(с изменениями на 1 декабря 2011 года)
_________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
_________________________________
_____________
*Наименование в редакции, введенной постановлением тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва от 01.12.2011 N 243, - см. предыдущую редакцию
Новосибирский областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу «Дети Новосибирской области» на 2008-2011 годы (прилагается).
2. Опубликовать областную целевую программу «Дети Новосибирской области» на 2008-2011 годы в газетах «Советская Сибирь», «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
А.А.Беспаликов
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2011 ГОДЫ
(В редакции, введенной
постановлением тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области
пятого созыва от 01.12.2011 N 243, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | - | областная целевая программа «Дети Новосибирской области» на 2008-2011 годы (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы | - | постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007г. N 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы»; распоряжение Губернатора Новосибирской области от 2 апреля 2007г. N 99-р «О разработке областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008-2010 годы»; распоряжение администрации Новосибирской области от 22 июля 2009 г. N 297-ра «О программах «Чужих детей не бывает» и «Первые ступеньки к развитию» |
Основные разработчики программы | - | министерство социального развития Новосибирской области министерство здравоохранения Новосибирской области министерство культуры Новосибирской области министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области департамент физической культуры и спорта Новосибирской областиГлавное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области |
Государственный заказчик-координатор программы | - | министерство социального развития Новосибирской области |
Государственные заказчики Программы | - | министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; управление по делам молодежи Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области |
Руководитель программы | - | Пыхтин С.И. - министр социального развития Новосибирской области Новосибирской области |
Цель и задачи программы. | - | Цель: создание благоприятных условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей Новосибирской области, поддержки и развития их духовно-нравственного потенциала. Основные задачи: охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья, обеспечение безопасного материнства; совершенствование системы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, в том числе выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры; укрепление социально-экономического статуса семьи, предоставление семьям с детьми услуг, с учетом их востребованности, на основе современных технологий социальной работы; разработка и внедрение набора инновационных услуг, обеспечивающих социальную защиту семьи и детства, раннюю профилактику семейного неблагополучия, предотвращение и преодоление социального сиротства; создание сети служб ранней междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям и детям от 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, психо-эмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью; развитие социальной активности семей с детьми 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями и инвалидностью посредством активизации семейных ресурсов и создания в районах Новосибирской области центров ресурсной поддержки семей; -Абзац утратил силу - постановление тридцать девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 26.11.2009 N 220 - см. предыдущую редакцию -Абзац утратил силу - постановление тридцать девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 26.11.2009 N 220 - см. предыдущую редакцию профилактика социального сиротства, формирование негативного общественного мнения в отношении семей, не занимающихся воспитанием детей, и родителей, отказывающихся от своих детей; систематизация работы и объединение усилий межсекторного партнерства по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов; постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы методического сопровождения и подготовки кадров, использование опыта регионов Российской Федерации по решению проблемы социального сиротства, развития на территории Новосибирской области системы ранней диагностики и междисциплинарной помощи детям от 0 до 3 лет с врождёнными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью и их семьям; создание системы постинтернатной социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, обеспечение права выпускников детских интернатных учреждений на обучение профессиям, востребованным на рынке труда, обеспечение жильем; развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важнейшие целевые показатели: увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья в общем количестве детей; - Абзац утратил силу - постановление тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва от 01.12.2011 N 243 - см. предыдущую редакцию снижение материнской смертности; снижение смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет; снижение коэффициента первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет; уменьшение числа отказов от новорожденных детей; доля детей, включённых в государственную систему выявления, развития и поддержки одарённых детей; увеличение количества победителей межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий; рост числа снятых с учета в органах социальной защиты населения семей «группы риска» в связи с улучшением их социально-экономического положения, морально-психологического климата; снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общей численности детского населения; увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, от общего количества детей, находящихся в социально опасном положении; увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в т.ч. в специализированных учреждениях; увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью; увеличение доли детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и занятости |
Основные этапы реализации программы | - | 2008-2011 годы (этапы не выделяются) |
Исполнители основных мероприятий | - | министерство социального развития Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; управление по делам молодёжи Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области Новосибирская областная общественная организация детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Первоцвет». |
Объёмы финансирования | - | общий объём финансирования программы составляет 2198383,1 тыс. руб. за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 77300,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 286389,9 тыс. руб., в том числе за счет средств Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (прогнозные объемы на условиях софинансирования)- 280659,9 тыс. руб.; 42754,3 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 90060,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 334533,2 тыс. руб., в том числе за счет средств Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 286691,7 тыс. руб., за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (на условиях софинансирования) - 40731,5 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 29221,1 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 103190,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 354178,3 тыс. руб., в том числе за счет средств Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 303893,2 тыс. руб., за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (на условиях софинансирования) - 43335,1 тыс. руб.; за счет средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 103190,0 тыс. руб.; за счет средств внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 57101,8 тыс. руб.,за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (на условиях софинансирования) - 50151,8 тыс. руб. ; - Абзацы утратили силу - постановление тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва от 01.12.2011 N 243 - см. предыдущую редакцию |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке | Улучшение жизнеобеспечения детей, создание социально-экономических и правовых условий для обеспечения их прав и законных интересов, социальная поддержка семей с детьми, детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также сохранение, укрепление здоровья детей Новосибирской области. Снижение младенческой смертности до 8,0 промилле на 1 тыс. родившихся живыми; снижение смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) - до 10,8 промилле на 1 тыс. новорожденных соответствующего года рождения; увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья в общем количестве детей до 37,8 процентов; снижение коэффициента первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тысяч детей до 21; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 35 процентов детского населения школьного возраста; увеличение количества победителей межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий до 180 человек; увеличение количества снятых с учета в органах социальной защиты населения семей «группы риска» в связи с улучшением их социально-экономического положения, морально-психологического климата до 180 семей; уменьшение числа отказов от новорожденных детей с 212 до 86 в год; снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, до 2,1 процентов от общей численности детского населения; увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 30,5 процентов от общего количества детей, находящихся в социально опасном положении; увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 44 процентов общего количества детей-инвалидов; увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемную семью, до 2400 человек; увеличение доли детей, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и занятости, до 96 процентов |
1.1. Объект - дети, семьи с детьми, проживающие на территории Новосибирской области, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Предмет регулирования - условия, способствующие комплексному развитию и улучшению жизнедеятельности детей.
Сфера действия - социальная.
1.2. Нормативная правовая база:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007г. N 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007г. N 79-р;
распоряжение Губернатора Новосибирской области от 2 апреля 2007г. N 99-р «О разработке областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008-2010 годы»;
распоряжение администрации Новосибирской области от 22 июля 2009 г. N 297-ра «О программах «Чужих детей не бывает» и «Первые ступеньки к развитию».(Абзац дополнительно введен постановлением тридцать девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 26.11.2009 N 220)
(Раздел в редакции, введенной постановлением тридцать девятой сессии Новосибирского областного
Совета депутатов четвертого созыва от 26.11.2009 N 220, - см. предыдущую редакцию)
Численность детского населения Новосибирской области (по состоянию на 01.01.2007г.) составляет около 496 042 человека - 19% от общего количества жителей. Из них наиболее уязвимыми категориями детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (13 тыс. 545 детей), дети-инвалиды (8 тыс. 468 детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении, из неблагополучных семей (14 тысяч 587 детей). Характерной особенностью возрастного состава в последние годы стало сокращение численности и доли детей, демографическое старение населения. В связи с падением рождаемости в 1990-1999 годы наблюдается сокращение доли детей в возрасте 0-15 лет в общей численности населения: с 19,2% (на начало 2000 года) до 15,6% (на начало 2006 года). Современные параметры рождаемости в настоящее время в 1,6 раза меньше, чем требуется для замещения поколений.
Негативные изменения в демографических показателях происходят на фоне ухудшения репродуктивного здоровья женщин: увеличивается частота осложнений в период беременности, при родах. Ухудшение репродуктивного здоровья женщин негативно влияет на состояние здоровья новорожденных, в результате чего общая заболеваемость детей имеет тенденцию к росту. Среди факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье детей, особое место принадлежит вредным привычкам родителей: алкоголизму, курению, наркомании.
На фоне снижения младенческой смертности, состояние здоровья детей продолжает ухудшаться. Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.
За последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению числа детей-школьников с нормальным физическим развитием. Численность абсолютно здоровых детей перед поступлением в школу не превышает 30%.
Слабое состояние здоровья учеников начальных классов неблагоприятно сказывается на процессе адаптации к учебным нагрузкам и отрицательно влияет на соматическое и нервно-психическое здоровье.
Ухудшается состояние репродуктивного здоровья девочек, девушек-подростков.
Несмотря на принимаемые меры, сложным остается положение детей-инвалидов. Действующая в настоящее время сеть специализированных учреждений, предоставляющих детям-инвалидам необходимые реабилитационные услуги, обеспечивает проведение реабилитации 31,4% детей-инвалидов. Не все родители осознают необходимость организации непрерывного процесса реабилитации своих детей. В этой связи актуальными направлениями работы являются повышение качества проведения реабилитационных мероприятий с использованием новых реабилитационных методик и разработок, обеспечение детей-инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации, оказание необходимой социальной поддержки семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, развитие сети реабилитационных учреждений, предоставляющих им необходимые реабилитационные услуги.
Использование программно-целевого метода и реализация системы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья ребёнка на всех этапах его развития способствует решению социально значимых проблем, связанных с состоянием здоровья детей.
На всех ступенях развития и воспитания должно осуществляться выявление и развитие природных задатков детей. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, включая создание государственной системы выявления одарённости с раннего возраста, оказание адресной помощи и разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учётом творческих и интеллектуальных способностей детей.
Необходимость проведения в области мероприятий по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних подтверждают следующие статистические данные.
Основной причиной увеличения численности детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему, остается лишение родительских прав родителей. Численность детей, родители которых были лишены родительских прав, в 2008 году составила - 1466 детей (2007 год - 1705 детей, 2006 год - 1442 ребенка). Социально неблагополучная семья не выполняет своих функций, и пребывание в ней ребенка становится опасным для его физического и психического здоровья, поэтому, заметно повысилась в последний год степень выявления неблагополучных семей. Причины, приводящие к появлению неблагополучной семьи, которая не может воспитывать ребенка, имеют социальный характер. Так, на 36 % возросло число несовершеннолетних родителей, которые сами требуют контроля и социальной поддержки: на 18% увеличилось количество состоящих на учете родителей из числа переселенцев и беженцев, на 5,3 % - родителей, потребляющих наркотики, на 3,4% - имеющих судимости. Так как семья риска и неблагополучная семья являются той социальной средой, в которой имеют место случаи насилия и агрессивного поведения, то продолжают иметь место факты жестокого обращения с детьми. В 2007 г. возбуждено 167 уголовных дел по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними детьми родителями либо законными представителями, в 2008 г. - 176. В большинстве случаев преступные действия сопряжены с нанесением ребенку телесных повреждений. Доля потерпевших от жестокого обращения детей в дошкольном возрасте составляет порядка 70 %.
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более 9000 семей, не исполняющих должным образом обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 13836 детей, из них 30 % - за совершение общественно опасных деяний. Увеличивается количество повторных преступлений, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Остается высоким уровень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения.
По-прежнему существует проблема брошенных и отказных новорожденных детей. Здесь, при некотором уменьшении числа детей данной категории, говорить о стабильной положительной динамике рано. Так, в области в 2006 г. на 25718 рожденных детей количество брошенных и отказных составляло 346 (1,3 %), в 2007 г. на 27222 новорожденных - 224 (1,06 %), в 2008 г. на 29631 - 283 (0,95 %).(Абзац в редакции, введенной постановлением пятой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва от 24.02.2011 N 39 , - см. предыдущую редакцию)
Это требует продолжения работы по профилактике социального неблагополучия семей с детьми, совершенствованию деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышению качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организации раннего выявления неблагополучия в семье и принятию адекватных мер по его устранению. Первичная профилактика рассматривается как первоочередная задача, однако в целом профилактика социального сиротства должна иметь многоуровневый характер в ситуации межведомственного и межсекторного партнерства.
Основная задача учреждений и организаций, занимающихся проблемой социального сиротства, это сохранение родной семьи для детей и подростков, а в случаях, когда это невозможно, - оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве этих детей в замещающие семьи.
Эффективной формой работы является патронаж неблагополучных семей. В результате профилактической работы ежегодно снимается с учета в связи с улучшением положения около 1000 семей этой категории.
В течение последних трех лет удалось снизить число детей, передаваемых из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 27 % от общего числа выбывших из специализированных учреждений в 2006 году до 20 % - в 2008 году.
Продолжает увеличиваться численность приемных семей. По состоянию на 1 января 2009 года их количество составило 908, на воспитании в них находится 1572 ребенка. Анализ показывает положительную динамику развития данной формы жизнеустройства: 2006 г. - 345 семей/691 ребенок, 2007 г. - 655 семей/1194 ребенка, 2008 г. - 908 семей/1572 ребенка. Важным направлением работы, в связи с этим, является разработка и реализация моделей психолого-педагогического и социального сопровождения семей. На этой основе совершенствуется процедура отбора кандидатов в приемные родители. Данная деятельность должна быть направлена на профилактику возможных возвратов детей и повышение качества индивидуального сопровождения детей с особенностями развития.
Необходимо дальнейшее активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жилыми помещениями. Ежегодно, на протяжении последних лет, около 30% детей данной категории не имеют закреплённого жилья.
Необходимость решить вышеперечисленные проблемы заставляет сломать сложившийся стереотип, согласно которому сегодня основная и первоочередная поддержка оказывается семьям, уже находящимся в трудной жизненной ситуации, и направить усилия государственных органов на устранение негативных явлений, окружить заботой и вниманием нормальные, достойные семьи, являющиеся основой государства. Актуальным направлением становится развитие новых методов социальной поддержки, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых семье с детьми. Совершенствование существующих форм социального обслуживания, развитие новых социальных технологий будет способствовать укреплению социального статуса российской семьи.
Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов в реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей и семей с детьми.
В области действует ряд областных целевых программ, направленных на социальную поддержку населения, патриотическое воспитание граждан, развитие культуры, профилактику правонарушений, противодействие злоупотреблению наркотиками, привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризацию массового спорта, обеспечение молодых семей жильем. Их перечень приведен в Приложении N 4 к Программе.
В области выполнялись мероприятия областных целевых программ «Дети Новосибирской области» на период 2001-2003 гг. и 2004 -2007 гг., выполнение которых позволило достигнуть положительных изменений и определённой стабильности положения детей в Новосибирской области. Например: снижение в сравнении с 2005г. младенческой смертности (на 01.01.2006 г. - 9,1 промилле), детской смертности (0,9 промилле). Создана сеть учреждений, предоставляющих услуг детям и семьям с детьми, ликвидирована детская беспризорность, значительно уменьшилось количество безнадзорных детей, улучшилось социально-экономическое положение семей с детьми, увеличилось число семей, снятых с учета в органах социальной защиты населения.
Ежегодно уменьшается количество самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учреждений.
С 2004 года заметно увеличилось количество детей, проживающих в приемных семьях (2004г. - 312 человек, 2006 - 691 человек), а количество приемных семей увеличилось со 128 в 2004 году до 345 семей в 2006 году. Кроме того, на 15% процентов увеличилось количество услуг семьям с детьми в учреждениях социального обслуживания населения. Продолжает развиваться надомное обслуживание детей-инвалидов, что позволяет увеличить число детей данной категории, охваченных реабилитационными услугами. Численность детей, охваченных всеми видами и формами организованного отдыха, оздоровления и занятости, ежегодно увеличивается и составляет по итогам 2006 года 335 тысяч детей, т.е. более половины детского населения области.
Областная целевая программа «Дети Новосибирской области» на 2008- 2011 годы является логическим продолжением предыдущих программ, существенным дополнением к действующим областным целевым программам, реализация мероприятий которых позволяет улучшить положение детей и семей с детьми в той или иной области.(Абзац в редакции, введенной постановление тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва от 01.12.2011 N 243, - см. предыдущую редакцию)
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших областных целевых программ, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Новосибирской области подтверждают необходимость и целесообразность продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.
Новизна Программы состоит в следующем:
ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами;
использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности;
осуществление принципа межведомственного и межсекторного партнерства;
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами.