Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2018 года N 606


О внесении изменения в государственную программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.09.2021 N 433.
____________________________________________________________________



Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Внести в государственную программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 422 "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 14 апреля 2014 г. N 143, от 4 августа 2014 г. N 371, от 19 января 2015 г. N 24, от 8 июня 2015 г. N 331, от 23 ноября 2015 г. N 659, от 15 февраля 2016 г. N 86, от 16 января 2017 г. N 15, от 13 марта 2017 г. N 170, от 28 июня 2017 г. N 373, от 20 марта 2018 г. N 147) (далее - Программа), изменение, изложив ее в следующей редакции:



"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 г. N 422
     (изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 26 декабря 2018 г. N 606)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО

КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ"



Паспорт

государственной программы "Развитие лесного хозяйства

и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия"

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

Соисполнители программы

Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия

Участники государственной программы

ГКУ Республики Мордовия - территориальные лесничества;

ГАУ Республики Мордовия "Уметская ПХС";

ЗАО "Плайтерра" (по согласованию)

Подпрограммы государственной программы

"Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений";

"Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия"

Цели государственной программы

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов;

удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции

Задачи государственной программы

создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, привлечение инвестиций в лесопромышленный сектор, развитие биоэнергетики и производства биотоплива

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

лесистость территории Республики Мордовия, процентов;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, га

Этапы и сроки реализации государственной программы

I этап - 2014 год;

II этап - 2015 - 2017 годы;

III этап - 2018 - 2024 годы

Объемы финансового обеспечения государственной программы

общий прогнозный объем финансирования на реализацию Государственной Программы составляет - 7588077,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 387583,5 тыс. рублей;

2015 год - 1441107,1 тыс. рублей;

2016 год - 1347627,1 тыс. рублей;

2017 год - 1332484,9 тыс. рублей;

2018 год - 973699,5 тыс. рублей;

2019 год - 738757,7 тыс. рублей;

2020 год - 275505,6 тыс. рублей;

2021 год - 260079,4 тыс. рублей;

2022 год - 239579,9 тыс. рублей;

2023 год - 236407,7 тыс. рублей;

2024 год - 355245,3 тыс. рублей,

в том числе:

ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 1813250,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 133398,3 тыс. рублей;

2015 год - 146013,1 тыс. рублей;

2016 год - 161411,3 тыс. рублей;

2017 год - 129909,9 тыс. рублей;

2018 год - 139353,2 тыс. рублей;

2019 год - 192926,2 тыс. рублей;

2020 год - 197762,4 тыс. рублей;

2021 год - 203201,7 тыс. рублей;

2022 год - 171200,9 тыс. рублей;

2023 год - 169036,3 тыс. рублей;

2024 год - 169037,3 тыс. рублей,

средств республиканского бюджета Республики Мордовия, - 169543,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 14701,7 тыс. рублей;

2015 год - 59141,4 тыс. рублей;

2016 год - 13225,4 тыс. рублей;

2017 год - 11219,3 тыс. рублей;

2018 год - 12240,3 тыс. рублей;

2019 год - 13211,4 тыс. рублей;

2020 год - 5358,9 тыс. рублей;

2021 год - 1227,4 тыс. рублей;

2022 год - 12778,7 тыс. рублей;

2023 год - 13051,1 тыс. рублей;

2024 год - 13387,7 тыс. рублей,

ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет собственных средств предприятий - 1438643,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 105621,5 тыс. рублей;

2015 год - 291532,6 тыс. рублей;

2016 год - 268580,4 тыс. рублей;

2017 год - 286747,0 тыс. рублей;

2018 год - 105910,0 тыс. рублей;

2019 год - 76976,1 тыс. рублей;

2020 год - 54384,3 тыс. рублей;

2021 год - 55650,3 тыс. рублей;

2022 год - 55600,3 тыс. рублей;

2023 год - 54320,3 тыс. рублей;

2024 год - 83320,3 тыс. рублей,

ориентировочный прогнозируемый объем привлечения кредитов банков - 4166640,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 133862,0 тыс. рублей;

2015 год - 944420,0 тыс. рублей;

2016 год - 904410,0 тыс. рублей;

2017 год - 904608,7 тыс. рублей;

2018 год - 716196,0 тыс. рублей;

2019 год - 455644,0 тыс. рублей;

2020 год - 18000,0 тыс. рублей;

2021 год - 0,0 тыс. рублей;

2022 год - 0,0 тыс. рублей;

2023 год - 0,0 тыс. рублей;

2024 год - 89500,0 тыс. рублей.

Общий прогнозный объем финансирования на реализацию подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" составляет 2127659,4 тыс. рублей.

Общий прогнозный объем финансирования на реализацию подпрограммы "Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" составляет 4984867,7 тыс. рублей.

В период с 2014 по 2015 годы реализовывались две подпрограммы - "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" и "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2024 годы общим объемом финансирования - 475550,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

в результате реализации I этапа Программы предполагается:

сохранение лесистости территории Республики Мордовия на уровне 26,6%; повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 1,0% (достижение уровня 67,5 рублей в расчете на 1 гектар земель лесного фонда);

в результате реализации II этапа Программы предполагается:

увеличение лесистости территории Республики Мордовия до 26,8%;

сохранение площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда на уровне 44,4%;

в результате реализации III этапа Программы предполагается:

сохранение лесистости территории Республики Мордовия на уровне 26,8%;

обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов на уровне 100%;

повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда и достижение уровня 88,5 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда);

увеличение выручки от реализации лесопродукции в расчете на 1 кубометр заготовленной древесины в 3,9 раза;

увеличение доли экспорта продукции лесопромышленного комплекса в стоимостном выражении в 4 раза;

увеличение средней номинальной заработной платы в лесопромышленном комплексе к 2024 году в 2,7 раза;

увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности лесопромышленного комплекса более чем в 7 раз;

увеличение доли лесопромышленного комплекса в ВРП республики в 1,8 раза


1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том

числе формулировки основных проблем в указанной сфере

и прогноз ее развития



Государственная программа "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, распоряжением Правительства РФ от 20.09.2018 N 1989-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318, государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 декабря 2017 г. N 665 "Об утверждении Порядка отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Республики Мордовия", постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы", с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия" и во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 380-Р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Мордовия", в соответствии с задачами, определенными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и посланиях Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.


Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности. Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Мордовия в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, развития лесоперерабатывающего комплекса при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов.


Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важными задачами.


Вместе с тем вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса Республики Мордовия приходится всего 0,8% общего объема произведенной промышленной продукции. На сегодняшний день осваивается не более 29% объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). Ежегодное накопление неиспользуемой низкотоварной древесины мягколиственных пород составляет более 500 тыс. куб. метров.


Принятие в 2006 году Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство, увеличились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе платежи в бюджеты всех уровней за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти. В то же время это обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.


Сегодня в лесном хозяйстве накопился ряд проблем, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться и будут препятствовать повышению эффективности лесного хозяйства, сохранению экологических функций лесных насаждений.


Интенсификация использования лесов и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Мордовия составляет 0,03 км на 1 тыс. гектаров лесных земель, тогда как в странах Западной Европы 10 - 45 километров. Согласно проведенным расчетам для улучшения доступности лесного фонда в целях использования лесных ресурсов и повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов потребуется создание около 70 км лесных дорог (в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства).


В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. За последние три года происходило увеличение площади лесов, поврежденных различными неблагоприятными факторами, так, если в 2009 году таких лесов было 155 га, то в 2012 - уже 4943 га, в том числе за счет гибели от лесных пожаров - 4896 га, за счет гибели от вредных организмов - 47 га, ущерб от которых значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.


При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах к 2024 году может удвоиться и достичь 50 тыс. гектаров. Предотвращению такого сценария не способствует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативно-технической базы, а также должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения.


До настоящего времени не удалось достичь оптимальной численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах, необходимого уровня технической оснащенности лесных инспекторов, что приведет к дальнейшему снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению нарушений лесного законодательства.


Рост объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного), наметившийся в последние годы, необходимо не только сохранить, но и увеличить, обратив особое внимание на его качество.


Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является более чем 3-кратное снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка) снизились в 1,5 раза. Прогнозируется их дальнейшее уменьшение при инерционном сценарии реализации мероприятий Программы.


Нельзя допустить и снижения объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства.


В случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут сократиться объемы создания лесных культур и ухудшение качества создаваемых лесов.


Недопустимо низкой (14%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с улучшенными наследственными свойствами. В странах Европы этот показатель составляет в среднем 20% по основным лесообразующим породам. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в республике составляет около трети общей площади их создания, что недопустимо мало.


Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных (за редким исключением) в 60 - 70-х годах ХХ века. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов.


К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий.


В настоящее время 24% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет.


Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти Республики Мордовия, лесопользователям и гражданам.


Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень производительности труда, что обусловлено невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.


Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.


Основными проблемами в лесопромышленном комплексе являются создание новых производств, обновление основных фондов, увеличение объемов производства, улучшение качества продукции, экологическая безопасность производства, внедрение передовых технологий, расширение использования низкосортной и лиственной древесины.


В 2009 - 2013 годах в Республике Мордовия функционировала Республиканская целевая программа "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. N 567 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы", однако ее основные задачи не были решены в полной мере. Одной из главных причин такого итога явилась общая неблагоприятная экономическая ситуация в стране, катастрофические лесные пожары 2010 года.


2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения

целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных

результатов, сроков и этапов реализации Программы



2.1. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации Программы

Государственная программа базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 N 1989-р, государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. N 1000 и от 31 марта 2017 г. N 399), Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, Федерального проекта "Сохранение лесов".


Определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса:


создание современной системы воспроизводства и восстановления лесов;


улучшение породного состава лесных насаждений;


повышение эффективности государственного лесного и пожарного надзора в лесах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»