РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 марта 2017 года N 173-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2017 - 2019 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 28 сентября 2018 года на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 28.09.2018 N 724-рп.
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 перечня подлежащих включению в соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации обязательств субъекта Российской Федерации, являющегося получателем указанной дотации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 1506, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить программу оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы (далее - программа) (прилагается).
2. Исполнительным органам государственной власти Иркутской области обеспечить реализацию мероприятий и достижение целевых показателей, установленных программой.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в срок до 1 июля 2017 года:
1) разработать и утвердить планы мероприятий по оптимизации расходов местных бюджетов на 2017 - 2019 годы;
2) установить запрет на увеличение численности муниципальных служащих.
Первый заместитель Губернатора
Иркутской области - Председатель
Правительства Иркутской области
А.С.БИТАРОВ
ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2017 - 2019 ГОДЫ
1. Текущее состояние областного бюджета.
Для достижения целевых показателей, установленных в целях реализации указов Президента Российской Федерации 2012 года, исполнения отдельных положений федерального законодательства, Правительством Иркутской области принимались решения, которые привели к росту расходных обязательств Иркутской области и, соответственно, увеличению дефицита областного бюджета и государственного долга Иркутской области.
Так, объем расходов областного бюджета на оплату труда с начислениями с 2012 года увеличился на 6,2 млрд. рублей (с 15,2 до 21,4 млрд. рублей). Рост платежей за неработающее население в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования с учетом требований Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" составил 11,4 млрд. рублей (с 4,2 млрд. рублей в 2012 году до 15,6 млрд. рублей в 2017 году). Значительные ресурсы были направлены на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, решение вопросов, связанных с созданием и обеспечением деятельности сети многофункциональных центров, строительством детских дошкольных учреждений.
Дисбаланс областного бюджета усугублялся и необходимостью соблюдения установленных при привлечении кредитных ресурсов из федерального бюджета ограничений по дефициту областного бюджета и государственному долгу Иркутской области.
Для обеспечения сбалансированности областного и местных бюджетов Правительством Иркутской области проводилась активная работа, в том числе направленная на повышение качества бюджетного планирования, приоритезацию и оптимизацию расходов бюджета.
Учитывая проблемы несбалансированности областного бюджета, в Иркутской области реализуется комплекс мер по оздоровлению государственных финансов Иркутской области, утвержденный распоряжением Правительства Иркутской области от 10 июня 2015 года N 305-рп "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Иркутской области на 2015 - 2017 годы".
Кроме того, отдельные мероприятия утверждаемого Губернатором Иркутской области Плана первоочередных антикризисных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на территории Иркутской области также направлены на обеспечение сбалансированности как областного, так и местных бюджетов.
Благодаря проводимой Правительством Иркутской области работе, в последние годы ситуация по обеспечению сбалансированности областного бюджета улучшилась:
стабилизировалось поступление доходов;
своевременно и в полном объеме обеспечиваются финансированием не только первоочередные расходы, но и иные расходы, предусмотренные законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
постепенно в областном бюджете увеличивается инвестиционная составляющая, направляемая на развитие социальной инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального комплекса.
Принимаемые меры по наращиванию собственного доходного потенциала позволили в 2016 году увеличить налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 22,7 млрд. рублей или на 27% по отношению к аналогичному показателю 2015 года.
Впервые с 2012 года областной бюджет исполнен с положительным результатом, войдя в число 27 субъектов Российской Федерации, исполнивших бюджет с профицитом. В 2016 году доходы областного бюджета превысили расходную часть на 2,1 млрд. рублей.
Иркутская область продолжает оставаться лидером среди субъектов Российской Федерации по темпу сокращения государственного долга, который по итогам 2016 года сохранен на экономически безопасном уровне (17,7% от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений) и на 1 января 2017 года составил 18,8 млрд. рублей.
Для концентрации бюджетных ресурсов на выполнении важнейших ключевых задач, поставленных перед Иркутской областью, при планировании областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов была проведена работа по определению приоритетных направлений финансирования расходов.
Прогнозная оценка поступления в 2017 году доходов в областной бюджет позволила предусмотреть не только первоочередные социально значимые расходы, но и расходы на капитальный ремонт, строительство, реконструкцию государственных (муниципальных) объектов социальной сферы.
Одновременно в областном бюджете, учитывая изменения бюджетного законодательства, предусмотрены дополнительные финансовые обязательства по обеспечению соответствующей доли расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, софинансируемых из федерального бюджета, тем самым снизив нагрузку на местные бюджеты.
Вместе с тем, финансовая нагрузка на областной бюджет остается значительной. Дефицит областного бюджета на 2017 год запланирован в размере 8,5%, что ведет к увеличению государственного долга Иркутской области по состоянию на 1 января 2018 года на 41% к показателю 2016 года.
В данной ситуации вопросы оптимизации расходов областного бюджета сохраняют свою актуальность и требуют разработки комплекса мер, который позволит в дальнейшем обеспечить финансированием действующие расходные обязательства Иркутской области и не допустить превышения установленных целевых показателей по размеру дефицита областного бюджета и уровню государственного долга Иркутской области.
2. Цель и задачи программы оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы (далее - Программа).
Целью Программы является оптимизация расходов и обеспечение сбалансированности областного бюджета в среднесрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи Программы:
обеспечить повышение эффективности и результативности используемых инструментов программно-целевого управления;
провести оптимизацию расходов областного бюджета;
обеспечить сокращение долговой нагрузки на областной бюджет.
Для решения указанных задач необходимо продолжить работу по оптимизации структуры и объема расходов областного бюджета (в том числе за счет перераспределения бюджетных ассигнований между отраслями, изыскания внутренних резервов, обеспечения эффективного использования бюджетных средств), по пересмотру состава и сроков реализации отдельных мероприятий государственных программ Иркутской области; состояния бюджетной сети; наличия имущества, не используемого для оказания услуг; численности работников бюджетной сферы, прежде всего административно-управленческого и вспомогательного персонала в учреждениях; объемов и качества оказываемых ими государственных услуг (выполняемых работ). При этом необходимо не допустить снижения количества и качества предоставляемых государственных услуг, поскольку расходная часть областного бюджета имеет социальную направленность.
Программа направлена на создание условий для результативного управления государственными финансами Иркутской области, эффективное использование бюджетных средств и обеспечение сбалансированности областного бюджета.
3. Основные направления реализации Программы и целевые индикаторы Программы.
Для достижения установленной цели Программы в течение 2017 - 2019 годов будет реализован ряд мероприятий. Перечень мероприятий Программы, сгруппированный по направлениям, соответствующим сформулированным выше задачам Программы, представлен в приложении к настоящей Программе.
Целевыми индикаторами достижения результатов реализации мероприятий Программы являются:
обеспечение дефицита областного бюджета на уровне не более 10% ежегодно;
сохранение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 5% общего объема расходов областного бюджета, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ежегодно;
сохранение объема государственного долга Иркутской области на уровне не более 50% к общему объему доходов областного бюджета, за исключением безвозмездных перечислений, ежегодно.
4. Механизм реализации Программы.
Разработчиком и координатором реализации Программы является министерство финансов Иркутской области (далее - координатор Программы). Ответственными исполнителями Программы являются исполнительные органы государственной власти Иркутской области (далее - ответственные исполнители Программы).
Координатор реализации Программы:
осуществляет координацию деятельности ответственных исполнителей по реализации мероприятий Программы;
определяет требования к содержанию отчетных документов по результатам исполнения;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
осуществляет в установленные сроки подготовку отчетов о результатах реализации Программы.
Ответственные исполнители Программы:
осуществляют планирование, организацию исполнения закрепленных за ними мероприятий Программы и контроль за их реализацией;
представляют координатору реализации Программы результаты реализации программных мероприятий;
несут ответственность за своевременную и качественную реализацию закрепленных за ними направлений и мероприятий Программы.
В целях анализа результатов реализации мероприятий Программы:
ответственные исполнители Программы предоставляют отчет о реализации мероприятий Программы по итогам года не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным;
координатор Программы предоставляет отчет о реализации Программы за год на рассмотрение Правительства Иркутской области не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Министр финансов Иркутской области
Н.В.БОЯРИНОВА
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017 - 2019 ГОДЫ
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель | Срок реализации | Бюджетный эффект, тыс. рублей | ||
2017 год | 2018 год | 2019 год | ||||
1. Повышение эффективности и результативности используемых инструментов программно-целевого управления | ||||||
1.1. | Подготовка предложений по оптимизации расходных обязательств Иркутской области в рамках реализации государственных программ Иркутской области на основании проведенной оценки их эффективности | министерство экономического развития Иркутской области | ежеквартально | - | - | - |
1.2. | Проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, являющихся главными администраторами доходов областного бюджета | министерство финансов Иркутской области | ежегодно до 1 мая | - | - | - |
1.3. | Проведение ежегодной оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах (городских округах) Иркутской области и направление муниципальным образованиям Иркутской области с низкой оценкой качества рекомендательных писем о приведении в надлежащее качество управление бюджетным процессом | министерство финансов Иркутской области | ежегодно до 1 июля | - | - | - |
1.4. | Совершенствование методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета | министерство финансов Иркутской области | ежегодно до 10 июля | - | - | - |
1.5. | Оптимизация и приоритезация расходов при формировании предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период не менее 1% от действующих расходных обязательств | министерство финансов Иркутской области; | ежегодно до 15 июля | 1 000 000,0 | 1 000 000,0 | 1 000 000,0 |
2. Повышение качества предоставления государственных услуг | ||||||
2.1. | Утверждение порядков определения нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ), и нормативных затрат на содержание имущества учреждений Иркутской области | исполнительные органы государственной власти Иркутской области, имеющие подведомственные государственные учреждения Иркутской области; | до 1 марта 2017 года | - | - | - |
2.2. | Обеспечение возврата бюджетными и автономными учреждениями Иркутской области субсидий в областной бюджет в объеме, соответствующем показателям государственного задания, которые не были достигнуты в отчетном финансовом году | исполнительные органы государственной власти Иркутской области, выступающие в качестве учредителя государственных бюджетных и (или) автономных учреждений Иркутской области | ежегодно до 1 июля | 7 259,6 | 5 514,8 | 2 757,4 |
2.3. | Проведение анализа стоимости государственных услуг в разрезе государственных учреждений Иркутской области | министерство финансов Иркутской области; | ежегодно до 1 октября | - | - | - |
3. Оптимизация расходов областного бюджета | ||||||
3.1. | Неустановление, начиная с 2017 года, расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации | исполнительные органы государственной власти Иркутской области | постоянно | - | - | - |
3.2. | Увеличение доли государственных и муниципальных услуг, оказываемых через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг | министерство экономического развития Иркутской области; | постоянно | - | - | - |
3.3. | Проведение анализа необходимости реорганизации подведомственных государственных учреждений Иркутской области, в том числе путем присоединения мелких учреждений к более крупным, и разработка плана по реорганизации учреждений | исполнительные органы государственной власти Иркутской области, имеющие подведомственные государственные учреждения Иркутской области | ежегодно до 1 октября | 11 442,9 | - | - |
3.4. | Проведение анализа доли административно-управленческого персонала в государственных учреждениях Иркутской области | исполнительные органы государственной власти Иркутской области, имеющие подведомственные государственные учреждения Иркутской области | ежегодно до 1 октября | - | - | - |
3.5. | Оптимизация организационной структуры и штатного расписания в государственных учреждениях Иркутской области | исполнительные органы государственной власти Иркутской области, имеющие подведомственные государственные учреждения Иркутской области | ежегодно до 1 января | - | - | - |
3.6. | Осуществление контроля за уровнем оплаты труда руководителей государственных учреждениях Иркутской области в целях соблюдения установленного соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников | исполнительные органы государственной власти Иркутской области, имеющие подведомственные государственные учреждения Иркутской области | постоянно | - | - | - |
3.7. | Непревышение значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения с учетом прогноза среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Иркутской области | министерство образования Иркутской области; | в течение года | - | - | - |
3.8. | Соблюдение показателей оптимизации численности работников отдельных категорий бюджетной сферы в соответствии с утвержденными региональными "дорожными картами" и соглашениями, заключенными между федеральными исполнительными органами государственной власти и Правительством Иркутской области об обеспечении достижения целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений, определенных "дорожными картами" <*> | министерство образования Иркутской области; | в течение года | 914 500,0 | 898 600,0 | - |
3.9. | Обеспечение софинансирования с 2018 года расходов по заработной плате технического и вспомогательного персонала, административно-управленческого персонала муниципальных дошкольных и образовательных организаций за счет средств областного бюджета (введение условия предоставления данной субсидии - создание в муниципальных образованиях Иркутской области централизованных бухгалтерий в сфере образования) | министерство образования Иркутской области | 1 сентября 2017 года | - | - | - |
3.10. | Проработка вопроса создания единого регионального центра обслуживания для централизации функций ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, расчета и начисления заработной платы (денежного содержания) в исполнительных органах государственной власти и государственных учреждениях Иркутской области | министерство финансов Иркутской области; | до 1 мая 2017 года | - | - | - |
3.11. | Направление на заключение в Министерство финансов Российской Федерации проектов законов Иркутской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области (проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в указанные акты), направленные на увеличение расходов на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, осуществляемых за счет средств областного бюджета до их принятия (утверждения) | исполнительные органы государственной власти Иркутской области | в течение года | - | - | - |
3.12. | Оптимизация расходов на страховые взносы на неработающее население за счет проведения работы по актуализации сведений о численности неработающего населения, исключив из учета численности неработающих граждан трудоспособного возраста, не состоящих на учете в учреждениях сферы занятости населения, не являющихся инвалидами и т.д., а также осужденных, не являющихся жителями Иркутской области, военнослужащих, жителей других регионов, вышедших в отставку и получившие полис ОМС на территории Иркутской области и др. | министерство здравоохранения Иркутской области; | до 1 августа 2017 года | - | - | - |
3.13. | Внесение изменений в действующие нормативные правовые акты (законодательные акты) в части введения дополнительных условий и критериев при назначении мер социальной поддержки, а также мер административного характера для определения права на предоставление социальной поддержки граждан (периодичность подтверждения права на льготу, подтверждающие документы) | министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области | до 1 октября 2017 года | - | - | - |
3.14. | Уточнение механизма индексации социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан региональным законодательством, с постепенным переходом на предоставление помощи по критерию нуждаемости | министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области | до 1 октября 2017 года | - | - | - |
3.15. | Исключение из числа получателей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг членов семей - носителей льгот, оставление только нетрудоспособных иждивенцев (детей, детей-инвалидов, инвалидов с детства) совместно с ним проживающих и находящихся на его полном содержании | министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области | до 1 октября 2017 года | - | - | - |
3.16. | Проведение анализа эффективности использования имущества и разработка плана по реализации неиспользуемого имущества | министерство имущественных отношений Иркутской области; | до 1 октября 2017 года, далее ежегодно до 1 апреля | - | - | - |
3.17. | Разработка и подготовка к утверждению проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок учета и использования государственными заказчиками экономии бюджетных средств, полученной по итогам осуществления государственных закупок | министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области | до 1 октября 2017 года | - | - | - |
3.18. | Внесение изменений в нормативные правовые акты в части расширения перечня товаров, работ и услуг, закупки которых для обеспечения государственных нужд Иркутской области осуществляются путем проведения совместных конкурсов или аукционов среди субъектов малого предпринимательства, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает двадцать миллионов рублей | министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области | до 1 октября 2017 года | - | - | - |
3.19. | Обеспечение опытной эксплуатации и развития функционала "Электронный магазин" в целях осуществления "малых" закупок с участием субъектов малого предпринимательства, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает ста тысяч рублей | министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области; | в течение года | - | - | - |
3.20. | Подтверждение потребности в остатках неиспользованных средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области в виде субсидий на иные цели (возврат в областной бюджет неподтвержденных остатков) | министерство финансов Иркутской области; | ежегодно до 1 марта | 10 438,6 | - | - |
3.21. | Увеличение объема расходов за счет средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности бюджетными и автономными учреждениями Иркутской области, с целью их направления на повышение качества предоставляемых государственных услуг и развитие учреждений | исполнительные органы государственной власти Иркутской области, выступающие в качестве учредителя государственных бюджетных и (или) автономных учреждений Иркутской области | постоянно | - | - | - |
3.22. | Утверждение порядка формирования структуры исполнительного органа государственной власти Иркутской области (с учетом нормативов численности) | аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области | до 1 ноября 2017 года | - | - | - |
3.23. | Контроль за соблюдением распоряжения Губернатора Иркутской области от 4 октября 2016 года N 129-р "О штатной численности государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Иркутской области" | аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области; | постоянно | - | - | - |
3.24. | Проведение работы по реорганизации (укрупнению) городских и сельских поселений с численностью населения менее 500 человек | аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области | в течение года | - | - | - |
3.25. | Проведение оценки эффективности предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области | министерство сельского хозяйства Иркутской области; | ежегодно | - | - | - |
4. Сокращение долговой нагрузки на областной бюджет | ||||||
4.1. | Заключение с Управлением Федерального казначейства по Иркутской области договора на предоставление бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации | министерство финансов Иркутской области | ежегодно до 1 марта | - | - | - |
4.2. | Использование остатков средств автономных и бюджетных учреждений Иркутской области, а также средств, находящихся во временном распоряжении, в целях поддержания ликвидности счета областного бюджета | министерство финансов Иркутской области | в течение текущего финансового года | - | - | - |
4.3. | Взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе на замещение долговых обязательств Иркутской области по коммерческим заимствованиям | министерство финансов Иркутской области | ежегодно | - | - | - |
4.4. | Организация конкурентных закупок на право заключения государственных контрактов по оказанию финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования дефицита областного бюджета | министерство финансов Иркутской области; | ежегодно | - | - | - |
4.5. | Взаимодействие с кредитными организациями по вопросам снижения стоимости привлеченных кредитных ресурсов в случаях соответствующих изменений на рынке капитала | министерство финансов Иркутской области | ежегодно | - | - | - |
________________
<*> С учетом экономии средств местных бюджетов Иркутской области, полученной в результате оптимизации сети муниципальных учреждений.
Министр финансов Иркутской области
Н.В.БОЯРИНОВА