Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2012 года N 113

О Программе развития сферы культуры в Санкт-Петербурге "Культурная столица" на 2012-2014 годы

(с изменениями на 19 декабря 2014 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2012 года N 346;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2012 года N 402;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 мая 2012 года N 445;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июня 2012 года N 596;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2012 года N 871;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 5 сентября 2012 года N 937;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 года N 1020;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 года N 1029;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 года N 1032 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 28.09.2012);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 года N 1046;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года N 1065;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года N 1066;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года N 1095;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2012 года N 1179;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 декабря 2012 года N 1263;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 декабря 2012 года N 1367;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2013 года N 13 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 18.01.2013);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 апреля 2013 года N 220 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 04.04.2013);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 июля 2013 года N 494;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 504;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года N 572;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 сентября 2013 года N 732;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2013 года N 888;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2014 года N 256;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2014 года N 434;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июня 2014 года N 481;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года N 540;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2014 года N 648 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.07.2014);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года N 887;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2014 года N 1197.          

____________________________________________________________________



В целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации мероприятий по развитию сферы культуры в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге", статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пунктом 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435 "Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Программу развития сферы культуры в Санкт-Петербурге "Культурная столица" на 2012-2014 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Осуществить реализацию мероприятия, указанного в пункте 1.2 Перечня мероприятий Программы, в части, касающейся проектирования и строительства объекта капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга в период 2012-2013 годов.

3. Комитету по культуре осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы, в части, касающейся реализации мероприятий Программы.

4. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:

4.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.

4.2. Один раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Комитет по культуре отчеты о выполнении мероприятий Программы.

4.3. В порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга, необходимых для реализации мероприятий Программы, финансирование которых будет осуществляться в рамках реализации Программы.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2013 года N 888. - См. предыдущую редакцию)

5. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2011 N 731 "О Концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов" следующие изменения:

5.1. В абзаце девятом пункта 7.2 приложения к постановлению слова "посредством включения в долгосрочную целевую программу "Культурная столица" раздела "Культура Санкт-Петербурга - детям" исключить.

5.2. Дополнить пункт 10.1 приложения к постановлению абзацем следующего содержания:

"11) литературное творчество".

5.3. В абзаце первом раздела 12 приложения к постановлению слова "долгосрочной целевой" исключить.

5.4. В абзаце четвертом раздела 12 приложения к постановлению слова "ведомственных целевых программ Санкт-Петербурга" заменить словами "долгосрочных целевых программ Санкт-Петербурга, ведомственных целевых программ Санкт-Петербурга, программ и планов мероприятий".

5.5. Абзац пятый раздела 12 приложения к постановлению исключить.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Кичеджи В.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

     

Приложение
к постановлению
 Правительства Санкт-Петербурга
от 7 февраля 2012 года N 113

     
Программа развития сферы культуры в Санкт-Петербурге "Культурная столица" на 2012-2014 годы

(с изменениями на 19 декабря 2014 года)

Паспорт Программы

Наименование Программы

- программа развития сферы культуры в Санкт-Петербурге "Культурная столица" на 2012-2014 годы (далее - Программа).

Цель Программы

- создание условий для динамичного, инновационного развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, укрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург - культурная столица".

Разработчик Программы

- Комитет по культуре.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, являющиеся исполнителями мероприятий Программы (далее - исполнители мероприятий Программы)

- Комитет по культуре;
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;
Комитет по образованию;
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации;
Комитет по информатизации и связи;
Комитет по градостроительству и архитектуре;
Комитет по строительству;

Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга;

Комитет по науке и высшей школе;
администрации районов Санкт-Петербурга;
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга;
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры;

Архивный комитет Санкт-Петербурга

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2013 года N 888. - См. предыдущую редакцию)

Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы

- Комитет по культуре.

Сроки выполнения мероприятий Программы

- 2012-2014 годы.

Направления реализации Программы

- обеспечение устойчивости развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, развитие инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге;
формирование имиджа культуры как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга, закрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", а также разработка иных имиджевых брендов Санкт-Петербурга;     
сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, в том числе обеспечение сохранности, пополнения и использования Архивного фонда Санкт-Петербурга;
развитие современного искусства, модернизация творческой жизни Санкт-Петербурга;

улучшение ситуации в учреждениях культуры Санкт-Петербурга путем развития деятельности, направленной на повышение образовательной роли культуры в Санкт-Петербурге, поддержку одаренных детей, продвижение талантливой молодежи (абзац в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 9 июня 2012 года N 596 - см. предыдущую редакцию);
социализация культуры: повышение уровня доступности и востребованности культуры в Санкт-Петербурге;

развитие творческих индустрий, инноваций в культуре и искусстве;
поддержка негосударственного сектора петербургской культуры, развитие государственно-частного партнерства, а также иных форм взаимодействия государства, бизнеса и структур гражданского общества по вопросам поддержки и развития сферы культуры в Санкт-Петербурге;
повышение общего уровня культуры петербуржцев, бытовой культуры горожан

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2013 года N 888. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты выполнения мероприятий Программы

Реализация мероприятий Программы позволит к началу 2015 года:
увеличить объем и качество услуг государственных учреждений культуры;
модернизировать материально-техническую базу государственных учреждений культуры;
повысить эффективность и качество комплекса масштабных событий в сфере культуры и искусства;
повысить общественный интерес к чтению, способствовать вовлечению горожан в яркие события, организованные на базе интереса к книге, литературе, культурному наследию;
активизировать международную гастрольную деятельность театральных и концертных коллективов Санкт-Петербурга;
повысить вовлеченность горожан и структур гражданского общества в процесс формирования единого культурного пространства Санкт-Петербурга;

увеличить количество мероприятий по продвижению петербургской культуры за рубежом;
увеличить долю детей и молодежи, задействованных в сфере культуры, в том числе через содействие приобщению подростков и детей к чтению;
повысить эффективность образовательных программ для детей и юношества в сфере культуры;
обеспечить устойчивое развитие академической системы музыкального и художественного образования;
увеличить число новых экспериментальных творческих площадок - театров, мастерских, кластеров художественных индустрий, студий, клубов и т.д., способствовать развитию объектов городской инфраструктуры, ориентированных на обеспечение и расширение интереса населения к книге и чтению;
увеличить долю мероприятий, направленных на социализацию культуры и обеспечение культурными услугами социально незащищенных слоев населения, увеличить выпуск и распространение социально значимой литературы;
расширить использование информационно-
коммуникационных технологий в сфере культуры; расширить количество потребителей культурных услуг в Санкт-Петербурге;
содействовать созданию и развитию попечительских советов в государственных учреждениях культуры;
содействовать формированию фондов развития и целевого капитала негосударственных некоммерческих организаций;
увеличить ресурсы сферы культуры в результате развития государственно-частного партнерства и иных форм взаимодействия государства, бизнеса и структур гражданского общества;
укрепить единое культурное пространство на территории Санкт-Петербурга;
повысить престиж петербургской культуры, а также престиж Санкт-Петербурга как читающего города;     

повысить эффективность использования архивных фондов

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2013 года N 888. - См. предыдущую редакцию)

     

     

Введение


Санкт-Петербург - один из общепризнанных центров мировой культуры; город, к названию которого нередко и не случайно добавляют титул "культурной столицы". Несмотря на многочисленные достижения Санкт-Петербурга во многих сферах - промышленности, строительстве, науке, образовании и т.д., город во все времена выделялся именно своей культурной составляющей, воспринимался, в первую очередь, как культурный феномен. Бесценное культурное наследие, включающее в себя шедевры выдающихся зодчих, богатейшие музейные собрания, вековые традиции прославленных мастеров и творческих коллективов соединены здесь с живой творческой деятельностью наших современников, их мастерством и новаторством. Сохраняя прошлое, петербургская культура живет настоящим и устремлена в будущее. Основные контуры ближайшего будущего культуры Санкт-Петербурга определены в Программе.

Программа разработана во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге" и Концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2011 N 731, с учетом задач, стоящих перед Санкт-Петербургом как в сфере культуры, культурной деятельности, образования в сфере культуры, так и стратегических задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга в качестве крупнейшего европейского мегаполиса, центра притяжения человеческого капитала. Программа соответствует положениям государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2567-р, в части, касающейся развития культуры в Санкт-Петербурге".

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2013 года N 888. - См. предыдущую редакцию)     

Программа направлена на создание условий для динамичного, инновационного развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, формирование комфортной среды пребывания в учреждении культуры для ребенка и его семьи и обеспечение консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры в Санкт-Петербурге (абзац в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 9 июня 2012 года N 596 - см. предыдущую редакцию).


Программа учитывает итоги реализации Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 350, а также продолжает и развивает достижения Программы поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 N 876.

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа, и обоснование необходимости их решения программно-целевым методом


В последнее десятилетие в культуре Санкт-Петербурга произошли значительные положительные, порой даже прорывные изменения. Эти процессы были во многом простимулированы заметным усилением культурного фактора в политике администрации Санкт-Петербурга, усиленным вниманием к Санкт-Петербургу федеральных властей, несомненно повысившейся активностью самой сферы культуры. При этом с учетом степени происшедших изменений необходимо констатировать, что многие проблемы петербургской культуры существуют десятилетиями, носят системный характер и не могут быть решены в короткие сроки. Необходимы качественные изменения в их осмыслении обществом и властными структурами. Потребность в разработке Программы определена наличием нерешенных проблем в сфере культуры, стремлением сохранить высокие темпы развития петербургской культуры, а при возможности и увеличить их, модернизировать принципы и механизмы функционирования культуры.

1.1. Проблема сохранения культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга как фактора устойчивого развития Санкт-Петербурга, гаранта сохранения единого социокультурного пространства Санкт-Петербурга


Недостаточная обеспеченность сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации, фондов библиотек и архивов, кинофонда и других фондов; ограниченный объем проводимых ремонтных и реставрационных работ на объектах, занимаемых государственными учреждениями культуры; отсталость материально-технической базы государственных учреждений культуры; дефицит площадей и недостаток объектов недвижимости для целей культуры; снижение уровня просветительской работы с населением, направленной на воспитание любви и уважения к родному городу, на бережное отношение к культурным ценностям, - все эти факторы препятствуют сохранению культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, провоцируют утрату традиций, падение спроса на культуру, снижение общего культурного уровня горожан.

Значительные усилия требуются для приведения в надлежащий вид зданий и помещений, занимаемых государственными учреждениями культуры. В настоящее время более 100 объектов недвижимости остро нуждаются в ремонтно-реставрационных работах. Для отдельных государственных учреждений культуры требуются новые площади и новые здания.

1.2. Недостаточность возможностей самореализации творческих работников среднего и старшего поколения


В Санкт-Петербурге недостаточно развита система поддержки актеров, музыкантов, певцов и творцов иных профилей. Нет сложившейся специализированной "Биржи труда", ресурсы творческих союзов недостаточны для оказания поддержки действующим мастерам. По существу, петербургский творческий работник либо привязан к учреждению культуры, в котором служит, либо является фрилансером, работая время от времени на договорной основе с заказчиком. И то, и другое положение создают значительные ограничения, не способствуют интеграции творцов в новые творческие коллективы, не расширяют возможностей самопродвижения в пространство государственной и мировой культуры. Необходимо создание новых театральных площадок, выставочных комплексов, концертных залов, культурных центров, позволяющих деятелям искусства развивать свое дарование, находить свою публику, новые возможности для самореализации. Необходима разработанная система профессиональной адаптации работников искусств, потерявших работу, пребывающих в состоянии творческого кризиса, ищущих нестандартные формы творческого воплощения. Сбережение и поддержка творцов так же важны, как сохранение материальных ценностей культуры.

1.3. Недостаточность адресной поддержки молодых творческих работников, новаторов и художников нового поколения


В последнее время все большее распространение находит тенденция, когда активные не только в бизнесе, но и в культурном смысле люди уезжают из Санкт-Петербурга и не планируют возвращаться. Это связано с тем, что выбор, где жить, во многом определяется возможностями для реализации личностного потенциала и масштабом персонального участия в культурных и социальных процессах. После окончания образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования молодые специалисты часто оказываются без работы, без средств на реализацию проектов. Проблемы с трудоустройством вызваны рядом причин: ограниченностью спроса на данные специальности в связи с неразвитостью инфраструктуры сферы культуры в целом; сложностями в получении субсидий (грантов) на реализацию проектов для лиц без опыта работы и сложившегося портфолио; неразвитостью сети некоммерческих организаций, профессионально занимающихся фандрайзингом, и рядом иных, связанных с указанными процессами причин. В Санкт-Петербурге пока слабо развита система кластеров, аккумулирующих творческие индустрии. Очевидна недостаточность комплексных инновационных проектов на стыке современной музыки, дизайна, моды, IT-технологий и традиционных форм в искусстве.

В Санкт-Петербурге необходимо развивать систему поддержки молодых деятелей культуры и искусства: артистов, режиссеров, музыкантов, живописцев, архитекторов, писателей и представителей иных художественных специальностей.

1.4. Падение уровня профессионального художественного образования


Из года в год возрастает численность студентов, прерывающих получение образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования художественного профиля, специализирующихся на подготовке работников сферы культуры и искусства. Причины падения спроса на творческие специальности, в частности в сфере библиотечного или музейного дела, в низкой стоимости труда специалистов на рынке труда, трудности интеграции выпускников в художественное пространство Санкт-Петербурга, в отсутствии возможностей для реализации творческих идей. Помимо этого необходимо отметить недостаточный уровень квалификации педагогов, не способных к обучению специалистов нового поколения.     

     

1.5. Ограниченность культурного предложения для детей и подростков, дефицит учреждений дополнительного художественного
и музыкального образования детей

(раздел в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 9 июня 2012 года N 596
- см. предыдущую редакцию)


Развитие современных информационных технологий приводит к изменению форм проведения досуга подрастающим поколением. Персональный компьютер с доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" способен подменить собой в сознании ребенка услуги, предоставляемые библиотеками, культурно-досуговыми учреждениями, кинотеатрами, музеями и т.д. Сетевые игры становятся для детей привычным способом общения с ровесниками, в котором наличествуют и эмоциональные переживания, и возможность моделирования ситуаций и правил поведения, и примеры формирования жизненных целей и задач.

Для вовлечения детей и подростков во взаимодействие с традиционными видами искусства необходимо, чтобы его демонстрационная функция (показ спектакля и кинофильма, проведение выставок и концертов и т.д.) была дополнена функцией коммуникативной. Во избежание отторжения ребенком классических форм проведения досуга последние должны быть актуализированы. То есть неподготовленному зрителю и слушателю должен быть предложен широкий спектр сопроводительных инновационных образовательных программ, помогающих ребенку понимать и овладевать символическим языком искусства.

Приобщение к культуре и искусству также должно осуществляться через творческую самореализацию ребенка. Условия для самореализации, в первую очередь, предоставляют культурно-досуговые учреждения, однако в Санкт-Петербурге наблюдается как дефицит организаций такого типа, так и недостаточность их ресурсной базы. Особенно отчетливо такая ситуация проявляется на периферии Санкт-Петербурга.

Важную роль в процессе организованного взаимодействия подрастающего поколения с произведениями культуры и искусства играет система дополнительного образования в сфере культуры, к которой относятся детские музыкальные и художественные школы, школы искусств. Эта система не имеет себе равных в мире, так как дает ребенку с раннего возраста не только духовное обогащение, но и профессиональную ориентацию по трехступенчатой системе образования: школа - училище - высшее учебное заведение.

В Санкт-Петербурге дополнительное художественное и музыкальное образование детей сопровождено рядом проблем, среди которых кадровый дефицит, несистематическое применение новых образовательных технологий и методов, неустойчивая связь учреждений дополнительного художественного и музыкального образования с учреждениями культуры и искусства.

Недостаточная информированность населения Санкт-Петербурга о предоставляемых для детской и подростковой аудитории культурных услугах приводит к фактической недоступности даже имеющегося культурного предложения. Отсутствие информации о деятельности учреждений культуры, направленной на работу с детской аудиторией, сгруппированной по возрастному, жанровому, территориальному и иным критериям, не позволяет сфере культуры быть в полной мере включенной в воспитательный и образовательный процессы. Структурированность культурного предложения для детей и юношества, работа театральных и музыкальных критиков, музейных специалистов, педагогов и психологов должны помогать родителям в формировании творчески активной и социально адаптированной личности.

1.6. Недостаточная доступность культурных услуг широким слоям населения