Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2164; 2016, N 41, ст.5839).
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2017 года N 399
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 318
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2017 года N 399)
| | |
Ответственный исполнитель Программы
| - | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Соисполнитель Программы
| - | Федеральное агентство лесного хозяйства |
Участники Программы | - | отсутствуют
|
Подпрограммы Программы | - | "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"; "Стратегическое управление лесным хозяйством"
|
Цели Программы | - | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов
|
Задачи Программы | - | создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики
|
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | лесистость территории Российской Федерации; доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; отношение площади земель лесного фонда, занятой лесными насаждениями, к площади земель лесного фонда, выбывших из состава занятых лесными насаждениями земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины
|
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2013-2020 годы, в том числе: I этап - 2013-2014 годы; II этап - 2015-2017 годы; III этап - 2018-2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013-2020 годах составляет 240621490,1 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 29610895,2 тыс. рублей; в 2014 году - 31912016,9 тыс. рублей; в 2015 году - 33535578,5 тыс. рублей; в 2016 году - 27756265,8 тыс. рублей; в 2017 году - 27493700,8 тыс. рублей; в 2018 году - 27442746,4 тыс. рублей; в 2019 году - 27364238,3 тыс. рублей; в 2020 году - 35506048,2 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | в результате реализации I этапа Программы предполагается: сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,6 процента; сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,54 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 20,3 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда; достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 33 процентов. |
| | В результате реализации II этапа Программы предполагается: поддержание лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,4 процента; сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 26,1 процента (достижение уровня 25,6 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда); сохранение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 31,1 процента. В результате реализации III этапа Программы предполагается: сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента; сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 33 процента (достижение уровня 27 рублей в расчете на 1 га земель лесного фонда); достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 34,1 процента |
| | |
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель программы)
| - | Федеральное агентство лесного хозяйства |
Участники подпрограммы
| - | отсутствуют |
Программно-целевые инструменты подпрограммы
| - | отсутствуют |
Цель подпрограммы | - | создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия
|
Задачи подпрограммы | - | повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров; повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятного воздействия внешней среды; актуализация информации и развитие системы данных государственного лесного реестра; создание условий для рационального, многоцелевого, неистощительного и эффективного использования лесов; обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений, в том числе предотвращение нелегальных рубок; повышение эффективности восстановления погибших и вырубленных лесов, качества селекционных и генетических свойств посадочного материала; повышение качества кадрового обеспечения
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров; доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров; площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, охваченных государственным лесопатологическим мониторингом наземными способами; доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями; отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними; отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов; сокращение объема незаконных рубок по отношению к объему таких рубок в предыдущем году; доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; протяженность лесных дорог, построенных за год; доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства; доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян; |
| | доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала; формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений; увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения; создание искусственных лесных насаждений на площадях, ранее не занятых лесом; площадь рубок ухода в молодняках; площадь лесных плантаций; средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс.га земель лесного фонда; доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов; отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов)
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | I этап - 2013-2014 годы; II этап - 2015-2017 годы; III этап - 2018-2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем бюджетных ассигнований в 2013-2020 годах составляет 204765192,4 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 23389059,1 тыс. рублей; в 2014 году - 26888174,2 тыс. рублей; в 2015 году - 27255376,4 тыс. рублей; в 2016 году - 23727330,1 тыс. рублей; в 2017 году - 23886436,2 тыс. рублей; в 2018 году - 24172492,8 тыс. рублей; в 2019 году - 24573350,7 тыс. рублей; в 2020 году - 30872972,9 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | в результате реализации I этапа подпрограммы предполагается: создание и обеспечение функционирования специализированной диспетчерской службы, а также региональных и местных диспетчерских пунктов по охране лесов от пожаров (1550 единиц); организация системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением; обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах; осуществление наземного (около 85 млн.га ежегодно), авиационного (455 млн.га ежегодно) и космического (1,1 млрд.га ежегодно) мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; ежегодное осуществление плановых лесозащитных мероприятий; создание эффективной системы управления защитой лесов; проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади порядка 97322,9 тыс.га; |
| | увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда до 20,4 процента; увеличение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 1,9 процента; увеличение площади рубок ухода в молодняках до 360 тыс.га. В результате реализации II этапа подпрограммы предполагается: разработка новых средств обнаружения лесных пожаров (средства визуального и инфракрасного мониторинга, беспилотные летательные аппараты) и тушения лесных пожаров (высоконапорные помпы, эффективные реагенты для тушения торфяных пожаров), а также технологий тушения лесных пожаров (применение взрывчатых веществ, использование подземных источников водоснабжения, предварительная обработка лесных участков противопожарными реагентами, использование каркасных (мягких) емкостей для перекачивания воды и др.); разработка и внедрение новых средств локализации и ликвидации очагов вредных организмов на основе инновационных научных достижений; проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами ежегодно на площади 97322,9 тыс.га; сохранение на уровне 21,7 процента площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; доведение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 1,9 процента; доведение площади рубок ухода в молодняках до 303,6 тыс.га; |
| | сохранение лесных плантаций на площади 16 тыс.га; доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов. В результате реализации III этапа подпрограммы предполагается: внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров; проведение к 2020 году государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 97322,9 тыс.га ежегодно; сохранение на уровне 21,2 процента площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; увеличение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 2,5 процента; сохранение площади рубок ухода в молодняках на уровне 297,3 тыс.га; сохранение лесных плантаций на площади 16 тыс.га; доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов |
| | | |
Ответственный исполнитель подпрограммы
| - | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации | |
Участники подпрограммы
| - | отсутствуют | |
Программно-целевые инструменты подпрограммы
| - | отсутствуют | |
Цели подпрограммы | - | повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики
| |
Задачи подпрограммы | - | совершенствование государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере лесного хозяйства; повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере лесных отношений; повышение качества научно-аналитического обеспечения; повышение эффективности бюджетных расходов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы; развитие международного сотрудничества по вопросам лесного хозяйства
| |
Показатели (индикаторы) подпрограммы | - | доля площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков); доля площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов; доля площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в площади земель лесного фонда, переданных в аренду; доля объема финансирования лесных научных исследований в общем объеме финансировании лесного хозяйства; доля инновационных разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований; оценка качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства; динамика производительности труда относительно уровня предыдущего года; количество высокопроизводительных рабочих мест; внутренние затраты на исследования и разработки; доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства
| |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2013-2020 годы, в том числе: I этап - 2013-2014 годы; II этап - 2015-2017 годы; III этап - 2018-2020 годы
| |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013-2020 годах составляет 35856297,7 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 6221836,1 тыс. рублей; в 2014 году - 5023842,7 тыс. рублей; в 2015 году - 6280202,1 тыс. рублей; в 2016 году - 4028935,7 тыс. рублей; в 2017 году - 3607264,6 тыс. рублей; в 2018 году - 3270253,6 тыс. рублей; в 2019 году - 2790887,6 тыс. рублей; в 2020 году - 4633075,3 тыс. рублей
| |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | в результате реализации I этапа подпрограммы предполагается: увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 23 процентов; осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 43 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду; создание 2 инновационно-внедренческих центров на базе центров, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства; доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 54 баллов. В результате реализации II этапа подпрограммы предполагается: увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 10,8 процента; увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 34 процентов; осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 60 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду; создание филиала федерального бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства" в Сибирском федеральном округе; создание инновационно-внедренческого центра на базе федерального бюджетного учреждения "Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства"; | |
| | доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 60 баллов; доведение динамики производительности труда относительно уровня предыдущего года до 100 процентов; доведение количества высокопроизводительных рабочих мест до 17,7 тыс. человек; доведение внутренних затрат на исследования и разработки до 343,71 млн. рублей. В результате реализации III этапа подпрограммы предполагается: увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 36,6 процента; увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 58 процентов; осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 75 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду; создание инновационно-внедренческого центра на базе федерального бюджетного учреждения "Северный научно-исследовательский институт лесного хозяйства"; доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 66 баллов; доведение динамики производительности труда относительно уровня предыдущего года до 104,2 процента; доведение количества высокопроизводительных рабочих мест до 25,6 тыс. человек; доведение внутренних затрат на исследования и разработки до 369,08 млн. рублей |
На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция), определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциалы);
улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.
Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов. Предполагается, что к 2020 году прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (Соединенные Штаты Америки, Канада и др.).
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 482 (далее - Стратегия), определены следующие основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;
значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых намного выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;
невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;
высокий уровень теневого оборота древесины;
нарушение биологического разнообразия лесов.
С учетом указанных проблем определены следующие стратегические цели развития лесного комплекса Российской Федерации:
обеспечение устойчивого управления лесами;
сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;
повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а также в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Для достижения поставленных целей предусматриваются совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами, лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также определяются направления дальнейшего развития системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях.
В Стратегии содержатся:
перечень основных мероприятий по интенсификации и эффективному использованию лесов (в том числе путем развития лесной инфраструктуры в регионах), а также по реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоению новых лесных массивов, предполагающих дальнейшее развитие рыночных механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и материально-технической базы лесного хозяйства;
перечень необходимых мероприятий по совершенствованию и развитию федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), причем в качестве отдельной задачи выделяется необходимость укрепления научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства.
Кроме того, Стратегией определяется комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, а также гарантированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических и инновационных решений.
В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федераций от 26 сентября 2013 г. N 1724-р, государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы (далее - Программа) основывается на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в отрасли;