Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2013 года N 422


Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.09.2021 N 433, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 16.09.2021).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 12 февраля 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 14.04.2014 N 143, от 04.08.2014 N 371, от 19.01.2015 N 24, от 08.06.2015 N 331, от 23.11.2015 N 659, от 15.02.2016 N 86, от 16.01.2017 N 15, от 13.03.2017 N 170, от 28.06.2017 N 373, от 20.03.2018 N 147, от 26.12.2018 N 606, от 27.03.2019 N 150, от 04.07.2019 N 294, от 27.02.2020 N 135, от 31.07.2020 N 438, от 12.02.2021 N 71)




Во исполнение государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318, и в целях повышения эффективности использования лесов, снижения уровня их повреждения неблагоприятными факторами, достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения объемов нелегального оборота древесины Правительство Республики Мордовия постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 04.08.2014 N 371)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" (далее - Государственная программа).


(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.03.2019 N 150)


2. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Государственную программу в перечень государственных программ Республики Мордовия, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.


Установить, что объемы финансирования мероприятий Государственной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.


3. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. N 567 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы";


пункт 24 постановления Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2010 г. N 261 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия";


постановление Правительства Республики Мордовия от 12 июля 2010 г. N 287 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы";


пункт 3 постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 г. N 464 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия";


пункт 4 постановления Правительства Республики Мордовия от 14 февраля 2011 г. N 44 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Мордовия";


постановление Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. N 360 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы";


постановление Правительства Республики Мордовия от 30 июля 2012 г. N 291 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы";


постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 г. N 44 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы".


4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия В.Н.Сидорова.


5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3, вступающего в законную силу с 1 января 2014 года.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 г. N 422
     (изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 26 декабря 2018 г. N 606)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 26.12.2018 N 606, от 27.03.2019 N 150, от 04.07.2019 N 294, от 27.02.2020 N 135, от 31.07.2020 N 438, от 12.02.2021 N 71)



Паспорт государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия"

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 12.02.2021 N 71)

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

Соисполнители программы

Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия

Участники государственной программы

ГКУ Республики Мордовия - территориальные лесничества;

ГАУ Республики Мордовия "Уметская ПХС";

ЗАО "Плайтерра" (по согласованию)

Подпрограммы государственной программы

"Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений";

"Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия"

Цели государственной программы

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов;

удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции

Задачи государственной программы

создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, привлечение инвестиций в лесопромышленный сектор, развитие биоэнергетики и производства биотоплива

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

лесистость территории Республики Мордовия, процентов;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда, процентов;

доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда, процентов;

отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, процентов;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, руб.;

отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, процентов

Этапы и сроки реализации государственной программы

I этап - 2014 год;

II этап - 2015 - 2017 годы;

III этап - 2018 - 2024 годы

Объемы финансового обеспечения государственной программы

общий прогнозный объем финансирования на реализацию государственной программы составляет - 4711290,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 319083,5 тыс. рублей;

2015 год - 260587,1 тыс. рублей;

2016 год - 217117,1 тыс. рублей;

2017 год - 201974,9 тыс. рублей;

2018 год - 795252,6 тыс. рублей;

2019 год - 829530,6 тыс. рублей;

2020 год - 260749,0 тыс. рублей;

2021 год - 570927,9 тыс. рублей;

2022 год - 692837,0 тыс. рублей;

2023 год - 287794,2 тыс. рублей;

2024 год - 275436,6 тыс. рублей,

в том числе:

ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 1927599,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 133398,3 тыс. рублей;

2015 год - 146013,1 тыс. рублей;

2016 год - 161411,3 тыс. рублей;

2017 год - 129909,9 тыс. рублей;

2018 год - 139909,5 тыс. рублей;

2019 год - 221209,4 тыс. рублей;

2020 год - 201975,7 тыс. рублей;

2021 год - 176537,3 тыс. рублей;

2022 год - 212462,1 тыс. рублей;

2023 год - 202386,3 тыс. рублей;

2024 год - 202386,3 тыс. рублей,

средств республиканского бюджета Республики Мордовия, - 168116,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 14701,7 тыс. рублей;

2015 год - 59141,4 тыс. рублей;

2016 год - 13225,4 тыс. рублей;

2017 год - 11219,3 тыс. рублей;

2018 год - 12240,3 тыс. рублей;

2019 год - 10091,2 тыс. рублей;

2020 год - 9360,3 тыс. рублей;

2021 год - 13421,3 тыс. рублей;

2022 год - 12357,6 тыс. рублей;

2023 год - 12357,6 тыс. рублей;

2024 год - 0,0 тыс. рублей,

ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет собственных средств предприятий - 945699,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 86621,5 тыс. рублей;

2015 год - 55432,6 тыс. рублей;

2016 год - 42480,4 тыс. рублей;

2017 год - 60647,0 тыс. рублей;

2018 год - 234302,8 тыс. рублей;

2019 год - 42130,0 тыс. рублей;

2020 год - 31413,0 тыс. рублей;

2021 год - 173764,3 тыс. рублей;

2022 год - 72807,3 тыс. рублей;

2023 год - 73050,3 тыс. рублей;

2024 год - 73050,3 тыс. рублей,

ориентировочный прогнозируемый объем привлечения кредитов банков - 1669875,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 84362,0 тыс. рублей;

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 198,7 тыс. рублей;

2018 год - 408800,0 тыс. рублей;

2019 год - 556100,0 тыс. рублей;

2020 год - 18000,0 тыс. рублей;

2021 год - 207205,0 тыс. рублей;

2022 год - 395210,0 тыс. рублей;

2023 год - 0,0 тыс. рублей;

2024 год - 0,0 тыс. рублей.

Общий прогнозный объем финансирования на реализацию подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" составляет 2725927,8 тыс. рублей.

Общий прогнозный объем финансирования на реализацию подпрограммы "Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" составляет 1985362,7 тыс. рублей.

В период с 2014 по 2015 годы реализовывались две подпрограммы - "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" и "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" общим объемом финансирования - 475550,7 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

в результате реализации I этапа Программы предполагается:

сохранение лесистости территории Республики Мордовия на уровне 26,6%;

повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 1,0% (достижение уровня 67,5 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда);

в результате реализации II этапа Программы предполагается:

увеличение лесистости территории Республики Мордовия до 26,8%;

сохранение площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда на уровне 44,4%;

в результате реализации III этапа Программы предполагается:

сохранение лесистости территории Республики Мордовия на уровне 26,8%;

обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов на уровне 100%; повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда и достижение уровня 88,5 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда);

увеличение выручки от реализации лесопродукции в расчете на 1 кубометр заготовленной древесины в 3,9 раза;

увеличение доли экспорта продукции лесопромышленного комплекса в стоимостном выражении в 4 раза;

увеличение средней номинальной заработной платы в лесопромышленном комплексе к 2024 году в 2,7 раза;

увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности лесопромышленного комплекса более чем в 7 раз;

увеличение доли лесопромышленного комплекса в ВРП республики в 1,8 раза



1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Государственная программа "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, распоряжением Правительства РФ от 20.09.2018 N 1989-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318, государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 декабря 2017 г. N 665 "Об утверждении Порядка отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Республики Мордовия", постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы", с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия" и во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 380-Р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Мордовия", в соответствии с задачами, определенными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и посланиях Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.


Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности. Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Мордовия в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, развития лесоперерабатывающего комплекса при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов.


Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важными задачами.


Вместе с тем вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса Республики Мордовия приходится всего 0,8% общего объема произведенной промышленной продукции. На сегодняшний день осваивается не более 29% объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). Ежегодное накопление неиспользуемой низкотоварной древесины мягколиственных пород составляет более 500 тыс. куб. метров.


Принятие в 2006 году Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство, увеличились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе платежи в бюджеты всех уровней за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти. В то же время это обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.


Сегодня в лесном хозяйстве накопился ряд проблем, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться и будут препятствовать повышению эффективности лесного хозяйства, сохранению экологических функций лесных насаждений.


Интенсификация использования лесов и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Мордовия составляет 0,03 км на 1 тыс. гектаров лесных земель, тогда как в странах Западной Европы 10 - 45 километров. Согласно проведенным расчетам для улучшения доступности лесного фонда в целях использования лесных ресурсов и повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов потребуется создание около 70 км лесных дорог (в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства).


В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. За последние три года происходило увеличение площади лесов, поврежденных различными неблагоприятными факторами, так, если в 2009 году таких лесов было 155 га, то в 2012 - уже 4943 га, в том числе за счет гибели от лесных пожаров - 4896 га, за счет гибели от вредных организмов - 47 га, ущерб от которых значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.


При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах к 2024 году может удвоиться и достичь 50 тыс. гектаров. Предотвращению такого сценария не способствует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативно-технической базы, а также должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения.


До настоящего времени не удалось достичь оптимальной численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах, необходимого уровня технической оснащенности лесных инспекторов, что приведет к дальнейшему снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению нарушений лесного законодательства.


Рост объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного), наметившийся в последние годы, необходимо не только сохранить, но и увеличить, обратив особое внимание на его качество.


Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является более чем 3-кратное снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка) снизились в 1,5 раза. Прогнозируется их дальнейшее уменьшение при инерционном сценарии реализации мероприятий Программы.


Нельзя допустить и снижения объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства.


В случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут сократиться объемы создания лесных культур и ухудшение качества создаваемых лесов.


Недопустимо низкой (14%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с улучшенными наследственными свойствами. В странах Европы этот показатель составляет в среднем 20% по основным лесообразующим породам. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в республике составляет около трети общей площади их создания, что недопустимо мало.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»