ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 года N 86
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.09.2021 N 433.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года N 422 "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 14 апреля 2014 года N 143, от 4 августа 2014 года N 371, от 19 января 2015 года N 24), от 8 июня 2015 года N 331, от 23 ноября 2015 года N 659 (далее - Программа), изложив ее в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 года N 422
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 15 февраля 2016 года N 86)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Паспорт государственной программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия |
Соисполнитель Программы | - | Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия |
Подпрограммы Программы | - | "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"; "Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" |
Программно-целевые инструменты | - | отсутствуют |
Цель Программы | - | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов; удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции |
Задачи Программы | - | сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов; повышение эффективности управления лесами; повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, привлечение инвестиций в лесопромышленный сектор, развитие биоэнергетики и производства биотоплива |
Показатели (индикаторы) Программы | - | доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов; лесистость территории Республики Мордовия, процентов; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации и Республики Мордовия от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей на га; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, процентов |
Этапы и сроки реализации Программы | - | I этап - 2014 годы; II этап - 2015 - 2017 годы; III этап - 2018 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований Программы | - | общий прогнозный объем финансирования на реализацию Государственной Программы составляет - 5349773,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 387583,5 тыс. руб.; 2015 год - 1441107,1 тыс. руб.; 2016 год - 1376745,3 тыс. руб.; 2017 год - 1358520,4 тыс. руб.; 2018 год - 290954,1 тыс. руб.; 2019 год - 243983,9 тыс. руб.; 2020 год - 250879,1 тыс. руб.; в том числе: ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 1092667,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 133398,3 тыс. руб.; 2015 год - 146013,1 тыс. руб.; 2016 год - 170673,2 тыс. руб.; 2017 год - 150486,8 тыс. руб.; 2018 год - 193753,2 тыс. руб.; 2019 год - 146967,1 тыс. руб.; 2020 год - 151376,1 тыс. руб.; средств республиканского бюджета Республики Мордовия, 191504,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 14701,7 тыс. руб.; 2015 год - 59141,4 тыс. руб.; 2016 год - 14262,4 тыс. руб.; 2017 год - 13888,8 тыс. руб.; 2018 год - 31124,0 тыс. руб.; 2019 год - 29400,0 тыс. руб.; 2020 год - 30300,0 тыс. руб.; ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет собственных средств предприятий - 1177185,3 тыс. руб. в том числе по годам: 2014 год - 105621,5 тыс. руб.; 2015 год - 291532,6 тыс. руб.; 2016 год - 287399,7 тыс. руб.; 2017 год - 289734,8 тыс. руб.; 2018 год - 66076,9 тыс. руб.; 2019 год - 67616,8 тыс. руб.; 2020 год - 69203,0 тыс. руб.; ориентировочный прогнозируемый объем привлечения кредитов банков 2887102,0 тыс. руб. в том числе по годам: 2014 год - 133862,0 тыс. руб.; 2015 год - 944420,0 тыс. руб.; 2016 год - 904410,0 тыс. руб.; 2017 год - 904410,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | в результате реализации I этапа Программы предполагается: сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на 3 процента (достижение уровня 0,479 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда); повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 1,0 процент (достижение уровня 67,5 рублей в расчете на 1 гектар земель лесного фонда); увеличение объема заготовки древесины на 12,0 процентов (достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 47,1 процента). В результате реализации II этапа Программы предполагается: сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на 9,0 процентов (достижение уровня 0,435 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда); сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 26,6 процента; повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 3,0 процента (достижение уровня 73,7 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда); увеличение объема заготовки древесины на 15,0 процентов (достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 48,3 процента) В результате реализации III этапа Программы предполагается: сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на 9,0 процентов (достижение уровня 0,393 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда); сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 26,6 процента; повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 12,0 процентов (достижение уровня 80,6 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда); увеличение объема заготовки древесины на 18,0% (достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 49,8 процента); увеличение выручки от реализации лесопродукции в расчете на 1 кубометр заготовленной древесины в 3,9 раза; увеличение доли экспорта продукции лесопромышленного комплекса в стоимостном выражении в 4 раза; увеличение средней номинальной заработной платы в лесопромышленном комплексе к 2020 году в 2,7 раза; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности лесопромышленного комплекса более чем в 7 раз; увеличение доли лесопромышленного комплекса в ВРП республики в 1,8 раза |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2008 года N 248/482, государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318; государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 года N 997-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 года N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы", с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия" и во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 года N 380-Р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Мордовия", в соответствии с задачами, определенными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и посланиях Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.
Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Мордовия в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, развития лесоперерабатывающего комплекса при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов.
Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важными задачами.
Вместе с тем вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса Республики Мордовия приходится всего 0,8% общего объема произведенной промышленной продукции. На сегодняшний день осваивается не более 25% объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). Ежегодное накопление неиспользуемой низкотоварной древесины мягколиственных пород составляет более 500 тыс. куб. метров.
Принятие в 2006 году Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство, увеличились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе платежи в бюджеты всех уровней за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти.
В то же время это обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.
Лесное хозяйство Республики Мордовия, как впрочем и Российской Федерации, в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений.
Сегодня в лесном хозяйстве накопился ряд проблем, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться и будут препятствовать повышению эффективности лесного хозяйства, сохранению экологических функций лесных насаждений.
Интенсификация использования лесов и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Мордовия составляет 0,03 км на 1 тыс. гектаров лесных земель, тогда как в странах Западной Европы 10 - 45 километров. Согласно проведенным расчетам, для улучшения доступности лесного фонда в целях использования лесных ресурсов и повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов потребуется создание около 70 км лесных дорог (в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства).
В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. За последние три года происходило увеличение площади лесов, поврежденных различными неблагоприятными факторами, так, если в 2009 году таких лесов было 155 га, то в 2012 - уже 4943 га, в том числе за счет гибели от лесных пожаров - 4896 га, за счет гибели от вредных организмов - 47 га, ущерб от которых значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах к 2020 году может удвоиться и достичь 50 тыс. гектаров. Предотвращению такого сценария не способствует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативно-технической базы, а также должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения.
Остается проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства составляет около 25% от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось достичь оптимальной численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах, необходимого уровня технической оснащенности лесных инспекторов, что приведет к дальнейшему снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению числа случаев нарушения лесного законодательства и объемов нелегальных лесозаготовок.
Рост объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного), наметившийся в последние годы, необходимо не только сохранить, но и увеличить, обратив особое внимание на его качество.
Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является более чем 3-кратное снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка) снизились в 1,5 раза. Прогнозируется их дальнейшее уменьшение при инерционном сценарии реализации мероприятий Программы.
Нельзя допустить и снижения объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства.
В случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут сократиться объемы создания лесных культур и ухудшение качества создаваемых лесов.
Недопустимо низкой (14%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с улучшенными наследственными свойствами. В странах Европы этот показатель составляет в среднем 20% по основным лесообразующим породам. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в республике составляет около трети общей площади их создания, что недопустимо мало.
Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных (за редким исключением) в 60 - 70-х годах XX века. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий.
В настоящее время 30% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет.
Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти Республики Мордовия, лесопользователям и гражданам.
Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень производительности труда, что обусловлено невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.
Основными проблемами в лесопромышленном комплексе являются создание новых производств, обновление основных фондов, увеличение объемов производства, улучшение качества продукции, экологическая безопасность производства, внедрение передовых технологий, расширение использования низкосортной и лиственной древесины.
В настоящее время лесопромышленному комплексу республики не удалось преодолеть последствия экономического спада. Тем не менее, решение проблем, накопившихся за годы адаптации к рыночным экономическим отношениям, остается первоочередной задачей как самих предприятий лесного комплекса, так и Правительства Республики Мордовия.
В 2009 - 2013 годах в Республике Мордовия функционировала Республиканская целевая программа "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 года N 567 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009 - 2013 годы", однако ее основные задачи не были решены в полной мере. Одной из главных причин такого итога явилась общая неблагоприятная экономическая ситуация в стране, катастрофические лесные пожары 2010 года.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и этапов реализации Программы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы
Государственная программа базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.
Определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса:
создание современной системы воспроизводства и восстановления лесов;
улучшение породного состава лесных насаждений;
повышение эффективности государственного лесного и пожарного надзора в лесах, сокращение до полного исключения объема нелегальных рубок;
совершенствование системы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в условиях децентрализации лесоуправления на основе технического перевооружения лесопожарных служб, укрепления их материально-технической базы и кадрового обеспечения;
совершенствование системы назначения и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, использование инновационных средств защиты лесов от вредных организмов;
дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
развитие материально-технической базы лесного хозяйства;
укрепление кадрового обеспечения лесного хозяйства;
обеспечение точности учета лесных ресурсов;
развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение объемов переработки низкосортной древесины;
совершенствование структуры лесопромышленного производства, привлечение инвестиций за счет освоения выпуска прогрессивных видов продукции, оптимизация размещения лесопромышленного производства, формирование специализированных индустриальных зон по обработке древесины.
Таким образом, приоритеты государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения.
Успешная реализация Программы возможна только при активном участии всех органов государственной власти Республики Мордовия. Разработка Программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики и построения эффективной системы управления лесами, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
2.2. Цели и задачи Программы
С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области лесного хозяйства целью Программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при гарантированном сохранении их ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции.