ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2007 года N 539


О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области
на 2008 - 2025 годы

(с изменениями на 12 июля 2016 года)

__________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением губернатора области от 15.09.2008 N 369;

постановлением губернатора области от 29.12.2008 N 537;

постановлением губернатора области от 22.11.2010 N 355;

постановлением губернатора области от 19.07.2011 N 184;

постановлением губернатора области от 31.08.2012 N 150;

постановлением губернатора области от 12.07.2016 N 159

__________________________________


В целях стабилизации демографической ситуации в Новосибирской области и в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351,

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Программу мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы (далее - Программа)

2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, являющимся исполнителями мероприятий Плана мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2016_2025 годы Программы, обеспечить их реализацию.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 12.07.2016 N 159, - см. предыдущую редакцию)

3. Министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.):

1) осуществлять координацию деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по реализации Программы;

2) совместно с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области ежегодно, до 01 апреля проводить мониторинг демографических процессов на территории Новосибирской области и представлять отчет Губернатору Новосибирской области о выполнении Программы.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 22.11.2010 N 355, - см. предыдущую редакцию)

4. Рекомендовать:

1) органам местного самоуправления в Новосибирской области при разработке программ демографического развития муниципальных образований руководствоваться Программой;(Подпункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 19.07.2011 N 184, - см. предыдущую редакцию)

2) руководителям общественных объединений, организаций принять участие в выполнении задач, определенных Программой.(Подпункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 19.07.2011 N 184, - см. предыдущую редакцию)

5. Постановление главы администрации Новосибирской области от 13.01.2003 N 13 «Об основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года» признать утратившим силу.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 12.07.2016 N 159, - см. предыдущую редакцию)

     

     Губернатор области
     В.А.Толоконский


     УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Новосибирской области
от 29.12.2007 N 539
(В редакции, введенной
 постановлением губернатора
области от 12.07.2016 N 159
, -
см. предыдущую редакцию)


ПРОГРАММА
мер по демографическому развитию Новосибирской области
на 2008-2025 годы


1. Общие положения

(Раздел в редакции, введенной постановлением губернатора области от 19.07.2011 N 184, - см. предыдущую редакцию)

Демографическая политика Новосибирской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, реализацию миграционной политики, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в области.

Программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на период до 2025 года разработана на основе:

Конституции Российской Федерации,

федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области, правовых актов Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, в том числе:

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, одобренной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 26.10.2007 N 192 «О проекте стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».

2. Демографическая ситуация в Новосибирской области


В Новосибирской области, как и в России в целом, происходит абсолютное сокращение численности населения в результате ухудшения здоровья, высокой смертности и низкой рождаемости при резком снижении качества воспроизводства населения.

Депопуляция населения области выступает главной составляющей сложившегося демографического кризиса. Ее темпы  в Новосибирской области сохраняются на высоком уровне. Начиная с 1992 года число умерших в области  превышает численность родившихся. Естественная убыль населения за период с 1992 г. составляла в среднем 15,0 тыс. человек в год.

В результате предпринимаемых мер в последние годы наблюдаются некоторые положительные тенденции. Сохраняется устойчивый рост абсолютного числа родившихся и общего коэффициента рождаемости (с 9,1% в 2001 году до 10,5% на 1000 населения в 2006 году, то есть на 15%). В 2006 году в Новосибирской области зарегистрировано рождение 27906 детей. Первенцы составили 61,1% (17051 ребенок), вторые - 29,3% (8183 ребенка), третьи - 6,5% (1826 детей).

Младенческая смертность имеет четкую тенденцию сокращения. Если в 1993 г. показатель младенческой смертности составлял 20,5 чел. на тысячу новорожденных, то в 2006 - 9,6 на 1000 родившихся живыми (по России -10,2).

Снизилась первичная  заболеваемость населения Новосибирской области  за 2002 - 2006 г.г. на 1,7%, зафиксированный уровень травм и отравлений упал на 9,1%, число пострадавших от производственного травматизма с 2002 года снизилось в 2,4 раза.

За период 2004-2006 г.г. значительно, на 19,3% снизилось количество травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин у детей до 14 лет. Снижение заболеваемости наблюдается по болезням органов пищеварения (10,2%) и болезням костно-мышечной системы (5,4%).

Первичная заболеваемость, связанная с беременностью, родами и болезнями послеродового периода, уменьшилась за период 2002 - 2006 гг.: на 10,4% по анемии, на 14,1% по поздним токсикозам.

Число детей, родившихся больными или заболевших, также снизилось с 16381 до 15993 новорожденных (на 2,4%).

Положительным моментом является также увеличение на 23,4% численности женщин, закончивших беременность в срок, соответственно на 1,5 % уменьшилось число преждевременных родов и на 1,3 % самопроизвольных родов и абортов по медицинским показаниям.

На фоне отрицательного естественного прироста населения Новосибирской области с 1989 г. происходил рост абсолютной и относительной численности населения трудоспособного возраста (с 57,3% до 63,9%). Такая динамика является следствием «демографической волны» высокого уровня рождаемости (19-20 промилле) не только в Сибири, но и в России в 70-х и начале 80-х годов, и предопределяет в значительной мере положительный естественный прирост населения в трудоспособном возрасте и на ближайшие 2-3 года.

Несмотря на трудности в преодолении негативных инерционных тенденций в социальном развитии, которые проявлялись в 90-е годы и на рубеже веков, с 2001 г. Новосибирская область стала показывать в целом положительную динамику качества жизни населения и постепенное приближение к средним значениям по Российской Федерации. Наиболее важным индикатором этих процессов является выход в 2006 г. на средний по России сводный показатель качества жизни (еще в 2004 г. отставание составляло около 4%).

В этих условиях возросла миграционная привлекательность для иностранной рабочей силы. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Новосибирской области, в 2000-2005 гг. выросла с 1503 до 8660 человек.

Миграционный прирост населения в Новосибирской области в 2006 году составил 4677 человек. (Абзац в редакции, введенной постановлением губернатора области от 12.07.2016 N 159, - см. предыдущую редакцию)

За счет сокращения численности детей в возрасте 0-15 лет и увеличения численности лиц трудоспособного возраста произошло сокращение демографической нагрузки на трудоспособное население детьми и лицами пенсионного возраста с 754 чел. в 1990 г. до 565 чел. на 1 тысячу трудоспособного населения в 2006 г.,  что является позитивным явлением.

Вместе с тем в динамике численности и половозрастной структуре населения явно обозначились следующие проблемы.

Коэффициент естественной убыли населения  в 2006 г. составил - 4,6.

Превышение числа умерших граждан над числом родившихся в среднем по области в 2006 году составило 1,44 раза (в 2005 г. - 1,15). Коэффициент смертности в Новосибирской области по итогам 2006 года - 15,2 на 1000 населения (в СФО -16,45).

В структуре причин смертности значительную долю (80% от всех смертей) занимают болезни системы кровообращения (52,4%), несчастные случаи, травмы и отравления (14,5%), а также злокачественные новообразования (13,5%). Смертность населения в трудоспособном возрасте составляет около 30%. Первое место в структуре смертности у данной категории населения   устойчиво занимает смертность в результате внешних причин, 78% всех умерших - представители мужского пола. Главными причинами смерти мужчин трудоспособного возраста являются несчастные случаи, отравления и травмы (41,0%), алкоголизация и наркотизация населения.

В 2006 году ожидаемая продолжительность жизни (далее - ОПЖ) составила в среднем 66,4 года, в том числе мужчин - 59,9 года, женщин - 73,4 года (в Российской Федерации в среднем 66,7 года, мужчин - 60,6, женщин - 73,1 года). Уровень ОПЖ у мужчин Новосибирской области на 13,5 лет меньше, чем у женщин (по России - на 12,5 лет).

Остается высоким уровень заболеваемости населения. За 2002 - 2006 гг. существенно выросла заболеваемость  по болезням эндокринной системы (22,0%),  болезням нервной системы (19,3%), болезням системы кровообращения (46,5%).

Общая детская заболеваемость выросла за период 2004-2006 гг. на 6,9% и составляет 169117,6 заболеваний на 100 тыс. человек населения.

Сохраняются проблемы репродуктивного здоровья населения. В 2006 году  свыше 37% женщин, закончивших беременность, страдали анемией и поздним токсикозом. В 2006 г. 57,6% всех новорожденных  родилось больными или заболели (в 2002 г. - 61,6%). Врожденные аномалии (пороки развития) зафиксированы у 4,3% новорожденных (в 2002 г. - у 3,7%).

Негативное влияние на здоровье населения оказывают неблагоприятная экологическая среда, наследственный фактор, криминальная обстановка, неудовлетворительные условия и охрана труда.

К факторам, воздействующим на состояние здоровья населения, относятся также уровень благосостояния населения, образ жизни граждан, уровень развития здравоохранения и образования, организация поддержки социально уязвимых групп населения, развитие физической культуры, спорта и отдыха.

Наблюдается  трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, что влияет на уровень рождаемости населения.

В Новосибирской области проживают более 770 тыс. семей, в 390 тыс. семей воспитываются около 514 тыс. детей.  Из общего числа супружеских пар 81,7 тыс. (13%) состоят в незарегистрированном браке.

Постепенно сокращается не только фактическое, но и желаемое число детей. Растут число и доля однодетных и бездетных семей. Преобладают семьи, имеющие одного ребенка, их 68,3%. Условия жизни значительной части семей не позволяют, по их мнению, иметь больше одного, тем более двух детей.  Более того, все большее количество семей вообще отказывается от рождения ребенка.

Увеличивается количество неполных семей в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, высока доля детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке. В 2006 году было зарегистрировано 8626 новорожденных у женщин, не состоящих в браке с отцом ребенка, что составило 31% от общего количества зарегистрированных рождений. Среди сельского населения внебрачная рождаемость составила 40%.

В 2006 году зарегистрировано 13845 актов о расторжении брака, в сравнении с 2005 годом это число увеличилось на 1766 (12,7%). Распадаются чаще всего семьи, в которых остались несовершеннолетние дети (в 2006 г. в 56% от расторгнутых браков).

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 2001-2006 гг. число удовлетворенных исков по лишению родительских прав увеличилось в области в 2,7 раза и составило 1155. В 2006 г. было выявлено 3028 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 40,5 % больше, чем в 2002 г.

Население Новосибирской области переступило порог демографической старости  уже с 1979 года (индекс демографической старости в 1979 г. - 8,8%, 1989 г. - 9,0%, 2002 - 13 %). В 2006 г. жители трудоспособного возраста составили 63,9%, младше трудоспособного - 15,7% (удельный вес снизился с 1989 г. на 9,3%), старше трудоспособного - 20,4%. Длительный процесс сокращения рождаемости оказал влияние и на старение населения трудоспособного возраста, что является важнейшим фактором, влияющим на качество рабочей силы.

Гендерная асимметрия в составе населения также не способствует улучшению демографической ситуации. В расчете на 1000 женщин в области приходилось в 1989 г. - 876 мужчин, 2002 г. - 866, 2006 г. - 856,7 (женщины составили 53,9%).

В структуре городского населения женщины составляют 54,4%, в селе 52,2%. При численном большинстве женщин в составе населения области их заметно меньше в молодежном, а на селе и в репродуктивном возрастах. Это оказывает значительное влияние на процесс формирования брачных пар молодого населения  и как итог - на процесс воспроизводства населения.

Зафиксированный миграционный прирост (4677 человек в 2006 г.) смог компенсировать естественную убыль в этом году только на 37,9%. Причем в миграционном обмене с регионами России Новосибирская область теряет население, а получает его за счет населения других стран, прежде всего Казахстана, Киргизии и Узбекистана. (Абзац в редакции, введенной постановлением губернатора области от 12.07.2016 N 159, - см. предыдущую редакцию)

Таким образом, несмотря на некоторую положительную динамику, демографическая ситуация требует принятия новых эффективных управленческих решений, комплексного подхода к разработке и реализации мер по ее улучшению.

В период 2011-2015 гг. предприняты меры, направленные на повышение рождаемости. В этот период значительно увеличилось количество мест в детских дошкольных организациях, реализовывались программы, направленные на  улучшение жилищных условий молодых и многодетных семей. Особое внимание было уделено увеличению числа рождений вторых и последующих детей. Это поддержка многодетных семей, выплата материнского капитала при  рождении второго и последующих детей, выплата областного семейного капитала при рождении третьего и последующих детей, а также ежемесячная выплата семьям в размере величины прожиточного минимума для детей в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.(Абзац дополнительно введен постановлением губернатора области от 12.07.2016 N 159)

В результате предпринятых мер в Новосибирской области значительно улучшилась демографическая ситуация. За период январь-декабрь 2015 года коэффициент рождаемости составил 14,2 на 1000 человек населения, коэффициент естественного прироста составил 1,1 на 1000 человек населения, что превысило плановые показатели, коэффициент смертности - 13,1 на 1000 человек населения (плановые показатели - 13,2). Демографическая «яма» 90-х годов была компенсирована за счет увеличения числа рождений вторых и последующих детей (в 2011 г. - 49,5%, в 2012 г. - 53,2%, в 2013 г. - 54%, в 2014 г. - 56%, в 2015 г. - 59%).(Абзац дополнительно введен постановлением губернатора области от 12.07.2016 N 159)

3. Цель, задачи и основные направления реализации Программы мер
 по демографическому развитию Новосибирской области на период до 2025 года


Основной стратегической целью Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на период до 2025 года является постепенная стабилизация численности населения Новосибирской области и формирование социально-экономических предпосылок для улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения.  

Среди приоритетных  задач следует выделить:

повышение рождаемости и укрепление семьи;

снижение смертности и рост продолжительности жизни;

оптимизация миграционных процессов.

Цель и задачи Программы определяют межведомственный подход при их решении. Интегрирование демографической политики со всем блоком социальных и экономических программ призвано обеспечить, в конечном счете, развитие Новосибирской области, создание наиболее благоприятных условий жизни  семей и населения в целом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»