ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2017 года N 1531
О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам
(с изменениями на 26 сентября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года N 385 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2018, N 0001201804030021) (распространяется на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2017 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 года N 782 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.07.2018, N 0001201807060009) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1718 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2018, N 0001201812310054) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1718);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2019 года N 788 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2019, N 0001201906250024) (распространяется на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2017 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1943 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2020, N 0001202001040031) (вступило в силу c 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 619 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.05.2020, N 0001202005060006) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2191 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2020, N 0001202012230017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 года N 774 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.05.2021, N 0001202105270003);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 года N 1130 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.07.2021, N 0001202107090069);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2021 года N 1351 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.08.2021, N 0001202108180024) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 года N 1629 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2021, N 0001202109300046);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2022 года N 230 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.02.2022, N 0001202202260005) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года N 400 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.03.2022, N 0001202203220030) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2022 года N 624 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.04.2022, N 0001202204120016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 1662 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.09.2022, N 0001202209220022) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 1662);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.12.2022, N 0001202212130050) (вступило в силу с 1 января 2023 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 623 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.04.2023, N 0001202304210025);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2023 года N 1893 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.11.2023, N 0001202311130016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2024 года N 1307 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.09.2024, № 0001202409270022).
____________________________________________________________________
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
2. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить до 31 декабря 2017 г. заключение с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов и осуществлять контроль за их исполнением в соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Правила проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам
(с изменениями на 26 сентября 2024 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации условий реструктуризации и обязательств, включенных в дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов (далее соответственно - задолженность по бюджетным кредитам, реструктуризация, меры ответственности).
2. Реструктуризации подлежит задолженность по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, срок погашения которых наступает в 2018-2019 и 2021-2022 годах.
3. Решение о проведении реструктуризации принимается Министерством финансов Российской Федерации.
4. Реструктуризация оформляется дополнительными соглашениями к действующим соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в целях погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и кредитам, полученным субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации и предусматривающими в том числе изменение графика погашения задолженности по бюджетным кредитам и меры ответственности (далее соответственно - действующее соглашение, дополнительное соглашение, должник). Задолженность по бюджетным кредитам признается реструктурированной с даты подписания обеими сторонами дополнительного соглашения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 623. - См. предыдущую редакцию)
Дополнительные соглашения заключаются в соответствии с формой, определяемой Министерством финансов Российской Федерации и содержащей установленные настоящими Правилами требования и обязательства должника.
5. Реструктуризация проводится на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации), которое должно содержать обоснование необходимости проведения реструктуризации, сумму задолженности по бюджетным кредитам, которую предполагается реструктурировать, с указанием в отношении каждого бюджетного кредита основного долга, процентов, неустойки, а также информацию о сроках погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, об объеме и о структуре государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января текущего года, его прогнозе на 1 января 2018 г., на 1 января 2019 г., на 1 января 2020 г., на 1 января 2021 г., на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 623. - См. предыдущую редакцию)
Заявление о реструктуризации представляется в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 20 декабря 2017 г. с приложением выписки из долговой книги субъекта Российской Федерации на 1 декабря 2017 г., а также подписанного должником дополнительного соглашения.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации), руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в документах, указанных в настоящем пункте.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 623. - См. предыдущую редакцию)
6. Министерство финансов Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, подписывает дополнительное соглашение в случае его соответствия установленным настоящими Правилами требованиям либо возвращает указанные документы заявителю в случае несоответствия дополнительного соглашения таким требованиям с указанием причины возврата.
В случае возврата указанных документов доработанные в части устранения причин возврата документы могут быть повторно представлены высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) для заключения дополнительного соглашения не позднее 3 рабочих дней с даты их возврата.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 623. - См. предыдущую редакцию)
7. Подлежащая реструктуризации задолженность по бюджетным кредитам консолидируется:
а) по основному долгу и процентам, начисленным за фактический срок пользования бюджетными кредитами на дату реструктуризации (далее - проценты по кредиту);
б) по неустойке, начисленной за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов по кредиту (далее - неустойка).
8. Реструктуризация проводится путем предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту на период с 2018 по 2024 год включительно со следующими сроками погашения: в 2018-2019 годах в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно, в 2020 году в размере 10 процентов суммы задолженности, в 2021-2024 годах равными долями по 20 процентов суммы задолженности ежегодно - с возможностью ее досрочного погашения.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" в 2022 году реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам не подлежит погашению, подлежащая погашению в 2022 году задолженность погашается в 2025 году.
(Абзац дополнительно включен с 30 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 1662)
Средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в 2022 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, подлежат направлению в 2022 году на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
(Абзац дополнительно включен с 30 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 1662)
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в 2024 году не подлежит погашению две трети задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам исходя из действующих на 1 марта 2024 г. графиков погашения задолженности по указанным бюджетным кредитам, за исключением задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения. Указанная задолженность списывается в 2025 году в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
(Абзац дополнительно включен с 5 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2024 года N 1307)
Погашение должником реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам осуществляется ежегодно, не позднее 1 декабря.
9. За пользование средствами федерального бюджета взимается плата в размере 0,1 процента годовых, начисляемых с 1 января 2018 г. на остаток реструктурированной задолженности по основному долгу и процентам по кредиту (далее - проценты за рассрочку).
Уплата процентов за рассрочку осуществляется должником ежегодно, не позднее 1 декабря.
10. В случае нарушения должником графика погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку, а также неисполнения должником обязательств по досрочному погашению в срок до 1 июля текущего года задолженности в связи с нарушением предельных значений дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и объема государственного долга субъекта Российской Федерации, в том числе по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - общий объем долговых обязательств по рыночным заимствованиям), должник уплачивает пени в размере 1/300 ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату наступления сроков исполнения обязательств, от общего объема реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам за каждый день просрочки исполнения обязательства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 года N 782, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1718; в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 623. - См. предыдущую редакцию)
В случае если по истечении 14 рабочих дней со дня наступления срока, установленного графиком погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку, должником не осуществлены погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплата процентов за рассрочку, непогашенная реструктурированная задолженность по основному долгу и процентам по кредиту, а также начисленные проценты за рассрочку, предусмотренные соответствующим графиком на конкретную дату, подлежат досрочному единовременному погашению должником. Одновременно подлежат уплате пени за указанный период.
(Абзац дополнительно включен с 14 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 года N 782, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года)
Абзац дополнительно включен с 14 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 года N 782, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года; утратил силу с 29 апреля 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 623. - См. предыдущую редакцию.
Абзац дополнительно включен с 26 августа 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2021 года N 1351, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года; утратил силу с 29 апреля 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2023 года N 623. - См. предыдущую редакцию.
При неисполнении должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 11 настоящих Правил, должник погашает реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам и проценты за рассрочку согласно графикам погашения задолженности в текущем финансовом году в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также досрочно погашает задолженность в объеме превышения предельных значений дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и объема государственного долга субъекта Российской Федерации, в том числе общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям, установленных настоящими Правилами и дополнительным соглашением, но не более 5 процентов общего объема реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в срок до 1 июля текущего года (далее - досрочное погашение должником задолженности по бюджетным кредитам за неисполнение предельных значений).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1718, распространяется на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2017 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1943. - См. предыдущую редакцию)
При неисполнении должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных подпунктами "а"-"в" пункта 12_1 настоящих Правил, должник погашает реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам и проценты за рассрочку согласно графикам погашения задолженности в текущем финансовом году в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, а также досрочно погашает задолженность в объеме превышения предельных значений, установленных настоящими Правилами и дополнительным соглашением, но не более 5 процентов общего объема реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, в срок до 1 июля текущего года.
(Абзац дополнительно включен с 14 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 619, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
При неисполнении должником обязательств по итогам 2020-2024 годов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 12_1 настоящих Правил, должник погашает реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам и проценты за рассрочку согласно графикам погашения задолженности в текущем финансовом году, а также досрочно, в срок до 1 июля текущего года, погашает задолженность, рассчитанную как разница между объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, и объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определенным в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящих Правил, в отчетном году.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1943; в редакции, введенной в действие с 14 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 619, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2191, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию)
Должник освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 11 и подпунктами "а"-"в" пункта 12_1 настоящих Правил, в случае:
(Абзац дополнительно включен с 31 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1718, распространяется на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2017 года; в редакции, введенной в действие с 14 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 619, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию)
прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и избрания (назначения) другого лица высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации до даты досрочного погашения должником задолженности по бюджетным кредитам за неисполнение предельных значений (в срок до 1 июля) или до принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о применении мер бюджетного принуждения в связи с необеспечением досрочного погашения должником задолженности по бюджетным кредитам за неисполнение предельных значений (применяется единожды в течение срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при условии, что данное лицо не принимало обязательств, указанных в абзаце седьмом настоящего пункта);
(Абзац дополнительно включен с 31 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1718, распространяется на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2017 года; в редакции, введенной в действие с 14 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 619, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 года N 2272. - См. предыдущую редакцию)
если невыполнение обязательств допущено вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных ситуаций федерального характера), препятствующих выполнению должником обязательств;
(Абзац дополнительно включен с 31 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1718, распространяется на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2017 года)
если возможность такого освобождения предусмотрена федеральным законом.
(Абзац дополнительно включен с 14 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 619, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
При оценке исполнения должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных подпунктом "в" пункта 11 и подпунктом "б" пункта 12_1 настоящих Правил, объем государственного долга субъекта Российской Федерации может превысить установленный дополнительным соглашением показатель на сумму снижения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и (или) на сумму дополнительных расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в части финансового обеспечения осуществления полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые обусловлены принятием после 1 января 2017 г. нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, за исключением нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.