ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 сентября 2018 года N 724-рп


О программе оздоровления государственных финансов Иркутской области на 2019 - 2024 годы

(с изменениями на 15 августа 2023 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Иркутской области от 28.06.2019 N 449-рп, от 08.06.2020 N 524-рп, от 13.01.2021 N 5-рп, от 30.12.2021 N 792-рп, от 15.08.2023 N 546-рп)




В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531, подпунктом "д" пункта 2 перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, являющегося приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1701, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:


1. Утвердить программу оздоровления государственных финансов Иркутской области на 2019 - 2024 годы (далее - программа) (прилагается).


(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 28.06.2019 N 449-рп)


2. Исполнительным органам государственной власти Иркутской области:


1) обеспечить реализацию мероприятий, установленных программой, и достижение значений их целевых показателей;


2) разработать и утвердить до 1 января 2019 года планы мероприятий, обеспечивающих достижение значений целевых показателей мероприятий, установленных программой.


3. Признать утратившими силу:


1) распоряжение Правительства Иркутской области от 29 марта 2017 года N 173-рп "Об утверждении программы оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы";


2) распоряжение Правительства Иркутской области от 2 октября 2017 года N 512-рп "О внесении изменения в строку 3.9 Перечня мероприятий на 2017 - 2019 годы";


3) распоряжение Правительства Иркутской области от 29 января 2018 года N 21-рп "О внесении изменения в абзац четырнадцатый пункта 4 программы оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы".



Первый заместитель Губернатора Иркутской области -
Председатель Правительства Иркутской области
Р.Н.БОЛОТОВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 28 сентября 2018 г. N 724-рп



ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 - 2024 ГОДЫ

(в ред. Распоряжений Правительства Иркутской области от 28.06.2019 N 449-рп, от 08.06.2020 N 524-рп, от 13.01.2021 N 5-рп, от 30.12.2021 N 792-рп, от 15.08.2023 N 546-рп)




Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Программа оздоровления государственных финансов Иркутской области на 2019 - 2024 годы (далее - Программа) направлена на создание условий для повышения устойчивости бюджетной системы Иркутской области, в которую входят консолидированный бюджет Иркутской области и бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, снижения уровня дотационности Иркутской области и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере развития собственной доходной базы Иркутской области, эффективного и экономного использования бюджетных средств, совершенствования управления долговыми обязательствами на период до 2024 года.


(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 28.06.2019 N 449-рп)



Глава 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Реализованные в последние годы решения, направленные на обеспечение оздоровления государственных финансов Иркутской области, в основном снизили риски неисполнения принятых бюджетных обязательств, способствовали созданию условий для долгосрочной устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Иркутской области.


Мероприятия по оздоровлению государственных финансов Иркутской области осуществлялись в рамках утвержденных Правительством Иркутской области планов, реализация которых была направлена на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга Иркутской области:


План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016 - 2017 годы Иркутской области (распоряжение Правительства Иркутской области от 13 февраля 2015 года N 82-рп);


План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Иркутской области на 2015 - 2017 годы (распоряжение Правительства Иркутской области от 10 июня 2015 года N 305-рп);


План первоочередных антикризисных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на территории Иркутской области в 2016 году (распоряжение Губернатора Иркутской области от 19 февраля 2016 года N 22-р);


План первоочередных антикризисных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на территории Иркутской области в 2017 году (распоряжение Губернатора Иркутской области от 17 марта 2017 года N 29-р);


программа оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы (распоряжение Правительства Иркутской области от 29 марта 2017 года N 173-рп);


долговая политика Иркутской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (распоряжение Правительства Иркутской области от 18 октября 2017 года N 563-рп).


Благодаря принятым Правительством Иркутской области мерам, участию в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Иркутской области исполнительной и законодательной ветвей государственной власти Иркутской области, улучшению общей экономической ситуации в Российской Федерации, доходная часть консолидированного бюджета Иркутской области с 2012 года возросла на 32 процента и составила в 2017 году 164,4 млрд. рублей. Это позволило обеспечить финансовыми ресурсами все приоритетные направления социально-экономического развития Иркутской области в бюджетной сфере, включая достижение показателей майских указов Президента Российской Федерации 2012 года. Расходная часть консолидированного бюджета Иркутской области в 2017 году составила 165,3 млрд. рублей, что на 40 процентов выше показателя 2012 года.


Динамика основных параметров консолидированного бюджета Иркутской области отражена на графике:



Динамика основных параметров консолидированного бюджета Иркутской области, млрд. рублей*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Ситуация с наполняемостью консолидированного бюджета Иркутской области собственными доходами схожа с общероссийскими тенденциями, имеет общие проблемы, выражающиеся в зависимости экономики от добывающего сектора экономики и внешних факторов (ситуации на мировых сырьевых рынках, санкций со стороны стран Запада и т.д.).


Анализ роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области к уровню прошлого года представлен на графике:



Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области к уровню прошлого года*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Случай "аномальной" динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Иркутской области наблюдался в 2016 году, когда его наполняемость более чем в два раза превысила средний по всем субъектам Российской Федерации темп роста.


Именно результаты работы с собственной налоговой базой, достигнутые по итогам этого периода, в том числе вследствие реализации Плана первоочередных антикризисных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на территории Иркутской области в 2016 году, утвержденного распоряжением Губернатора Иркутской области от 19 февраля 2016 года N 22-р, и усиления контроля со стороны Правительства Иркутской области за налоговой отдачей в лесной отрасли, наглядно демонстрируют наличие характерных только для региона точек дальнейшего роста и стали основанием для получения регионом в 2017 году из федерального бюджета "премии" в размере 714 млн. рублей (девятое по величине значение среди субъектов Российской Федерации) в виде дотации бюджетам за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала.


Экономика Иркутской области существенно ориентирована на добычу природных ресурсов и указанная сырьевая зависимость, в первую очередь за счет развития нефтедобывающей отрасли, только увеличивается.


Несмотря на стоящие задачи по диверсификации экономики, относиться к выдающемуся развитию нефтедобывающего сектора экономики, которого удалось добиться в последние годы в Иркутской области, как к чему-то негативному нельзя. Имеющиеся месторождения нефти являются конкурентным преимуществом региона, и для эффективного, в том числе с бюджетной точки зрения, их освоения необходимо приложить все возможные усилия. Одним из примеров такого усилия со стороны Правительства Иркутской области являются действующие в Иркутской области меры налогового стимулирования нефтедобывающего сектора.


В структуре доходов выделяются так называемые "корпоративные" налоги на доходы физических лиц, прибыль и имущество организаций, обеспечивающие более 3/4 поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области.


Структура налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области и их зависимость от "корпоративных" налогов представлена на гистограмме:



Структура налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области и их зависимость от "корпоративных" налогов, млн. рублей*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Правительством Иркутской области осуществляется постоянный мониторинг и информационное взаимодействие с 22 крупнейшими налогоплательщиками, представленными в регионе группами компаний, консолидированными группами налогоплательщиков, включающими в себя 87 отдельных юридических лиц. Зависимость налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области и его основных источников от обязательных платежей указанных крупнейших налогоплательщиков региона представлена на графиках ниже (не приводится) и достигает своего максимального значения - по налогу на прибыль организаций (75 процентов по итогам 2017 года), минимального - по налогу на доходы физических лиц (27 процентов по итогам 2017 года).


Несмотря на произошедший в 2017 году значительный (на 16 процентов) рост поступлений в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь связанный с принятием Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части ограничения 50 процентов убытков прошлых лет, возможных для переноса налогоплательщиком в целях сокращения налогооблагаемой прибыли, и Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в части увеличения с 1 января 2017 года предельных параметров (размер доходов и остаточной стоимости основных средств), позволяющих налогоплательщикам использовать упрощенную систему налогообложения, потенциал налоговой отдачи от указанной категории налогоплательщиков не реализуется в полном объеме. В первую очередь такой вывод связан с отсутствием до настоящего времени решения о переходе к налогообложению торгово-офисной недвижимости (отдельных объектов недвижимости, определенных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) исходя из кадастровой стоимости.


Скорейший переход к кадастровой стоимости может стать инструментом выполнения в Иркутской области поставленной Правительством Российской Федерации (в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов) задачи по "не повышению уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков, а по интенсификации мер по обелению экономики". Сегодня среди организаций - собственников более половины торгово-офисной недвижимости региона, использующих специальные налоговые режимы и в силу налогового законодательства освобожденных от необходимости уплаты налога на имущество организаций, распространено применение указанного налогового послабления, в том числе для ухода от налогообложения путем дробления бизнеса.


Высокими продолжают оставаться налоговые расходы областного бюджета, связанные с предоставлением региональных льгот. В частности, по налогу на прибыль организаций они составляли в 2017 году 3,7 млрд. рублей, что является седьмым по величине показателя значением среди субъектов Российской Федерации. При этом более показательным для характеристики налоговых расходов областного бюджета является не стоимостное выражение льгот, а их отношение к поступлениям налога на прибыль организаций за аналогичный период. В Иркутской области на каждые сто рублей налога на прибыль организаций в областной бюджет не поступило 6,7 рубля налога на прибыль организаций, что является шестым по величине показателя значением среди субъектов Российской Федерации и в 3,7 раза превышает средний по стране уровень (1,8 процента).

Региональные льготы по налогу на прибыль организаций в 2017 году, млн. рублей

% региональных льгот по налогу на прибыль организаций в поступлениях налога на прибыль организаций за 2017 год

Рисунок не приводится.

Рисунок не приводится.


Непосредственно налоговые и неналоговые доходы распределяются между областным и местными бюджетами в соотношении 80 на 20 процентов соответственно. С учетом предоставляемых межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам (за исключением целевых средств федерального бюджета) указанное соотношение составит уже 47 на 53 процента "не в пользу" областного бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»