ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 года N 331
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.09.2021 N 433.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года N 422 "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 14 апреля 2014 года N 143, от 4 августа 2014 года N 371, от 19 января 2015 года N 24) (далее - Программа), изложив ее в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 года N 422
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 8 июня 2015 года N 331)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Паспорт государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия |
Соисполнитель Программы | - | Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия |
Подпрограммы Программы | - | "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"; "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы; "Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" |
Цель Программы | - | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов; удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции |
Задачи Программы | - | сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов; повышение эффективности управления лесами; повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, привлечение инвестиций в лесопромышленный сектор, развитие биоэнергетики и производства биотоплива |
Показатели (индикаторы) Программы | - | доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов; лесистость территории Республики Мордовия, процентов; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации и Республики Мордовия от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей на га; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, процентов |
Этапы и сроки реализации Программы | - | I этап - 2014 годы; II этап - 2015 - 2017 годы; III этап - 2018 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований Программы | - | Общий прогнозный объем финансирования на реализацию Государственной Программы составляет - 5289329,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 387583,5 тыс. руб.; 2015 год - 1397935,3 тыс. руб.; 2016 год - 1359473,3 тыс. руб.; 2017 год - 1358520,4 тыс. руб.; 2018 год - 290954,1 тыс. руб.; 2019 год - 243983,9 тыс. руб.; 2020 год - 250879,1 тыс. руб., в том числе: ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 1076005,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 133398,3 тыс. руб.; 2015 год - 146013,1 тыс. руб.; 2016 год - 154011,2 тыс. руб.; 2017 год - 150486,8 тыс. руб.; 2018 год - 193753,2 тыс. руб.; 2019 год - 146967,1 тыс. руб.; 2020 год - 151376,1 тыс. руб.; средств республиканского бюджета Республики Мордовия, 149036,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 14701,7 тыс. руб.; 2015 год - 15969,6 тыс. руб.; 2016 год - 13652,4 тыс. руб.; 2017 год - 13888,8 тыс. руб.; 2018 год - 31124,0 тыс. руб.; 2019 год - 29400,0 тыс. руб.; 2020 год - 30300,0 тыс. руб.; Ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет собственных средств предприятий - 1177185,3 тыс. руб. в том числе по годам: 2014 год - 105621,5 тыс. руб.; 2015 год - 291532,6 тыс. руб.; 2016 год - 287399,7 тыс. руб.; 2017 год - 289734,8 тыс. руб.; 2018 год - 66076,9 тыс. руб.; 2019 год - 67616,8 тыс. руб.; 2020 год - 69203,0 тыс. руб.; Ориентировочный прогнозируемый объем привлечения кредитов банков 2887102,0 тыс. руб. в том числе по годам: 2014 год - 133862,0 тыс. руб.; 2015 год - 944420,0 тыс. руб.; 2016 год - 904410,0 тыс. руб.; 2017 год - 904410,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | в результате реализации I этапа Программы предполагается: сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на 3 процента (достижение уровня 0,479 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда); повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 1,0 процент (достижение уровня 72,0 рублей в расчете на 1 гектар земель лесного фонда); увеличение объема заготовки древесины на 12,0 процентов (достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 47,1 процента). В результате реализации II этапа Программы предполагается: сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на 9,0 процентов (достижение уровня 0,435 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда); сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 26,6 процента; повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 3,0 процента (достижение уровня 73,7 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда); увеличение объема заготовки древесины на 15,0 процентов (достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 48,3 процента). В результате реализации III этапа Программы предполагается: сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на 9,0 процентов (достижение уровня 0,393 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда); сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 26,6 процента; повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 12,0 процентов (достижение уровня 80,6 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда); увеличение объема заготовки древесины на 18 процентов (достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 49,8 процента); увеличение выручки от реализации лесопродукции в расчете на 1 кубометр заготовленной древесины в 3,9 раза; увеличение доли экспорта продукции лесопромышленного комплекса в стоимостном выражении в 4 раза; увеличение средней номинальной заработной платы в лесопромышленном комплексе к 2020 году в 2,7 раза; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности лесопромышленного комплекса более чем в 7 раз; увеличение доли лесопромышленного комплекса в ВРП республики в 1,8 раза. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ; Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2008 года N 248/482; государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318; государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 года N 997-р; постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов"; Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р; Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года"; постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 года N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы", с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия" и во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 года N 380-Р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Мордовия", в соответствии с задачами, определенными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и посланиях Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.
Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Мордовия в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, развития лесоперерабатывающего комплекса при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов.
Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Вместе с тем вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса Республики Мордовия приходится всего 0,8% общего объема произведенной промышленной продукции. На сегодняшний день осваивается не более 25 процентов объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). Ежегодное накопление неиспользуемой низкотоварной древесины мягколиственных пород составляет более 500 тыс. куб. м.
Принятие в 2006 году Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство, увеличились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе платежи в бюджеты всех уровней за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти.
В то же время это обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.
Лесное хозяйство Республики Мордовия, как впрочем, и Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений.
Сегодня в лесном хозяйстве накопился ряд проблем, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться и будут препятствовать повышению эффективности лесного хозяйства, сохранению экологических функций лесных насаждений.
Интенсификация использования лесов и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Мордовия составляет 0,03 километров на 1 тыс. гектаров лесных земель, тогда как в странах Западной Европы 10 - 45 километров. Согласно проведенным расчетам, для улучшения доступности лесного фонда в целях использования лесных ресурсов и повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов потребуется создание около 70 километров лесных дорог (в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства).
В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. За последние три года происходило увеличение площади лесов, поврежденных различными неблагоприятными факторами, так, если в 2009 году таких лесов было 155 га, то в 2012 уже 4943 га, в том числе за счет гибели от лесных пожаров 4896, за счет гибели от вредных организмов 47 га, ущерб от которых значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов
При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах к 2020 году может удвоиться и достичь 50 тыс. гектаров. Предотвращению такого сценария не способствует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативно-технической базы, а также должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения.
Остается проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства составляет около 25 процентов от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось достичь оптимальной численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах, необходимого уровня технической оснащенности лесных инспекторов, что приведет к дальнейшему снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению числа случаев нарушения лесного законодательства и объемов нелегальных лесозаготовок.
Рост объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного), наметившийся в последние годы, необходимо не только сохранить, но и увеличить, обратив особое внимание на его качество.
Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является более чем 3-кратное снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка) снизились в 1,5 раза. Прогнозируется их дальнейшее уменьшение при инерционном сценарии реализации мероприятий Программы.
Нельзя допустить и снижения объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства.
В случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут сократиться объемы создания лесных культур и ухудшение качества создаваемых лесов.
Недопустимо низкой (14 процентов) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с улучшенными наследственными свойствами. В странах Европы этот показатель составляет в среднем 20 процентов по основным лесообразующим породам. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в республике составляет около трети общей площади их создания, что недопустимо мало.
Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных (за редким исключением) в 60 - 70-х годах XX века. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий.
В настоящее время 30 процентов лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет.
Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. Обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти Республики Мордовия, лесопользователям и гражданам.
Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень производительности труда, что обусловлено невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.
Основными проблемами в лесопромышленном комплексе являются создание новых производств, обновление основных фондов, увеличение объемов производства, улучшение качества продукции, экологическая безопасность производства, внедрение передовых технологий, расширение использования низкосортной и лиственной древесины.
В настоящее время лесопромышленному комплексу республики не удалось преодолеть последствия экономического спада. Тем не менее, решение проблем, накопившихся за годы адаптации к рыночным экономическим отношениям, остается первоочередной задачей, как самих предприятий лесного комплекса, так и Правительства Республики Мордовия.
В 2009 - 2013 годах в Республике Мордовия функционировала Республиканская целевая программа "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 года N 567 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы", однако ее основные задачи не были решены в полной мере. Одной из главных причин такого итога явилась общая неблагоприятная экономическая ситуация в стране, катастрофические лесные пожары 2010 года.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и этапов реализации Программы 2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы
Государственная программа базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.
Определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса:
создание современной системы воспроизводства и восстановления лесов;
улучшение породного состава лесных насаждений;
повышение эффективности государственного лесного и пожарного надзора в лесах, сокращение до полного исключения объема нелегальных рубок;
совершенствование системы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в условиях децентрализации лесоуправления на основе технического перевооружения лесопожарных служб, укрепления их материально-технической базы и кадрового обеспечения;
совершенствование системы назначения и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, использование инновационных средств защиты лесов от вредных организмов;
дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
развитие материально-технической базы лесного хозяйства;
укрепление кадрового обеспечения лесного хозяйства;
обеспечение точности учета лесных ресурсов;
развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение объемов переработки низкосортной древесины;
совершенствование структуры лесопромышленного производства, привлечение инвестиций за счет освоения выпуска прогрессивных видов продукции, оптимизация размещения лесопромышленного производства, формирование специализированных индустриальных зон по обработке древесины.
Таким образом, приоритеты государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения.
Успешная реализация Программы возможна только при активном участии всех органов государственной власти Республики Мордовия. Разработка Программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики и построения эффективной системы управления лесами, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
2.2. Цели и задачи Программы
С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области лесного хозяйства целью Программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при гарантированном сохранении их ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции.
В соответствии с указанной целью и с учетом основных проблем лесного хозяйства и прогноза его развития Программа предусматривает решение следующих основных задач:
сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и нелегальных рубок;
создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;
обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов;