ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 года N 345

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

(с изменениями на 26 сентября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 385 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2017, N 0001201704070019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 305 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.03.2018, N 0001201803220021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 366-13 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2018, N 0001201804060009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2019 года N 83 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2019, N 0001201902080008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 337-18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2019, N 0001201904010025);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N 1524 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.11.2019, N 0001201911290016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1900-79 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2019, N 0001201912310079);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1636 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.10.2020, N 0001202010140008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2021 года N 105-5 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.02.2021, N 0001202102110016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 года N 1541 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.09.2021, N 0001202109150012) (вступило в силу c 1 января 2022 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 2053 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2021, N 0001202111300038) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 2053);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2023 года N 22 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.01.2023, N 0001202301170017);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2023 года N 1565 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.09.2023, N 0001202309290059).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации подготовить предложения об увеличении ресурсного обеспечения государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в 2017-2020 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 345
(В редакции, введенной в действие
 с 1 января 2022 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 сентября 2021 года N 1541
. -

 См. предыдущую редакцию)


Государственная программа Российской Федерации

"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

(с изменениями на 26 сентября 2023 года)



I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"


Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (далее - Программа) реализуется в сферах внутренних дел, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, миграции.

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), осуществляемая в рамках Программы, позволила сохранить контроль над криминальной ситуацией.

Последовательное сокращение количества регистрируемых преступлений в Российской Федерации в 2014-2018 годах (исключение составил 2015 год, когда был зафиксирован прирост преступности на 9 процентов) сменилось их незначительным ростом в период 2019-2020 годов. В 2020 году зарегистрировано 2044,2 тыс. преступлений (на 1 процент больше, чем в 2019 году).

При этом в 2020 году продолжилось снижение регистрации наиболее опасных деяний против личности, таких как убийства (на 3,2 процента к 2019 году), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (на 6,7 процента к 2019 году), разбойные нападения (на 21,7 процента к 2019 году), грабежи (на 16,2 процента к 2019 году) и, как следствие, снижение числа лиц, погибших от преступных посягательств (на 5,2 процента к 2019 году), а также числа лиц, здоровью которых в результате преступлений был причинен тяжкий вред (на 6,9 процента к 2019 году).

В 2020 году сохранилась наметившаяся в 2016 году тенденция снижения количества правонарушений, совершенных в общественных местах (на 10 процентов к 2019 году), в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах (на 9,9 процента к 2019 году).

В настоящее время продолжается противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изъятие из незаконного оборота значительных объемов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Сотрудниками органов внутренних дел в 2020 году выявлено 182,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Одним из приоритетных вызовов для органов внутренних дел в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является стремительный рост количества преступлений, совершенных с их использованием, а также рост количества фактов деструктивного влияния на несовершеннолетних посредством телекоммуникационных сетей.

В 2020 году зарегистрировано 510,4 тыс. деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (на 73,4 процента больше, чем за 2019 год).

Основным способом дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

Реализация мероприятий федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги" направлена на снижение аварийности на автодорогах и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и реализуются дополнительные мероприятия по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте, растет эффективность реализации контрольных (надзорных) полномочий по надзору за соблюдением участниками дорожного движения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Принимаемые меры создают условия для устойчивого снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2020 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 137,7 тыс. дорожно-транспортных происшествий (уменьшение на 11,1 процента к 2019 году), в результате которых погибли 15,8 тыс. человек (уменьшение на 4,5 процента к 2019 году) и получили ранения 175,2 тыс. человек (уменьшение на 12,8 процента к 2019 году).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2023 года N 1565. - См. предыдущую редакцию)

Реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", в составе Программы обеспечила за период 2017-2020 годов переселение в Российскую Федерацию более 980 тыс. соотечественников.

Осуществляется комплекс мероприятий по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, упрощается порядок его приобретения. Принимаются меры по противодействию преступлениям, совершаемым как иностранными гражданами и лицами без гражданства, так и в отношении их.

В 2020 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,4 тыс. преступлений, что на 1,5 процента меньше, чем в 2019 году. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось в 2020 году на 4,9 процента.

Посредством реализации Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2018 г. N 1272 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы", обеспечивается эффективная государственная защита участников уголовного судопроизводства.

В приоритетном порядке принимаются меры по совершенствованию механизма предоставления органами внутренних дел государственных услуг в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции, а также обеспечению информационной безопасности и технической защиты информации, что позволяет поддерживать удовлетворенность граждан качеством предоставления указанных государственных услуг на уровне более 90 процентов.

Значительные усилия направляются на сбережение личного состава, сохранение кадрового ядра, комплектование подразделений и служб системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В то же время на успешное решение вопросов кадрового обеспечения органов внутренних дел негативное влияние оказывает ряд социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка. В этой связи сохраняется значительная неукомплектованность кадрового состава.

Таким образом, приоритетного внимания заслуживает решение вопросов по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел.

Выполнение Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", с начала ее реализации обеспечило переселение в Российскую Федерацию более 980 тыс. соотечественников.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 2053. - См. предыдущую редакцию)

Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в России в долгосрочной перспективе зависят, в первую очередь, от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"


Основные задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации закреплены в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".

Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция.

Приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе "О полиции".

Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере деятельности органов внутренних дел, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.

Абзац утратил силус 1 января 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 2053. - См. предыдущую редакцию.

     Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. N 1-р, в качестве целей определены повышение безопасности дорожного движения и стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях, что соотносится с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2023 года N 1565. - См. предыдущую редакцию)

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определено, что в 2024 году необходимо обеспечить снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - национальные цели). Осуществляемая в рамках Программы деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также созданию условий для эффективного развития миграционных процессов окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.

В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются осуществление принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности, повышение эффективности работы по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организации.

Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", в числе основных направлений деятельности для решения проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей отмечена необходимость совершенствования деятельности правоохранительных органов по профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на распространение деструктивной идеологии.

(Абзац дополнительно включен с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2023 года N 1565)

Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации отнесен высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", определена цель искоренить причины и условия, порождающие коррупцию в российском обществе.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2023 года N 1565. - См. предыдущую редакцию)

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г., предусматривает среди прочих целей указанной национальной системы снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организации.

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года", стратегическими целями определены сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, а также снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы", целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе.

Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определена задача по развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказанию им всесторонней поддержки в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, в рамках которой приоритетное внимание необходимо уделить поощрению добровольного переселения в Российскую Федерацию конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, особенно тех, кто подвергается дискриминации в государствах проживания.

(Абзац дополнительно включен с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2023 года N 1565)

Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, определена цель пространственного развития Российской Федерации - обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного в том числе на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, а также на обеспечение национальной безопасности страны.

(Абзац дополнительно включен с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2023 года N 1565)

В сфере международного гуманитарного сотрудничества и прав человека Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определена задача Российской Федерации по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»