Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2012 года N 363


О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 22.07.2024 N 603, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 23.07.2024).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 10 июля 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 10.06.2013 N 221, от 04.10.2013 N 424, от 12.05.2014 N 217, от 22.12.2014 N 658, от 30.03.2015 N 174, от 20.07.2015 N 433, от 03.08.2015 N 458, от 04.12.2015 N 676, от 10.12.2015 N 696, от 21.12.2015 N 719, от 06.04.2016 N 174, от 25.04.2016 N 215, от 29.06.2016 N 324, от 30.06.2016 N 327, от 28.07.2016 N 389, от 22.08.2016 N 435, от 12.12.2016 N 608, от 08.02.2017 N 91, от 15.03.2017 N 182, от 10.04.2017 N 227, от 05.05.2017 N 269, от 14.08.2017 N 454, от 24.08.2017 N 480, от 22.09.2017 N 527, от 16.10.2017 N 555, от 19.12.2017 N 668, от 25.12.2017 N 684, от 30.03.2018 N 190, от 27.09.2018 N 498, от 22.10.2018 N 519, от 12.11.2018 N 529, от 28.03.2019 N 152, от 10.06.2019 N 265, от 24.06.2019 N 280, от 12.07.2019 N 309, от 30.07.2019 N 326, от 16.08.2019 N 344, от 26.08.2019 N 354, от 27.09.2019 N 387, от 30.09.2019 N 391, от 14.10.2019 N 401, от 11.11.2019 N 437, от 25.11.2019 N 457, от 12.02.2020 N 121, от 28.02.2020 N 136, от 30.03.2020 N 182, от 06.04.2020 N 203, от 19.05.2020 N 294, от 02.06.2020 N 323, от 15.06.2020 N 348, от 07.08.2020 N 455, от 08.10.2020 N 578, от 12.11.2020 N 620, от 26.12.2020 N 696, от 29.03.2021 N 127, от 28.02.2022 N 194, от 10.07.2023 N 314)



В целях повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и ее перевода на инновационный тип развития Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы (далее - Программа).


(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 12.12.2016 N 608, от 16.10.2017 N 555, от 22.10.2018 N 519, от 28.02.2020 N 136, от 29.03.2021 N 127)


2. Министерству экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.


(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555)


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 8 октября 2012 г. N 363



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2013 - 2023 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 10.06.2013 N 221, от 04.10.2013 N 424, от 12.05.2014 N 217, от 22.12.2014 N 658, от 30.03.2015 N 174, от 20.07.2015 N 433, от 03.08.2015 N 458, от 04.12.2015 N 676, от 10.12.2015 N 696, от 21.12.2015 N 719, от 06.04.2016 N 174, от 25.04.2016 N 215, от 29.06.2016 N 324, от 30.06.2016 N 327, от 28.07.2016 N 389, от 22.08.2016 N 435, от 12.12.2016 N 608, от 08.02.2017 N 91, от 15.03.2017 N 182, от 10.04.2017 N 227, от 05.05.2017 N 269, от 14.08.2017 N 454, от 24.08.2017 N 480, от 22.09.2017 N 527, от 16.10.2017 N 555, от 19.12.2017 N 668, от 25.12.2017 N 684, от 30.03.2018 N 190, от 27.09.2018 N 498, от 22.10.2018 N 519, от 12.11.2018 N 529, от 28.03.2019 N 152, от 10.06.2019 N 265, от 24.06.2019 N 280, от 12.07.2019 N 309, от 30.07.2019 N 326, от 16.08.2019 N 344, от 26.08.2019 N 354, от 27.09.2019 N 387, от 30.09.2019 N 391, от 14.10.2019 N 401, от 11.11.2019 N 437, от 25.11.2019 N 457, от 12.02.2020 N 121, от 28.02.2020 N 136, от 30.03.2020 N 182, от 06.04.2020 N 203, от 19.05.2020 N 294, от 02.06.2020 N 323, от 15.06.2020 N 348, от 07.08.2020 N 455, от 08.10.2020 N 578, от 12.11.2020 N 620, от 26.12.2020 N 696, от 29.03.2021 N 127, от 28.02.2022 N 194, от 10.07.2023 N 314)


ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2013 - 2023 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 12.12.2016 N 608, от 22.10.2018 N 519, от 28.02.2020 N 136, от 29.03.2021 N 127)

Наименование программы

Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы (далее - Программа)

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 12.12.2016 N 608, от 16.10.2017 N 555, от 22.10.2018 N 519, от 28.02.2020 N 136, от 29.03.2021 N 127)

Основание для разработки Программы

Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденная Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З

Государственный заказчик

Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555)

Основные разработчики

Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева"

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555)

Основная цель Программы

Целью Программы является повышение уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и обеспечения ее инновационного развития.

Основные задачи Программы

1. Создание инновационной диверсифицированной экономики.

2. Повышение конкурентоспособности экономики.

3. Формирование динамичной системы государственного и муниципального управления.

4. Экологизация экономики.

5. Рост экономического благосостояния населения и увеличение доли среднего класса.

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в два этапа. На первом этапе реализации Программы основное внимание будет уделено финансированию проектов с высокой коммерческой, бюджетной и социальной эффективностью, направленных на диверсификацию производства и выпуск конкурентоспособной продукции, рост эффективности управления, повышение реальных доходов и уровня социальной защиты населения. На втором этапе на основе накопленного инвестиционного потенциала продолжится финансирование и реализация мер инвестиционного и социального характера, позволяющих повысить уровень и качество жизни населения.

Перечень основных мероприятий

Программа предусматривает развитие положительных тенденций в экономике и социальной сфере республики, которые обусловлены уже реализованными и осуществляемыми в настоящее время на территории региона федеральными, республиканскими, муниципальными и отраслевыми программами.

Проекты инновационных территориальных кластеров и сфер деятельности Программы сгруппированы по следующим основным мероприятиям Программы:

Основное мероприятие 1. "Технопарк в сфере высоких технологий";

Основное мероприятие 2. "Инновационный территориальный кластер "Светотехника и оптоэлектронное приборостроение";

Основное мероприятие 3. "Инновационный территориальный кластер "Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение";

Основное мероприятие 4. "Инновационный территориальный кластер "Электротехника и приборостроение";

Основное мероприятие 5. "Прочие производственные проекты";

Основное мероприятие 6. "Агропромышленный кластер (Молочное скотоводство, Свиноводство, Мясное скотоводство, Рыбоводство, Птицеводство, Переработка и хранение, Производство тепличной продукции)";

Основное мероприятие 7. "Транспорт, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство";

Основное мероприятие 8. "Строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры"

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 N 719, от 12.12.2016 N 608)

Исполнители основных мероприятий

Органы исполнительной власти, производственные предприятия и учреждения социальной сферы Республики Мордовия - исполнители программных мероприятий, а также поставщики оборудования, определяемые на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555)

Позиция утратила силу. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 28.02.2022 N 194

Система организации контроля за исполнением Программы

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляют исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия.

Реализация системы конкретных мероприятий и проектов Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, ведущие к достижению намеченных целей.

Ежегодно производится уточнение первоочередных мероприятий на очередной календарный год и проектирование мероприятий на последующий трехлетний период.

Контроль за ходом реализации Программы включает в себя ежеквартальный мониторинг действий исполнителей и основных показателей социально-экономического развития республики.

По окончании каждого года, в первом квартале последующего года, представляется доклад в Правительство Республики Мордовия о ходе выполнения Программы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

обеспечение дополнительных платежей в бюджеты всех уровней в год в размере 15479,91 млн. рублей, в том числе:

в федеральный бюджет - 9498,37 млн. рублей;

в консолидированный бюджет Республики Мордовия - 5981,54 млн. рублей.

Создание и сохранение 56437 рабочих мест, в том числе новых - 27288.

Количество созданных рабочих мест в рамках деятельности территории опережающего социально-экономического развития "Рузаевка" составит 850 ед.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 29.03.2021 N 127)



Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Общая информация о регионе


С учетом величины территории (26,1 тыс. км2), численности населения (825,4 тыс. человек), природно-ресурсного и производственного потенциала, отраслевой структуры экономики Республика Мордовия относится к III группе регионов Российской Федерации, характеризующихся незначительным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. В эту группу входят многие субъекты европейской части России, а также часть восточных регионов.


Природными богатствами Республики Мордовия являются земли сельскохозяйственного назначения, мергелево-меловые породы и опока, используемые для производства высококачественного цемента, мореный дуб, фосфориты, торф, минеральные краски, а также бурый железняк. Однако сырьевая база Республики Мордовия характеризуется отсутствием таких минеральных ресурсов, как нефть и природный газ, - основных товаров российского экспорта. Такая ситуация определяет невысокое значение индекса экономического веса (ИЭВ) региона: Республика Мордовия в 2009 году занимала 62-е место по Российской Федерации (в 1996 году - 55-е, в 1999 году - 60-е).


Республика Мордовия, несмотря на сложную демографическую ситуацию, по-прежнему остается одним из густонаселенных районов центра России. По плотности населения в 2010 году (31,9 человек на 1 км2) она делила 7 - 8 место с Пензенской областью в Приволжском федеральном округе. Этот показатель в 3,8 раза превышает среднероссийский и в 1,11 раз выше среднего уровня по Приволжскому федеральному округу.



1. Оценка итогов социального и экономического состояния Республики Мордовия


1.1 Экономическое развитие Республики Мордовия

Валовой региональный продукт


Мордовия является индустриально-аграрным регионом. Основной оценочный показатель результатов хозяйственной деятельности региона - ВРП. Динамика ВРП Республики Мордовия характеризовалась более высокими темпами роста в сравнении с ВРП Российской Федерации (из суммы регионов) (рис. 1.1*). Ее обусловили следующие факторы:

________________

* Рисунок 1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


1. Политическая стабильность, оказывающая положительное влияние на поведение инвесторов и обеспечивающая высокий уровень управляемости социально-экономическим развитием региона.


2. Институциональные и законодательные преобразования в бюджетной и налоговой сферах; взвешенная макроэкономическая политика.



Рисунок 1.1 - Индексы физического объема ВРП (в % к предыдущему году)*

________________

* Рисунок 1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

3. Реализация кластерной политики, предусмотренной Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, что обеспечивало не только рост реального объема ВРП, но и повышение производительности труда и конкурентоспособности предприятий на внутреннем и внешнем рынках (табл. 1.1).



Таблица 1.1 - Динамика ВРП и производительности труда в Республике Мордовия в 2006 - 2011 годах

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011 (оценка)

Валовой региональный продукт, млн руб. в ценах 2006 года

57974,2

64351,4

67054,1

62360,3

65353,6

72999,9

Индекс физического объема ВРП, в % к предыдущему году

112,2

111,0

104,2

93,0

104,8

111,7

ВРП в реальном выражении (в сопоставимых ценах), в % к 2006 году

100,0

111,0

115,7

107,6

112,7

125,9

Производительность труда, в % к предыдущему году

112,9

111,2

104,5

94,2

105,0

112,4

Производительность труда, в % к 2006 году

100,0

111,2

116,2

109,5

114,9

129,2


В настоящее время можно выделить три основных кластера в экономике республики:


а) инновационный кластер, связанный с производством новой (не массовой) продукции;


б) производственные "локомотивы", к которым, прежде всего, относятся индустрия строительных материалов (производство цемента) и транспортное машиностроение (вагоностроение);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»