ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2011 года N 731
О Концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов
(с изменениями на 29 апреля 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2012 года N 113;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 июля 2012 года N 749;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 декабря 2012 года N 1400;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 297.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Манилову А.Ю.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
КОНЦЕПЦИЯ
развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов
(с изменениями на 29 апреля 2013 года)
1. Введение
Концепция развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов (далее - Концепция) разработана во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге" с учетом задач, стоящих перед Санкт-Петербургом как в сфере культуры, культурной деятельности, образования в сфере культуры, так и стратегических задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга в качестве крупнейшего европейского мегаполиса, центра притяжения человеческого капитала.
Концепция направлена на динамичное, инновационное развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге и обеспечение консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры в Санкт-Петербурге.
Основная цель Концепции - определение приоритетных направлений и задач развития сферы культуры в Санкт-Петербурге в среднесрочной перспективе с учетом долгосрочных перспектив развития. В Концепции предусматриваются механизмы реализации политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге в части, касающейся реализации Концепции.
Концепция опирается на цели, задачи и принципы политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге, определенные в статьях 2, 3 и 4 Закона Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге".
Концепция учитывает итоги реализации Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 350.
Концепция определяет следующие приоритетные направления развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов:
обеспечение устойчивости развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, развитие инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге;
формирование имиджа культуры как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга; закрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", а также разработка иных имиджевых брендов города;
сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга;
развитие театрального дела в Санкт-Петербурге (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 июля 2012 года N 749);
развитие комплекса масштабных культурных событий и мероприятий всероссийского и мирового уровня;
развитие циркового дела в Санкт-Петербурге;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 декабря 2012 года N 1400)
развитие современного искусства, модернизация творческой жизни Санкт-Петербурга;
поддержка одаренных детей, продвижение талантливой молодежи, повышение образовательной роли культуры в Санкт-Петербурге;
социализация культуры: повышение уровня доступности и востребованности культуры в Санкт-Петербурге;
развитие творческих индустрии, инноваций в культуре и искусстве;
поддержка негосударственного сектора петербургской культуры, развитие государственно-частного партнерства, а также иных форм взаимодействия государства, бизнеса и структур гражданского общества по вопросам поддержки и развития сферы культуры в Санкт-Петербурге;
повышение общего уровня культуры петербуржцев, бытовой культуры горожан.
Все направления развития сферы культуры в Санкт-Петербурге реализуются Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и другими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в тесном взаимодействии с Общественным советом Санкт-Петербурга, созданным распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 18.10.2000 N 1114-р, общественными объединениями, творческими организациями и союзами, Советом по культуре и искусству при Губернаторе Санкт-Петербурга, созданным постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.02.2011 N 2-пг.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 297. - См. предыдущую редакцию)
2. Приоритетные направления развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов
2.1. Обеспечение устойчивости развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, развитие инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге.
Стабильное развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге обеспечивается, с одной стороны, стабильным и постоянно увеличивающимся финансированием, с другой - значительным повышением финансово-хозяйственной и творческой эффективности учреждений культуры.
Период 2012-2014 годов пройдет под знаком реформирования системы управления учреждениями культуры и культурными процессами. В соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предполагаются дальнейшие изменения в части, касающейся организационных форм государственных учреждений и принципов их финансирования. Для большинства учреждений культуры Санкт-Петербурга и для всех учреждений образования в сфере культуры Санкт-Петербурга в качестве наиболее приемлемой организационной формы определена организационная форма бюджетного учреждения. Для театрально-концертных организаций перспективной является организационная форма автономного учреждения, при этом задача быстрого и массового перехода в форму автономного учреждения не ставится.
Новый подход к финансированию учреждений культуры на основе государственного задания должен принимать во внимание специфические функции учреждений культуры, не связанные с обслуживанием конкретного потребителя, такие, как сохранение культурно-исторического наследия, создание нового художественного продукта, а также важную для Санкт-Петербурга функцию обеспечения событийности культурной жизни города, широты и объема культурного предложения. Одновременно принципы формирования государственного задания должны учитывать встречный характер финансирования культурной услуги государством и потребителем и факт работы учреждений культуры на открытом рынке в смешанном секторе культурных услуг и индустрии развлечений. Значимость уровня востребованности культурных услуг, их качество и доступность для потребителя должны найти свое отражение при формировании государственного задания, а также при установлении оплаты труда работников учреждений сферы культуры, ориентированной на соответствие заданным критериям и достижение конкретных показателей, определяющих как эффективность деятельности каждого работника, так и учреждения в целом. Систематическое осуществление оценки деятельности учреждений культуры должно повысить эффективность управления сферой культуры Санкт-Петербурга и оптимизировать расходы бюджета Санкт-Петербурга. Выполнение этих условий будет способствовать сохранению устойчивости сферы культуры в Санкт-Петербурге в ходе реформы бюджетной сферы.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 297. - См. предыдущую редакцию)
2.2. Задачи в рамках данного направления:
сохранение достигнутых темпов роста поддержки сферы культуры за счет средств бюджета Санкт-Петербурга; обеспечение величины показателя, отражающего долю расходов на культуру в консолидированном бюджете Санкт-Петербурга: в 2012 году - на уровне не менее 3,4 процентов в 2013 и 2014 году - на уровне не менее 3,5 процентов, а в случае реализации оптимистического сценария социально-экономического развития Санкт-Петербурга - на уровне 4,0 процентов;
принятие Правительством Санкт-Петербурга Отраслевой схемы развития и размещения объектов культуры на территории Санкт-Петербурга с учетом всех задач, обозначенных в Концепции;
обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге в соответствии с Отраслевой схемой развития и размещения объектов культуры на территории Санкт-Петербурга и основными направлениями развития сферы культуры, обозначенными в Концепции;
содействовать развитию новой территории зоопарка;
создание условий для появления в Санкт-Петербурге объектов инфраструктуры сферы культуры нового типа: креативных пространств, многофункциональных комплексов, предназначенных для представления и реализации новых творческих идей и проектов;
завершение модернизации общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, оснащение их современной техникой и программным обеспечением;
дальнейшее реформирование системы управления учреждениями культуры и культурными процессами; формирование системы оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей; обеспечение принципа постепенности, взвешенного, индивидуального подхода при осуществлении перевода учреждений в новые организационно-правовые формы;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 297. - См. предыдущую редакцию)
осуществление перехода к финансированию учреждений культуры на основе государственного задания с учетом особенностей сферы культуры;
обеспечение достойной оплаты труда работников санкт-петербургских государственных учреждений культуры и учреждений образования в сфере культуры Санкт-Петербурга, обеспечение величины показателя, отражающего отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых в сфере культуры Санкт-Петербурга, к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Санкт-Петербурга: в 2012 году - на уровне не менее 85 процентов, в 2013 и 2014 году -на уровне не менее 89 процентов;
развитие кадрового потенциала работников санкт-петербургских государственных учреждений культуры и государственных образовательных учреждений в сфере культуры.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 297)
3. Формирование имиджа культуры как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга; закрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", а также разработка иных имиджевых брендов города
3.1. Задача формирования имиджа культурной столицы как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга имеет два важных аспекта.
Во-первых, она связана с формированием привлекательного образа Санкт-Петербурга - мирового культурного центра. Накопленные за три века бесценные сокровища культуры и сам город как градостроительный феномен представляют собой неиссякаемый разноплановый ресурс. От того, насколько эффективно используется этот ресурс, зависит уровень въездного туризма, инвестиционная и деловая привлекательность Санкт-Петербурга и, как результат, состояние его экономики.
Во-вторых, указанная задача предполагает качественное изменение внутреннего состояния петербургского общества, переход к новой, творческой среде обитания. Инновационный, социально ориентированный тип экономического развития, необходимость которого провозглашена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, требует особого внимания к человеческому капиталу, стимулирования его роста и развития. Технологический прорыв в экономике невозможен без концентрации творчески активных людей. Культурная среда Санкт-Петербурга, позволяющая получить уникальный духовный, интеллектуальный и жизненный опыт, высококачественное образование, участвовать в богатой событиями культурной жизни и раскрыть творческий потенциал, создает почву для инноваций и динамичного развития экономики.
Все это связано с необходимостью дальнейшего закрепления и развития бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", который:
является инструментом медиатехнологий, позволяющим в условиях современного информационного общества активно поддерживать и продвигать декларируемую идею;
в ясной и сжатой форме выражает то, что культура является основным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга на современном этапе;
отражает сформировавшееся в общественном сознании представление о Санкт-Петербурге как одном из главных центров культуры мирового масштаба, городе высокой культуры, городе-хранителе культурных ценностей;
не имеет политического или географического измерения, не ставит целью подчеркнуть первенствующую роль Санкт-Петербурга на какой-либо территории, в стране или регионе, а лишь отражает особую культурную миссию Санкт-Петербурга в России и мировом сообществе;
подразумевает единство культурного пространства Санкт-Петербурга независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций культуры, предполагает принятие всеми субъектами культурной деятельности в Санкт-Петербурге целей, задач и принципов политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге, приоритетных направлений и задач развития сферы культуры, установленных Концепцией;
позволит активнее привлекать в Санкт-Петербург человеческий капитал - креативных, творчески активных людей, в том числе, талантливую молодежь.
3.2. Задачи в рамках данного направления:
содействовать разработке символики и атрибутики, рекламных слоганов для продвижения бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", участвовать в разработке и реализации рекламных кампаний по продвижению бренда "Санкт-Петербург - культурная столица";
содействовать проведению крупномасштабных общественных акций, культурных мероприятий в рамках бренда "Санкт-Петербург - культурная столица" в Санкт-Петербурге и за его пределами;
создать условия для участия всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в продвижении бренда "Санкт-Петербург - культурная столица";
создать условия для активной гастрольно-выставочной деятельности организаций культуры Санкт-Петербурга в российских регионах и за рубежом.
4. Сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга
4.1. Сохранение культурно-исторического наследия является основой политики Санкт-Петербурга в сфере культуры. В Петербургской стратегии сохранения культурного наследия, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681, описана деятельность по сохранению недвижимых памятников, ансамблей и городской среды. Широкий комплекс мер, включающий учет, изучение, консервацию, реставрацию, обеспечивает сохранность движимых объектов культурно-исторического наследия: музейных, библиотечных, архивных фондов, кинофондов и иных фондов.
Публичная доступность музейных коллекций на экспозициях, выставках, в печатных и электронных публикациях и других способах представления должна соответствовать восприятию поколения, сформировавшегося в информационно-цифровую эпоху, что предполагает активное использование коммуникативных и интерактивных элементов, в том числе современных технических средств.
Культура в Санкт-Петербурге богата традициями. Утрата традиций в сфере исполнительского искусства так же губительна для культуры, как разрушение выдающихся памятников искусства. Это позволяет рассматривать культурные традиции как составную часть культурно-исторического наследия.
4.2. Задачи в рамках данного направления:
расширять и совершенствовать комплекс мер по обеспечению сохранности и безопасности предметов музейного фонда Российской Федерации, фондов библиотек и архивов, кинофонда и других фондов;