммарный коэффициент рождаемости в указанный период также имел тенденцию к увеличению: в 2004 году он составлял 1,34, в 2017 году - 1,62 (в 2015 году достигал 1,78).

Вместе с тем смещение структуры населения в сторону более старших возрастов и снижение численности женщин репродуктивного возраста обусловили естественную убыль населения в 2016-2018 годах.

В этих условиях достижение цели по обеспечению естественного прироста населения требует работы по двум базовым направлениям - создание условий для повышения рождаемости и дальнейшее снижение смертности. Таким образом, повышение продолжительности жизни является необходимым условием для обеспечения естественного прироста.

2.1. Обеспечение снижения смертности и увеличения продолжительности жизни при рождении

В период до 2024 года планируется обеспечить наиболее значительное снижение уровня смертности в следующих возрастных категориях - населения в трудоспособном возрасте, старше трудоспособного возраста, а также снижение младенческой смертности.

Снижению младенческой смертности должно в первую очередь способствовать повышение доступности и качества медицинской помощи (оснащение больниц и поликлиник современным медицинским оборудованием, строительство и реконструкция детских больниц (корпусов), обучение специалистов в области перинатологии, неонатологии и педиатрии).

Для снижения смертности населения в трудоспособном возрасте и возрасте старше трудоспособного акцент будет сделан на мероприятиях, способствующих снижению смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, в том числе злокачественных. При этом значительное внимание будет уделяться развитию профилактического направления и увеличению выявляемости заболеваний на ранних стадиях (к 2024 году планируется достичь 100% охвата застрахованных лиц информированием страховыми медицинскими представителями о праве на прохождение профилактического медицинского осмотра, к 2024 году планируется увеличение до 21,1% доли впервые в жизни установленных неинфекционных заболеваний, выявленных при диспансеризации и профилактическом осмотре у взрослого населения, от общего числа неинфекционных заболеваний с впервые установленным диагнозом).

Другим направлением политики по снижению смертности населения являются меры, направленные на снижение смертности от внешних причин.

Одновременно снижению смертности населения должны способствовать меры, направленные на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (прежде всего - повышение приверженности населения к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание, создание условий по снижению потребления населением табачных изделий и алкоголя, развитие инфраструктуры общественного здоровья, повышение обеспеченности кадрами в сфере общественного здоровья).

Ключевые инструменты: национальные проекты "Здравоохранение", "Демография", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги"; государственные программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Содействие занятости населения", "Социальная поддержка граждан", "Развитие образования", "Развитие физической культуры и спорта", "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы", "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".

2.2. Обеспечение роста рождаемости

На повышение рождаемости будут направлены меры по увеличению благосостояния семей с детьми:

1. дополнительная поддержка семей при рождении ребенка, совершенствование механизмов защиты материнства и детства, включая реализацию программы материнского (семейного) капитала;

2. создание условий для осуществления трудовой деятельности родителей, имеющих малолетних детей;

3. повышение доступности жилья семьям с детьми (в том числе с помощью субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам), предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего и последующего ребенка;

4. совершенствование механизма предоставления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

5. совершенствование механизмов распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, по продлению программы материнского (семейного) капитала после 2021 года;

6. принятие комплекса дополнительных мер по поддержке рождаемости, дифференцированных в зависимости от очередности рождений, в том числе в субъектах Российской Федерации со значением суммарного коэффициента рождаемости ниже среднероссийского значения, а также в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

7. повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства;

8. сохранение репродуктивного здоровья населения, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья (в том числе вспомогательных репродуктивных технологий), повышение эффективности технологии экстракорпорального оплодотворения;

9. совершенствование механизмов улучшения жилищных условий семей с детьми, в первую очередь молодых семей с детьми, в том числе за счет расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми.

Ключевые инструменты: национальные проекты "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда"; государственные программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", "Развитие здравоохранения", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Развитие образования", "Содействие занятости населения".

III. Национальные цели развития "Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции" и "Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации" (ответственный - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голикова)

Реальные располагаемые доходы населения снижались в период с 2014 по 2017 год, зафиксирован лишь незначительный рост в 2018 году. Наиболее сильным их сокращение было во время кризисного периода 2015-2016 годов (на 2,4% и 4,5% соответственно), когда в реальном выражении сократились основные компоненты доходов населения.

Быстрый выход экономики из кризиса обусловил восстановление динамики самых значимых источников доходов населения. Так, уровни заработной платы вернулись к росту в реальном выражении во второй половине 2016 года. Наряду с восстановительными процессами в экономике в 2017-2018 годах росту заработных плат в реальном выражении способствовали предпринимаемые меры по увеличению заработной платы основных категорий работников здравоохранения, образования, культуры и науки, индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы, а также меры по повышению минимального размера оплаты труда. В результате, по предварительной оценке Росстата, реальный темп роста заработных плат в 2018 году составил 6,8%.

Кроме того, в 2017-2018 годах страховые пенсии были проиндексированы выше уровня инфляции, что также оказало определенную поддержку динамике доходов.

В то же время из-за продолжающегося снижения других компонентов доходов (в частности, доходов от предпринимательской деятельности и других доходов), а также в результате опережающего роста обязательных платежей реальные располагаемые доходы повысились в 2018 году лишь на 0,1%.

В последующие 6 лет основу для роста реальных располагаемых доходов должен создать устойчивый экономический рост при сохранении стабильной инфляции на низком уровне.

Со стороны мер государственной политики поддержка роста доходов граждан будет оказана с помощью соответствующего повышения заработных плат работникам бюджетного сектора, индексации социальных трансфертов.

Рост доходов населения в реальном выражении обусловит снижение уровня бедности. В то же время в целях достижения целевого ориентира по снижению бедности в 2 раза Правительством Российской Федерации будет реализован ряд мер социальной поддержки с повышением роли принципов адресности и нуждаемости.

3.1. Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции

На обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции будут направлены следующие меры государственной политики:

1. ежегодное установление минимального размера оплаты труда на федеральном уровне в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года; поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы;

2. совершенствование пенсионной системы в целом; обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, которое будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений;

3. индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса; целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми;

4. содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения).

Ключевые инструменты: национальные проекты "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Образование", "Демография"; государственные программы Российской Федерации "Развитие образования", "Развитие здравоохранения", "Содействие занятости населения", "Экономическое развитие и инновационная экономика"; реализация Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

3.2. Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации

Снижение бедности и повышение доходов будет осуществляться за счет:

1. целевой поддержки нуждающихся семей с детьми (предоставление ежемесячных денежных выплат в связи с рождением первого и второго ребенка, а также при рождении третьего и последующих детей и иных пособий и мер поддержки);

2. содействия трудовой занятости женщин, воспитывающих детей; создания в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в государственных, муниципальных и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход;

3. расширения мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости с использованием данных государственной информационной системы социального обеспечения и единого ресурса сведений о населении;

4. организации на региональном уровне учета малообеспеченных семей, нуждающихся в государственной социальной помощи, а также разработки и утверждения специальных региональных программ по снижению численности населения с доходами ниже прожиточного минимума с показателями по субъектам Российской Федерации;

5. ускоренного социально-экономического развития регионов, прежде всего сельских территорий, небольших городских поселений и моногородов, кардинального улучшения качества жизни сельского населения, обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами, поддержки фермеров и развития сельской кооперации, содействия росту правовой, цифровой и финансовой грамотности населения;

6. установления потребительской корзины в целом по Российской Федерации с 2021 года.

Ключевые инструменты: национальные проекты "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Демография", "Образование", "Здравоохранение", национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"; государственные программы Российской Федерации "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан", "Содействие занятости населения", "Информационное общество (2011-2020 годы)", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта", Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»