УТВЕРЖДАЮ
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
29 сентября 2018 года
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (далее - ОНДП) направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", определяют цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития.
ОНДП являются ключевым документом стратегического планирования Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, определяющим основные механизмы, меры и действия по реализации своих полномочий.
ОНДП разработаны в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 789 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации".
ОНДП разработаны с учетом основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г., Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Деятельность Правительства Российской Федерации в период до 2024 года будет в первую очередь направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Достижение национальных целей развития Российской Федерации будет обеспечиваться реализацией государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации и входящих в них федеральных (региональных) проектов и иных мероприятий, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения.
По каждой национальной цели развития Российской Федерации будет сформирован план ее достижения, который устанавливает траектории выхода на целевые уровни, отражает факторы, оказывающие влияние на достижение цели, а также перечень государственных программ Российской Федерации (включая входящие в их состав федеральные проекты), к сферам реализации которых относится управление соответствующими факторами. За каждой национальной целью развития Российской Федерации закрепляется ответственный куратор - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (указан первым в списке, приведенном после каждой национальной цели развития Российской Федерации).
Долгосрочные демографические тенденции в российской экономике носят волнообразный характер, что связано в первую очередь с тяжелейшими потрясениями, которые пережила страна в период Великой Отечественной войны. Длительность волнообразных демографических циклов составляет в среднем 20-25 лет, а их амплитуда с каждым новым циклом естественным образом снижается.
В 1990-е на низкую фазу демографической волны наложились последствия сложных экономико-политических событий, что усилило снижение рождаемости в этот период.
В период с начала 2000-х годов показатели, описывающие демографическую ситуацию, характеризовались в целом положительными изменениями.
С 2000 года наблюдалась тенденция постепенного увеличения числа рождений, а также суммарного коэффициента рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости составлял 1,2 в 2000 году, 1,5 - в 2008 году и 1,8 - в 2015 году). Росту рождаемости во второй половине указанного периода способствовала реализация Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
Значимые положительные сдвиги произошли и в показателях смертности.
В 2017 году по сравнению с 2008 годом более чем на 15 процентов снизился показатель общей смертности населения. По сравнению с 2008 годом на 34,1 процента снизилась младенческая смертность, в 2,4 раза - материнская смертность, в 2,5 раза - смертность лиц моложе трудоспособного возраста, на 29,3 процента - смертность населения трудоспособного возраста, на 19,8 процента - смертность лиц старше трудоспособного возраста.
Продолжительность жизни с 2008 года существенно выросла с 67,6 года в 2007 году до 72,7 года в 2017 году (на 5,1 года), в том числе у мужчин - на 6,1 года, у женщин - на 3,6 года. Наибольший рост ожидаемой продолжительности жизни отмечен в 2008-2012 годах, в период реализации мероприятий предыдущих национальных проектов и программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, когда продолжительность жизни выросла на 2,6 года (с 67,6 года в 2007 году до 70,2 лет в 2012 году), в том числе у мужчин на 3,1 года, у женщин - на 1,8 года. Значение показателя ожидаемой продолжительности жизни за период 2013-2017 годов изменилось следующим образом: оба пола - на 1,9 лет, мужчин - на 2,4 лет, женщин - на 1,3 года и достигла в 2017 году: мужчин - 67,5 года, женщин - 77,6 лет.
В результате описанных тенденций, начиная с 2013 года, за счет роста рождаемости и снижения смертности впервые после 1991 года в течение трех лет подряд фиксировался естественный прирост населения: в 2013 году - 24,0 тыс. человек, в 2014 году - 30,3 тыс. человек, в 2015 году - 32,0 тыс. человек.
С 2016 года в связи с неблагоприятными демографическими процессами, происходившими в 90-х годах, рост рождаемости прекратился, а темпы снижения смертности оказались недостаточными для обеспечения естественного прироста населения. Естественная убыль населения составила в 2016 году 2,3 тыс. человек, в 2017 году -135,8 тыс. человек.
Наибольшая убыль отмечена среди сельского населения, где смертность превысила рождаемость на 22,3 процента и зарегистрирована на уровне 13,7 на 1000 сельских жителей, что на 14,2 процента больше, чем смертность городских жителей (12,0 на 1000 городского населения).
В 2017 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,6 (в расчете на каждую женщину фертильного возраста), что на 8 процентов меньше показателя 2016 года. Рост численности населения Российской Федерации в 2016 и 2017 годах произошел в основном за счет миграционного прироста, который в 2017 году в 1,6 раза превысил естественную убыль населения.
Для обеспечения естественного роста численности населения Российской Федерации и повышения ожидаемой продолжительности жизни необходимо добиться:
повышения рождаемости и увеличения суммарного коэффициента рождаемости до уровня не ниже 1,7;
снижения смертности населения: в том числе предотвращения преждевременной смертности и смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения, снижения смертности от основных причин (от болезней кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения, от новообразований, в том числе злокачественных до 185 случаев на 100 тыс. населения), и повышения ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
роста выявляемости и профилактики заболеваний, в том числе у граждан, работающих на производстве;
увеличения доли граждан с хроническими заболеваниями, состоящих под диспансерным наблюдением.
Для достижения позитивных демографических трендов Правительство Российской Федерации планирует реализацию комплекса мер по повышению рождаемости, снижению смертности населения, росту продолжительности здоровой жизни.
Повышение рождаемости будет достигнуто за счет дополнительной поддержки семей при рождении ребенка, совершенствования механизмов защиты материнства и детства, включая реализацию программы материнского (семейного) капитала, повышения качества жизни семей с детьми. Будут созданы условия для осуществления трудовой деятельности родителей, имеющих малолетних детей, включая достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, организованы переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Реализация специальных мер стимулирования рождаемости в субъектах Российской Федерации с низкими показателями рождаемости с учетом мониторинга и оценки результативности действующих мер демографической направленности, формирование механизмов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации родителей в период отпуска по уходу за ребенком, повышение доступности жилья семьям с детьми, предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего и последующего ребенка позволят значительно повысить показатели рождаемости.
Для преломления негативной тенденции снижения рождаемости, обусловленной сокращением численности женщин репродуктивного возраста, может потребоваться принятие комплекса дополнительных мер по поддержке рождаемости, что позволит достичь значения суммарного коэффициента рождаемости не ниже 1,7.
Возможные дополнительные меры, направленные на стимулирование рождаемости, должны быть дифференцированы в зависимости от очередности рождений. Акцент необходимо сделать на первых рождениях, а также на предупреждении тенденции увеличения возраста матери при рождении первенца.
Дополнительные стимулирующие меры могут потребоваться в субъектах Российской Федерации со значением суммарного коэффициента рождаемости ниже среднероссийского значения, а также в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Для снижения смертности населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни планируется реализация мероприятий, в том числе направленных на повышение доступности медицинской помощи, развитие ее профилактического направления, увеличение выявляемое™ заболеваний, рост доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55 процентов, увеличение доли граждан, состоящих под диспансерным наблюдением.
Для повышения доступности медицинской помощи планируется:
создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, находящихся вне зоны охвата медицинской организацией или ее структурного подразделения, путем развития сети медицинских организаций первичного звена (создание новых и замена аварийных фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий) в указанных малонаселенных пунктах, приобретения мобильных медицинских комплексов, а также своевременного оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации в труднодоступных населенных пунктах;
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;
ликвидация дефицита медицинских работников;
развитие информационных и телемедицинских технологий в здравоохранении.
В целях развития профилактического направления планируется дальнейшее совершенствование деятельности центров здоровья и кабинетов (отделений) медицинской профилактики, консультации в которых в 2019-2024 годах получат не менее 33 млн. человек.
Отдельные мероприятия будут направлены на увеличение выявляемости заболеваний с приоритетом на выявление ранних форм развития заболеваний и патологических состояний, в том числе в рамках проведения ежегодных профилактических осмотров и диспансеризации населения. Параллельно планируется проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, снижение факторов риска развития заболеваний, включая популяризацию здорового питания, рост числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
На первом этапе (2019-2022 годы) реализация данных мероприятий должна привести к росту выявления ранее не установленных заболеваний, что позволит достигнуть 100-процентного охвата граждан с хроническими заболеваниями диспансерным наблюдением.
В дальнейшем увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни, повлечет снижение развития заболеваний среди населения, а, следовательно, приведет к более быстрым темпам снижения смертности населения.
Для обеспечения повышения ожидаемой продолжительности жизни также планируется реализация мероприятий, направленных на повышение активного долголетия и формирования здорового старения пожилых граждан в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", основанных на международных подходах к увеличению жизни граждан старшего поколения.
Данные мероприятия будут направлены на согласование систем здравоохранения с потребностями пожилых людей, создание системы долговременного ухода и долгосрочной помощи для граждан пожилого возраста и создание благоприятных условий для людей пожилого возраста.
Планируется создание и обеспечение доступа пожилых граждан к геронтологическим подразделениям, которые будут оказывать сконцентрированную на пожилых людях комплексную помощь на основе мультидисциплинарного подхода. Система здравоохранения и социального обеспечения будет ориентирована на поддержание здоровья таких граждан и их активность.
Социальная составляющая будет направлена в первую очередь на оказание поддержки гражданам в самообеспечении, обучении и переобучении, консультировании граждан пожилого возраста, их вовлечение в социум.
Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста будет направлено на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включая взаимодействие социальных служб и медицинских организаций. Для маломобильных граждан предполагается привлечение патронажной службы и сиделок, а также поддержка семейного ухода.
Отдельные мероприятия планируются по приведению в субъектах Российской Федерации организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них. Будут созданы безопасные, комфортные и максимально приближенные к домашним условия предоставления социальных услуг и проживания граждан старшего поколения в стационарных организациях социального обслуживания.
Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста будет способствовать повышению благосостояния и социального благополучия лиц предпенсионного возраста, создаст условия для их активного участия в жизни общества, продолжения трудовой деятельности лиц предпенсионного возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями, недопущения дискриминации отдельных категорий работников в связи с увеличением пенсионного возраста.
Одной из приоритетных задач для роста ожидаемой продолжительности жизни является система сохранения здоровья на производстве и предупреждения профессиональных заболеваний.
Планируется реализация профилактического подхода к работающим гражданам, в том числе на вредном производстве, направленная на недопущение и раннее выявление профессиональных заболеваний и профилактику производственного травматизма.
Будут реализованы меры для поддержания трудоспособности работников и снижения случаев досрочной утраты их способности к труду, комплексной реабилитации работающих граждан с установлением дополнительных стимулов для граждан, участвующих в программах активной реабилитации.
Значимый вклад в достижение цели по повышению ожидаемой продолжительности жизни внесет реализация мероприятий, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Так, в рамках федерального проекта "Современная школа" будут обновлены примерные образовательные программы с включением в их состав разделов, посвященных повышению осознанности в области здоровьесбережения, формированию привычки здорового образа жизни в течение всей жизни.
В рамках указанного федерального проекта предусмотрено развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры образовательных организаций, повышение доступности дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в сельской местности, что также позволит обеспечить укрепление здоровья детей. К 2024 году каждой образовательной организацией высшего образования будут разработаны адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы, в том числе направленные на здоровьесбережение, применительно к будущим областям профессиональной деятельности студентов, что предусмотрено федеральным проектом "Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)".
Значимый вклад в снижение смертности и, соответственно, достижение национальной цели развития Российской Федерации "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет)" внесут также меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, а также меры, направленные на снижение уровня преступности, травматизма на производстве, противодействие обороту контрафактной алкогольной продукции.
Достижение указанных целей будет обеспечено в рамках реализации национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Жилье и городская среда", "Образование", "Производительность труда и поддержка занятости" и "Экология", государственных программ Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Развитие физической культуры и спорта", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Содействие занятости населения".
В период с 2000 по 2013 год в условиях преимущественно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в российской экономике наблюдался рост заработных плат в реальном выражении (за исключением 2009 года, когда на фоне мирового финансового кризиса реальная заработная плата сократилась на 3,5 процента). Это, наряду с мерами социальной политики, обусловило устойчивый рост реальных располагаемых доходов граждан в период 2000-2013 годов. Уровень бедности также последовательно снижался (с 29 процентов от общей численности населения в 2000 году до 10,8 процента в 2013 году).