Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2011 года N 374-п

Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Семья и дети» на 2012-2015 годы

(с изменениями на 15 сентября 2014 года)

__________________________
- Утратило силу с 01.01.2015 -
- постановление Правительства области
 от 24.11.2014 N 463-п

_________________________

______________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 22.11.2011 N 497-п;

постановлением Правительства области от 06.08.2012 N 369-п;

постановлением Правительства области от 01.02.2013 N 38-п;

постановлением Правительства области от 14.10.2013 N 428-п;

постановлением Правительства области от 14.04.2014 N 138-п;

постановлением Правительства области от 15.09.2014 N 354-п

______________________________________


В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации», в целях повышения качества жизни семей с детьми  путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 06.08.2012 N 369-п, - см. предыдущую редакцию)

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Семья и дети» на 2012-2015 годы (далее - программа).

2. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.):

1) обеспечить координацию выполнения мероприятий программы;

2) при подготовке предложений о внесении изменений в  Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотреть бюджетные ассигнования на 2012 и 2013 годы на реализацию мероприятий программы.

3.  Контроль за исполнением постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 15.09.2014 N 354-п, - см. предыдущую редакцию)

 Губернатор области
     В.А.Юрченко




УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Новосибирской области
от 29.08.2011 N 374-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 15.09.2014 N 354-п
, -
см. предыдущую редакцию)

     

Долгосрочная целевая программа
«Семья и дети» на 2012-2015 годы


I. Паспорт программы

(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 15.09.2014 N 354-п
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа «Семья и дети» на 2012-2015 годы (далее -  программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы

 Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 N 283-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы»

Основные разработчики программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

управление по делам молодежи Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы

Министерство социального развития Новосибирской области (государственный заказчик-координатор);

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Руководитель программы

Министр социального развития Новосибирской области Пыхтин С.И.

Исполнители основных мероприятий программы





Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области;

государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству социального развития Новосибирской области;

государственные бюджетные и автономные образовательные учреждения Новосибирской области;

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Цель и задачи программы

Цель: повышение качества жизни семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.

Задача 1. Укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей.

Задача 2. Развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Задача 3. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности.

Задача 4. Повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей, развитие семейных форм отдыха, детского туризма.

Задача 5. Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, создание эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ( «Чужих детей не бывает»).

Задача 6. Улучшение качества здоровья детей. Обеспечение безопасного материнства.

Задача 7. Кадровое и информационное обеспечение реализации программы, информирование населения об услугах, предоставляемых детям и семьям с детьми

Сроки (этапы) реализации программы

2012-2015 годы (этапы не выделяются)

Объемы финансирования
(с расшифровкой
по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы)

тыс. рублей

Исполнители и источник финансирования

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

Итого

Министерство социального развития Новосибирской области

575851,3

1102999,6

1053543,35

1036446,0

3768840,25

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

29677,0

4024,0

2489,5

0,0

36190,5

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Министерство культуры Новосибирской области

1980,0

1710,0

0,0

0,0

3690,0

Министерство здравоохранения Новосибирской области

8158,3

17294,6

9211,335

6023,0

40687,235

Министерство региональной политики Новосибирской области

2495,3

2495,3

695,3

2495,3

8181,2

Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

1029,5

1100,0

26,0

500,0

2655,5

Итого областной бюджет Новосибирской области

619191,4

1129623,5

1065965,485

1045464,3

3860244,685

в том числе межбюджетные трансферты

167548,0

658215,6

622330,35

583907,6

2032001,549

федеральный бюджет*

71729,1

202249,6

229893,0

125891,0

629762,7

в том числе межбюджетные трансферты

0,0

130517,6

161741,3

125891,0

418149,9

местный бюджет*

12780,0

12780,0

12780,0

12780,0

51120,0

внебюджетные средства*

470,0

12268,53

14962,87

13397,66

41099,06

в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

0,0

11448,53

14442,87

12877,66

38769,06

Всего

704170,5

1356921,63

1323601,355

1197532,96

4582226,445

*Прогнозные объемы

Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в количественно измеримых показателях









































Важнейшие целевые индикаторы:

доля детей, рожденных в браке, в общей численности рожденных детей;

численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области;

удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях (право на обеспечение жилыми помещениями у которых уже возникло и не реализовано);

доля несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступление;

число специалистов, работающих с семьей и детьми, получивших удостоверение о повышении квалификации.

Основным результатом реализации программы станет повышение качества жизни детей и семей с детьми.

В результате реализации программы к 2015 году планируется в сравнении с 2010 годом:

увеличение доли детей, рожденных в браке, в общей численности рожденных детей на 2,9%;

увеличение удельного веса семей с детьми, получивших государственную поддержку в связи с воспитанием ребенка, в общей численности семей с детьми в 6,4 раза;

увеличение доли учеников, принимающих участие в мероприятиях областного, межрегионального, всероссийского, международного уровней различной направленности, от общего числа обучающихся в Новосибирской области на 18% к концу 2012 года;

увеличение доли обучающихся общеобразовательных учреждений, занятых внеурочной деятельностью, на 2% к концу 2012 года;

увеличение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных в различных областях интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня (в рамках настоящей программы), на 17,8%;

увеличение численности детей в возрасте 6-15 лет, ежегодно охваченных мероприятиями спортивной направленности в рамках программы, на 2 тысячи человек к концу 2013 года;

увеличение доли оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей в возрасте 7-17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, с 51,9% до 52,02%;

увеличение доли детей, ежегодно отдохнувших в оздоровительных учреждениях различных типов, в общей численности детей Новосибирской области в возрасте 7_17 лет, с 33,2% до 33,5%;

снижение доли семей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, на3,5%;

снижение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, на 5,4 %;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях (право на обеспечение жилыми помещениями у которых уже возникло и не реализовано), на 20%;

увеличение численности выпускников, получивших государственную поддержку в рамках постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 73%;

увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 7,2%;

увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, от общего количества детей-инвалидов на 12%;

увеличение числа родителей, повысивших родительскую компетентность по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в 2,2 раза;

снижение доли несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступление, на 5,2%;

снижение общей заболеваемости детей Новосибирской области с психическими заболеваниями на 10000 детского населения до 410 человек к концу 2013 года;

увеличение доли беременных женщин, охваченных биохимическим скринингом, от общего количества беременных женщин Новосибирской области, на 10% к концу 2013 года;

увеличение числа специалистов, работающих с семьей и детьми, ежегодно получающих удостоверение о повышении квалификации, на 20%

Электронный адрес размещения программы в сети Интернет

http://msr.nso.ru/Documentation/program/Pages/dcp001.aspx

http://www.semya.nso.ru/Programma/Pages/default.aspx

     


II. Обоснование необходимости разработки программы


Краткий анализ текущего состояния сферы действия программы

Объектом долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы являются различные категории детей и семей с детьми.

Основным механизмом реализации программы является система мер, направленных на сохранение у населения Новосибирской области семейных ценностей, формирование ответственного деторождения и компетентного родительства, обеспечение дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры, создание условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей и подростков.

Сфера действия программы - социальная.

направлена на повышение эффективности взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и общественных организаций при организации деятельности по улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет укрепления института семьи и создания условий для сохранения и развития физического и нравственного здоровья детей.

Для целей настоящей программы используются следующие термины и понятия:

Социальное сиротство - общественное явление, характеризующееся появлением детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения родителей родительских прав.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья группы риска - малообеспеченные семьи, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами или с родителями-инвалидами, то есть семьи, которые при наличии определенных факторов, могут в первую очередь оказаться в социально опасном положении.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Ранняя помощь - технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения в развитии в возрасте от рождения до четырех лет, и их семьям (людям, замещающим их родителей), которая выражается в проведении мероприятий по функциональной реабилитации и сохранению психического здоровья младенцев и детей раннего возраста.

Родительская компетентность - способность родителей эффективно взаимодействовать с ребенком в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния ребенка, выбирать адекватные способы обращения с ребенком и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Деинституциализация - сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, за счет развития различных семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Постинтернатное сопровождение - форма оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во время обучения в учреждениях профессионального образования путем посещения специалистом службы сопровождения воспитанника по месту его жительства.

Постинтернатный патронат - форма оказания социальной помощи лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания им учреждения профессионального образования, путем посещения специалистом службы сопровождения воспитанника по месту его проживания.

Безопасное материнство - медицинские мероприятия, способствующие рождению  детей без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющие их жизнь, предупреждающие инвалидность.

Обоснование необходимости решения существующей проблемы
или изменения текущего состояния сферы действия программы
программно-целевым  методом

Базовыми задачами государственной семейной политики Новосибирской области являются укрепление института семьи, повышение качества жизни семей и детей, а также профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.

С этой целью разрабатываются стратегические задачи, принципы, установки, выражающие отношение к семье и определяющие перспективы развития государственной семейной политики Новосибирской области.

1. В результате проводимой работы в рамках реализации Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 «О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы», и областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 20.03.2008 N 49 «Об областной целевой программе «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы», улучшились практически все демографические параметры. Рождаемость выросла с 12,9 до 13,2 рождений на 1000 жителей, естественная убыль населения сократилась с -1,2 до -0,7 на 1000 человек.

Наблюдается положительная динамика по сокращению числа разводов. В 2010 году на 100 браков приходилось 53 развода, против 60 в 2009 году, 62,6 - в 2008 году.

Вместе с тем, остается невысокой доля рождения вторых и последующих детей. В 2010 году в Новосибирской области зарегистрировано 35398 рождений детей; 54% рожденных детей составили первенцы, 34,1% - родившиеся в семье вторыми, третьими рождены 8,5% детей. Рождения в семьях четвертых и последующих детей составили только 3,3% от общего количества рождений. Многодетные семьи составляют сегодня лишь 3,9% от общего числа семей с детьми.

До 2014 года продолжится сокращение числа женщин фертильного возраста (15-49 лет способных к деторождению), что повлечет сокращение рождаемости. Настоятельной необходимостью остается создание благоприятных условий для увеличения рождений в семьях вторых, третьих и четвертых детей. Для этого должны быть предприняты дополнительные меры по укреплению института семьи, повышению престижа материнства и отцовства, укреплению здоровья населения, в том числе детского.

Актуальным является проведение социально значимых мероприятий, посвященных семье, пропагандирующих семейные ценности, положительный опыт семей по воспитанию детей, создающих положительный образ многодетной семьи. Важную роль здесь играют общественные организации - активные участники подобных мероприятий, способные принять на себя при поддержке государства определенные функции по защите интересов семей с детьми. Необходимы специальные выпуски радио и телепередач, статьи в средствах массовой информации, посвященные семье, проблемам воспитания детей, семейным взаимоотношениям, психологическому и физическому здоровью детей и родителей.

2. На 01.01.2011 на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области в качестве малообеспеченных состояла 81961 семья с детьми, из них:

семьи с детьми инвалидами - 6287 (6432 ребенка-инвалида);

многодетные семьи - 11858 (39869 детей);

неполные семьи - 39131 (54452 ребенка).

Данные категории семей являются наиболее незащищенными и нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки, в том числе материальной. Актуальной остается и система пособий и дополнительных выплат, направленных на улучшение материального положения семей с детьми.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»