ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2017 года N 1701
О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации
(с изменениями на 27 декабря 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 1689 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2018, N 0001201812290042).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Установить, что соглашение, которое предусматривает меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, заключаемое в 2018 году Министерством финансов Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (далее - соглашение), подписывается в следующем порядке:
соглашение подписывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (далее - дотация) в 2018 году, и представляется в Министерство финансов Российской Федерации до 1 февраля 2018 г.;
соглашение подписывается Министерством финансов Российской Федерации не позднее 15 февраля 2018 г.
2. Соглашение не заключается в случае направления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) до 10 января 2018 г. в Министерство финансов Российской Федерации официального отказа от получения в 2018 году дотации.
3. Установить, что соглашение должно предусматривать:
обязательства субъекта Российской Федерации, получающего дотацию, по перечню согласно приложению;
обязательства Министерства финансов Российской Федерации рассматривать документы, представляемые высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию, касающиеся обязательств субъекта Российской Федерации, возникших из соглашения, и готовить заключения на эти документы.
4. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию, направлять в Министерство финансов Российской Федерации ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с апреля 2018 г. отчет об исполнении обязательств субъекта Российской Федерации, предусмотренных приложением к настоящему постановлению.
5. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять ежеквартально мониторинг исполнения субъектом Российской Федерации, в бюджете которого доля дотации из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, обязательств, предусмотренных пунктом 3 приложения к настоящему постановлению.
6. Установить в качестве мер ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации - получателем дотации обязательств, предусмотренных:
а) подпунктом "г" пункта 1 приложения к настоящему постановлению:
для субъектов Российской Федерации - получателей дотаций в 2019 году, у которых в течение 2 последних отчетных финансовых лет прогнозные показатели налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации превышают показатели фактического исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по итогам отчетного финансового года более чем на 10 процентов, - сокращение объема дотации на 2019 год, осуществляемое путем внесения изменений в распределение дотаций, утвержденное Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в размере 1,25 процента размера дотации, предусмотренной на 2019 год, но не более 1,25 процента налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по данным годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за 2018 год;
для субъектов Российской Федерации - получателей дотаций в 2019 году, за исключением указанных в абзаце втором настоящего подпункта, - применение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанного обязательства;
б) подпунктом "д" пункта 1 и подпунктом "ж" пункта 2 приложения к настоящему постановлению, - применение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанных обязательств;
в) пунктом 3 приложения к настоящему постановлению, - осуществляемые по решению Министерства финансов Российской Федерации в установленном им порядке приостановление (сокращение) в 2018 году предоставления дотации, предусмотренной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", а также сокращение объема дотации на 2019 год, осуществляемое путем внесения изменений в распределение дотаций, утвержденное Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", по итогам исполнения обязательств за 2018 год.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 1689. - См. предыдущую редакцию)
7. Установить, что субъект Российской Федерации, получающий дотацию:
освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, в случае прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), подписавшего это соглашение, и избрания (назначения) в 2018 году другого лица высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 1689. - См. предыдущую редакцию)
освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 1 и подпунктом "ж" пункта 2 приложения к настоящему постановлению, в случае возникновения в 2018 году обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных ситуаций федерального характера), препятствующих выполнению субъектом Российской Федерации таких обязательств.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 1689. - См. предыдущую редакцию)
8. В случае непредставления в Министерство финансов Российской Федерации до 1 февраля 2018 г. высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), получающего дотацию, соглашения, подписанного указанным должностным лицом, при формировании федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов размер дотации на 2019 год сокращается на 10 процентов размера дотации, предусмотренной на 2018 год, а в отношении субъекта Российской Федерации, в бюджете которого доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации также приостанавливает предоставление в 2018 году дотации, предусмотренной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", до даты подписания соглашения.
9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Перечень обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации
1. Обязательства по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности субъекта Российской Федерации и увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривающие:
а) проведение до 1 августа 2018 г. оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации;
б) представление до 15 августа 2018 г. в Министерство финансов Российской Федерации результатов оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;
в) внесение по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 15 сентября 2018 г. изменений в план по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) либо утверждение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации такого плана в случае, если субъект Российской Федерации не являлся получателем дотации в 2017 году;
г) обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по итогам исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за 2018 год по сравнению с 2017 годом (в процентах);
д) обеспечение достижения следующих показателей экономического развития субъекта Российской Федерации:
увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2018 году по сравнению с 2017 годом (в процентах);
увеличение доли среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения в 2018 году по сравнению с 2017 годом (в процентах);
снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в 2018 году по сравнению с 2017 годом (в процентах);
е) направление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Министерство финансов Российской Федерации на заключение (в случае если по состоянию на 1 января 2018 г. доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составляет более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год либо если в бюджете субъекта Российской Федерации доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - на согласование):
основных параметров проекта бюджета субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (доходы по видам доходов; расходы по разделам, подразделам, видам расходов; дефицит или профицит, источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации по видам источников) с учетом плана по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), отмены установленных субъектом Российской Федерации расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, программы оздоровления государственных финансов субъекта Российской Федерации в 2018-2019 годах после одобрения указанных основных параметров проекта бюджета субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и до внесения указанного проекта в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также программы государственных заимствований и основных направлений долговой политики субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов;
проектов законов субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов после одобрения их высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и до внесения указанных проектов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и проектов актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о внесении изменений в основные направления долговой политики субъекта Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
проектов законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в указанные акты), направленных на установление (увеличение расходов на выполнение) публичных нормативных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, до их принятия (утверждения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Обязательства по осуществлению мер, направленных на бюджетную консолидацию, предусматривающие:
а) исполнение принятых субъектом Российской Федерации обязательств по достижению целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации;
б) неустановление с 2018 года новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) утверждение по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 1 апреля 2018 г. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана по отмене с 1 января 2019 г. установленных субъектом Российской Федерации расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и обеспечение вступления в силу законов субъекта Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направленных на реализацию указанного плана, до 31 декабря 2018 г., если субъект Российской Федерации не являлся получателем дотации в 2017 году;
г) непревышение субъектом Российской Федерации действующих расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочий, осуществляемых в соответствии со статьей 26_3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также полномочий, установленных нормативными актами субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации, в ходе их исполнения, над расчетным объемом расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с исполнением указанных полномочий, по итогам инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за 2016 год, определенным в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";
д) утверждение по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 1 октября 2018 г. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по росту доходного потенциала субъекта Российской Федерации и (или) по оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации, позволяющих обеспечить с 2020 года финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств субъекта Российской Федерации без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а при невозможности достижения указанной цели - сокращение к 2020 году расходов бюджета субъекта Российской Федерации до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (в сопоставимых условиях);
е) актуализацию основных направлений долговой политики субъекта Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и утверждение основных направлений долговой политики субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов с учетом мероприятий, обеспечивающих выполнение условий соглашений по реструктуризации бюджетных кредитов;
ж) соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Обязательства субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаемые в дополнение к обязательствам, установленным пунктами 1 и 2 настоящего перечня:
а) обязательства по соблюдению требований бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающие в том числе:
соблюдение требований к предельному объему заимствований субъекта Российской Федерации, установленных статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
обеспечение вступления в силу с начала 2018 года закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
неснижение в 2018 году критериев выравнивания для соответствующих типов муниципальных образований, в соответствии с которыми определяются объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности соответствующих муниципальных образований, по сравнению со значением критериев, установленных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
б) обязательства по осуществлению мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, предусматривающие:
отсутствие по состоянию на 1-е число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской в части расходов на оплату труда, уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам, а также обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, выплаты на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
обеспечение фактического уровня возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг в субъекте Российской Федерации, определенного на основании данных, представляемых по форме федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", за 2018 год по сравнению с 2017 годом (в процентах);
обеспечение неувеличения общей численности работников органов государственной власти и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также направления на согласование в Министерство финансов Российской Федерации проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации об увеличении численности работников органов государственной власти и (или) государственных учреждений субъекта Российской Федерации до их принятия в случае необходимости увеличения численности работников органов государственной власти, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации и новые полномочия субъекта Российской Федерации, возникшие в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также увеличения численности работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в результате ввода в эксплуатацию объектов, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, либо в результате передачи указанных объектов из федеральной или муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации;