ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2011 года N 454-ПП


О Государственной программе города Москвы "Жилище" *

(с изменениями на 26 марта 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 14, том 1-14, 07.03.2012);

постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2012 года N 272-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 27.06.2012).

постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 2014 года N 205-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 24.04.2014);

постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2015 года N 189-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 10.04.2015);

постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 588-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 22.09.2016);

постановлением Правительства Москвы от 10 октября 2016 года N 662-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 14.10.2016);

постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2016 года N 913-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.12.2016);

постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 141-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.04.2017);

постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2017 года N 1045-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.12.2017);

постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2018 года N 237-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 23, 24.04.2018);

постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2019 года N 251-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 27, 21.05.2019);

постановлением Правительства Москвы от 4 июня 2019 года N 629-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 42, Том 1, 30.07.2019) (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 42, Том 2, 30.07.2019);

постановлением Правительства Москвы от 31 марта 2020 года N 313-ПП;

постановлением Правительства Москвы от 30 марта 2021 года N 381-ПП (Вестник Москвы N 3, 13.07.2021);

постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2022 года N 484-ПП (Вестник Москвы, N 37 Том 1, 05.07.2022);

постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2023 года N 246-ПП (Вестник Москвы N 53, т.1, 26.09.2023);

постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2024 года N 609-ПП (Вестник Москвы, № 38, 09.07.2024).        

_________________________________________________________________

_________________

* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2024 года N 609-ПП. - См. предыдущую редакцию.      

В целях повышения комфортности условий проживания в городе Москве  Правительство Москвы

(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-пп; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 2014 года N 205-ПП. - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить текстовую часть Государственной программы города Москвы "Жилище" (приложение).

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2024 года N 609-ПП. - См. предыдущую редакцию)

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарева А.Ю.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 марта 2020 года N 313-ПП. - См. предыдущую редакцию)



Мэр Москвы
С.С.Собянин

     

Приложение
к постановлению
 Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 года N 454-ПП
(В редакции, введенной в действие
 постановлением Правительства Москвы
 от 26 марта 2024 года N 609-ПП
. -
 См. предыдущую редакцию)

Текстовая часть Государственной программы города Москвы "Жилище"



1. Характеристика текущего состояния жилищной сферы города Москвы


В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 г. к территории города Москвы присоединены два городских округа (Троицк и Щербинка) и 19 городских и сельских поселений, которые вошли в состав Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы. В результате присоединения площадь города увеличилась более чем в два раза и составила 255 тыс. га.

По состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь жилищного фонда в городе Москве составила 286,1 млн кв.м. Москва - крупнейший город, который характеризуется не только самым большим жилищным фондом, ной максимальной численностью населения среди субъектов и городов Российской Федерации. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г.Москве и Московской области на 1 января 2024 г. в городе Москве проживало 13154708 человек.

Жилищное строительство в городе Москве осуществляется за счет средств городского и федерального бюджетов, а также средств юридических и физических лиц. Строительство многоквартирных домов за счет средств инвесторов является наиболее крупным сегментом жилищного строительства в городе Москве. Индивидуальное жилищное строительство осуществляется преимущественно за счет средств физических лиц на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

Активное жилищное строительство, которое осуществлялось в последние годы, способствовало существенному обновлению и улучшению качества жилищного фонда, формированию городской среды, отвечающей современным требованиям населения.

В период 2017-2023 годов было введено 39,07 млн кв.м жилья, в том числе индивидуального жилищного строительства (ИЖС) - 3,84 млн кв.м. За указанный период объем ввода жилья в городе Москве в рамках реализации мероприятий, предусмотренных адресной инвестиционной программой города Москвы (далее также - АИП), составил 2,45 млн кв.м.

В городе завершается снос пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения, достигших наибольшей степени морального и физического износа. Мероприятия осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 6 июля 1999 г. № 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года". Плановый срок завершения сноса таких жилых домов в соответствии с названным постановлением Правительства Москвы - 2028 год, в настоящее время выполнено 98,9 процента работ.

Постепенно увеличиваются масштабы реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, выполняемой в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. № 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" (далее - Программа реновации жилищного фонда в городе Москве). Реализация Программы реновации жилищного фонда в городе Москве в полном объеме позволит улучшить жилищные условия более 1 млн человек в городе Москве, а также будет способствовать повышению качества возводимого жилья и формированию комфортной современной городской среды. В рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве с 2017 г. по состоянию на 1 января 2024 г. введено 4,3 млн кв.м жилья.

Государственная политика города Москвы в сфере жилищного строительства направлена на реновацию жилищного фонда в рамках городских жилищных программ, на создание условий для строительства жилья за счет средств инвесторов, на решение проблем граждан - участников долевого строительства, выполнение государственных обязательств, а также решение вопросов обеспечения жилыми помещениями очередников и жителей многоквартирных домов.

На стабильном уровне сохраняется число обеспечиваемых категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации (ветераны, в т.ч. ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, граждане, получающие государственные жилищные сертификаты, и иные категории, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы).

Одним из приоритетных направлений жилищной сферы города Москвы является сокращение объема непригодного для проживания жилищного фонда. Признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции осуществляется по решению Правительства Москвы на основании заключения Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы, порядок деятельности которой определен постановлением Правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 274-ПП "Об организации работы Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы".

Для обеспечения комфортных условий проживания и безопасной эксплуатации жилищного фонда в городе Москве успешно внедрены механизмы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Актуальность Программы реновации жилищного фонда в городе Москве обусловлена тем, что основную часть жизненного цикла жилого дома занимает период эксплуатации. В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 6.1 статьи 2, статьи 167 и 168), части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. № 2 "Основы жилищной политики города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. № 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы" на территории города Москвы реализуется региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее - региональная программа).

Реализация региональной программы направлена на обеспечение безопасной и надежной эксплуатации многоквартирных домов, планового проведения капитального ремонта, а также вовлечение собственников жилья в планирование и контроль качества выполненных работ. В рамках региональной программы определены порядок организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

По состоянию на 1 января 2024 г. доля площади домов, в которых проведены работы по ремонту отдельных инженерных систем и конструктивных элементов в текущем году по отношению к общей площади домов, включенных в региональную программу и формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, нарастающим итогом составила 41,42 процента. Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год в соответствии с критериями, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации.

Для обеспечения комплексного подхода к развитию застроенных территорий, а также единой градостроительной политики города Москвы необходимо координировать планы Комплекса городского хозяйства города Москвы и Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

Мероприятия по формированию комфортной городской среды не ограничиваются капитальным ремонтом многоквартирных домов. В Москве осуществляются масштабные работы по благоустройству дворов, созданию условий для более разнообразного досуга москвичей непосредственно рядом с домом.

Совершенствование системы управления жилищным фондом осуществляется на регулярной основе, что позволяет повысить качество обслуживания и оперативность решения актуальных вопросов жителей.

Развитие жилищного фонда является одним из основных стратегических направлений развития строительной отрасли Москвы на период до 2035 года.

Таким образом, Государственная программа города Москвы "Жилище" (далее - Государственная программа) направлена на комплексное решение задач, связанных с улучшением жилищных условий, повышением качества жилищного фонда и разнообразия жилой застройки, совершенствования механизмов управления и содержания жилищного фонда, благоустройства территорий.

2. Прогноз развития жилищной сферы города Москвы. Планируемые показатели и результаты Государственной программы


Реализация Государственной программы с 1 января 2019 г. осуществляется с учетом региональной составляющей федерального проекта "Жилье", направленного на увеличение объема жилищного строительства до 120 млн кв.м в год в целом по Российской Федерации. В этих целях в рамках Государственной программы осуществляется мониторинг исполнения показателя "Годовой объем ввода жилья в городе Москве (за счет всех источников)", который является одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих развитие жилищной сферы. Объем ввода жилья в городе Москве (за счет всех источников) в 2026 году планируется на уровне 5,7 млн кв.м. Показатель отражает системные изменения в жилищной сфере: позволяет оценить объемы жилищного строительства в разрезе источников финансирования, развитие жилищного фонда и уровень обеспеченности населения жильем.

Стратегическими направлениями жилищной политики являются:

- строительство нового жилья в городе Москве в соответствии с АИП, а также реновация существующей жилой застройки;

- выполнение государственных обязательств за счет средств бюджета города Москвы для обеспечения жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы;

- капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда города Москвы;

- совершенствование системы управления жилищным фондом в городе Москве и создание системы улучшения жилищных условий жителей;

- содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства. Повышение качества эксплуатации и благоустройства жилищного фонда.

Реализация Государственной программы будет способствовать не только развитию строительной и смежных с ней отраслей, созданию новых рабочих мест, повышению налоговых поступлений в бюджетную систему города, но и обеспечит обновление жилищного фонда, создаст комфортные условия проживания, повысит уровень обеспеченности населения жильем.

Несмотря на влияние неблагоприятных социально-экономических факторов, столица является одним из лидеров по показателям жилищного строительства. Масштабы и темпы развития жилищного фонда в прогнозируемый период в значительной степени будут зависеть от инвестиционной активности застройщиков, реальных доходов населения, условий ипотечного жилищного кредитования, уровня инфляции и валютного курса, а также результатов импортозамещения.

Реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве способствует улучшению комфортности проживания москвичей, показателей обеспеченности жильем, а также повышению качества жилья и городской среды в целом, обеспечению жильем москвичей, состоящих в очереди на жилищном учете.

Масштабы города и фонда жилой недвижимости обуславливают значимость мероприятий по капитальному ремонту и благоустройству придомовых территорий города. Московская программа капитального ремонта - один из самых масштабных проектов модернизации жилья в России и в мире.

В целом Государственная программа направлена на улучшение условий и качества жизни жителей города Москвы, повышение комфортности и безопасности условий проживания, носит комплексный характер, обеспечивает мультипликативный эффект в различных отраслях экономики.

3. Цели и задачи Государственной программы, описание структурных элементов Государственной программы


Целями Государственной программы являются:

- создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств;

- ежегодное предоставление москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве;

- повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.

Для достижения поставленных целей при реализации Государственной программы будут решены следующие задачи:

- строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки;

- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы;

- проведение капитального ремонта и модернизации существующего жилищного фонда в соответствии с нормативными сроками;

- совершенствование системы управления жилищным фондом в городе Москве, осуществление комплекса мер по обеспечению безопасной эксплуатации недвижимости, в том числе находящейся в собственности города;

- содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства.

Деление Государственной программы на подпрограммы осуществлено исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках Государственной программы задач.

Государственная программа включает в себя 5 подпрограмм, обеспечивающих в комплексе достижение целей Государственной программы:

- "Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки";

- "Выполнение государственных обязательств";

- "Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда";

- "Управление жилищным фондом в городе Москве";

- "Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства".

4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в жилищной сфере города Москвы


Важнейшим условием успешной и эффективной реализации Государственной программы является дальнейшее совершенствование законодательства города Москвы в жилищной сфере, в том числе формирование надлежащей правовой базы, направленной на поддержку и развитие в городе Москве жилищной сферы.

В целях совершенствования правового регулирования, актуализации правовой базы в городе Москве проводится мониторинг правовых актов города Москвы, а также осуществляется работа по формированию единообразной правоприменительной практики и оказанию методической помощи субъектам правоотношений в жилищной сфере.

5. Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации, показателями для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации


Реализация Государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Комфортная и безопасная среда для жизни", а также достижения показателя для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации.



Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»