Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 августа 2017 года N 497-ПП

О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве

(с изменениями на 21 сентября 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2017 года N 730-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.10.2017);

постановлением Правительства Москвы от 8 ноября 2017 года N 827-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.11.2017);

постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2017 года N 1009-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.12.2017);

постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2019 года N 60-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 06.02.2019);

постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2019 года N 258-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 28.03.2019);

постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2019 года N 1855-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.12.2019);

постановлением Правительства Москвы от 11 февраля 2020 года N 87-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 10, 18.02.2020);

постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2020 года N 2215-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 22.12.2020);

постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2021 года N 1455-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.09.2021).

____________________________________________________________________



В целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства и в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Программу реновации жилищного фонда в городе Москве (приложение).

2. Установить, что:

2.1. Департамент градостроительной политики города Москвы, Департамент строительства города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент капитального ремонта города Москвы, Департамент информационных технологий города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Комитет государственных услуг города Москвы до 1 января 2018 г. обеспечивают принятие нормативных правовых актов города Москвы, необходимых для реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - Программа реновации).

2.2. Департамент градостроительной политики города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы и Департамент строительства города Москвы обеспечивают подготовку показателей Программы реновации в соответствии с ее задачами, направлениями и ожидаемыми результатами.

2.3. Департамент градостроительной политики города Москвы совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы до 1 октября 2017 г. определяют перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2019 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих начало "волнового переселения" граждан в целях реализации Программы реновации.

2.4. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы до 1 августа 2019 г. обеспечивает разработку градостроительной документации, необходимой для реализации Программы реновации.

2.5. Департамент градостроительной политики города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент строительства города Москвы по мере утверждения градостроительной документации, необходимой для реализации Программы реновации, но не позднее 30 июня 2020 г. разрабатывают этапы ее реализации с указанием сроков их выполнения.

(Пункт 2.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2019 года N 1855-ПП. - См. предыдущую редакцию)

2.6. Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент строительства города Москвы, Департамент финансов города Москвы обеспечивают внесение изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2016 г. N 665-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2016-2019 годы", которые необходимы для реализации Программы реновации.

2.7. Координаторы государственных программ города Москвы при актуализации государственных программ города Москвы обеспечивают внесение изменений в соответствующие государственные программы города Москвы в целях реализации Программы реновации, в том числе в целях приоритетного обеспечения территорий, предназначенных для строительства многоквартирных домов для переселения граждан, объектами социальной, транспортной инфраструктуры, благоустройства таких территорий и выполнения иных мероприятий, направленных на создание комфортной среды проживания граждан.

2.8. Департамент строительства города Москвы обеспечивает учреждение и регистрацию Московского фонда реновации жилой застройки.

2.9. Собственники помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах с 1 августа 2017 г.

2.10. Департамент капитального ремонта города Москвы в срок до 1 октября 2017 г. обеспечивает исключение многоквартирных домов, включенных в Программу реновации, из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы.

2.11. Департамент экономической политики и развития города Москвы осуществляет постоянный мониторинг исполнения Программы реновации.

2.12. Координатором Программы реновации является Департамент градостроительной политики города Москвы.

3. Принять решение о реновации в отношении многоквартирных домов, включенных в Программу реновации, с установлением этапов его реализации (при наличии) и перечня мероприятий по его реализации с примерными сроками их выполнения в соответствии с утверждаемой на основании такого решения градостроительной документацией.

4. Многоквартирные дома, которые не были включены в Программу реновации в связи с обжалованием в установленном порядке решений общих собраний собственников помещений о поддержке включения таких многоквартирных домов в Программу реновации, могут быть дополнительно включены в Программу реновации в случае, если по результатам рассмотрения соответствующих жалоб (обращений, заявлений) будет установлено, что указанные решения были приняты с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов города Москвы (в том числе требований постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве").

5. В случае включения в Программу реновации многоквартирных домов, имеющих историческую и (или) архитектурную ценность, такие многоквартирные дома, в том числе в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки, после освобождения всех помещений в таких многоквартирных домах в соответствии с Программой реновации подлежат сохранению.

6. Программа реновации принимается на срок до 2032 года.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления Мэр Москвы оставляет за собой.

Мэр Москвы
С.С.Собянин


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 1 августа 2017 года N 497-ПП



Программа реновации жилищного фонда в городе Москве

(с изменениями на 21 сентября 2021 года)

          

1. Общие положения


Программа реновации жилищного фонда в городе Москве (далее также - Программа реновации) подготовлена и реализуется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"), Законом города Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".

Реновация жилищного фонда в городе Москве - совокупность мероприятий, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства.

Программа реновации принимается на срок до 2032 года и позволит устранить накопленный за последние десятилетия дисбаланс развития городской среды и не допустить массового появления в ближайшие 10-15 лет аварийного жилищного фонда в городе Москве.

В Программу реновации включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений и граждане, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, поддержали включение данных многоквартирных домов в Программу реновации.

Очередность сноса многоквартирных домов, включенных в Программу реновации, устанавливается на основании утвержденной в целях ее реализации градостроительной документации (в том числе документации по планировке территории) с учетом технического состояния указанных многоквартирных домов.

В случае включения в Программу реновации многоквартирных домов, имеющих историческую и (или) архитектурную ценность, такие многоквартирные дома, в том числе в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки, после освобождения всех помещений в таких многоквартирных домах в соответствии с Программой реновации подлежат сохранению.

Финансирование Программы реновации осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, а также из иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информирование по вопросам осуществления реновации осуществляется путем опубликования соответствующей информации в печатных средствах массовой информации, предназначенных для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов города Москвы, путем ее размещения на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы, ином определенном указанным органом государственной власти сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также другими способами, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Актуальность реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве

2.1. Структура и характеристика жилищного фонда в городе Москве, возведенного в периоды индустриального домостроения.


Существующий жилищный фонд города Москвы по состоянию на 1 января 2017 г. составляет 243,6 млн.кв.м.

Значительная часть жилищного фонда построена в эпоху индустриального домостроения, которая началась с плана реконструкции Москвы на 1951-1960 годы. Для решения поставленных задач была произведена модернизация строительной отрасли и ее организационная перестройка, связанная с индустриализацией строительства. Дальнейшее развитие домостроения условно делится на несколько периодов, имеющих определенные характерные особенности.

Первый период индустриального домостроения - период индустриального строительства в Москве многоквартирных домов с количеством этажей не более девяти по типовым проектам, разработанным в период с 1957 по 1968 год, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий. К таким многоквартирным домам относятся в том числе крупнопанельные многоквартирные дома (серии I-515, 1605-АМ, 1МГ-300, К-7, II-32, II-35), многоквартирные дома с неполным каркасом (серия I-335), многоквартирные крупноблочные дома (серия I-510), многоквартирные дома с кирпичными несущими стенами (серий I-511, I-513, II-34) и многоквартирные дома из объемных блоков. Квартиры в этих домах, как правило, имеют минимальные площади, в том числе площади жилых комнат и подсобных помещений, а также проходы через гостиную в кухню или в спальни.

Основной задачей строительства таких домов было решение проблемы обеспечения каждой семьи отдельной квартирой, и она во многом была решена. В 1949 году в Москве было введено в эксплуатацию 0,8 млн.кв.м жилья. Через 10 лет, в 1959 году, вводится 1,8 млн.кв.м. В 1963-1964 годах, на пике "хрущёвского" строительства, уже было введено 2,5 млн.кв.м.

По мере внедрения технологии массового панельного строительства и поиска путей улучшения разработанных проектов был осуществлен переход ко второму периоду индустриального домостроения (примерно с середины 60-х до начала 70-х годов прошлого века). Для него характерны дома повышенной этажности (9, 12, 14, 16 этажей) и с более просторными и комфортными квартирами, например, таких серий панельных, каркасно-панельных и кирпичных домов, как 1-515/9м, 1605АМ, II-49, И-209А и др.

Принятие "Единого московского каталога индустриальных унифицированных изделий" ознаменовало наступление третьего периода индустриального домостроения (с начала и до середины 1970-х). С введением этого каталога проектирование и производство домов было систематизировано. Домостроительные комбинаты начали производить определенные наборы деталей, узлов и их наборы для монтажа зданий. На их основе спроектированы новые типовые серии крупнопанельных, каркасно-панельных и блочных домов высотой от 12 до 25 этажей - П-44, II-68, П-3, П-42, П-22, 1МГ-601 и другие.

С середины 1970-х годов начался четвертый период индустриального домостроения, характеризующийся поисками и реализацией принципов индивидуализации застройки на основе типовых серий. К нему относятся в основном крупнопанельные дома серий П-46, П-47, П-55, И-700А, а также другие, в том числе панельно-блочные (И-522А) и крупноблочные (И-41А) многоквартирные дома.

С начала 1990-х годов можно определить пятый период индустриального домостроения. В это время модернизированы или разработаны новые серии панельных домов, такие как, например, П-44Т, П-44М, П3М, П46М, ПД4, П55М, КОПЭ и другие.

2.2. Программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения и ее итоги.


К концу 1990-х годов значительная часть жилищного фонда, построенного в первый период индустриального домостроения, достигла высокой степени износа.

В этой связи Правительством Москвы был проведен анализ данных о состоянии пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения, позволивший определить стратегию комплексной реконструкции районов с такими многоквартирными домами.

Было установлено, что наибольшей степени морального и физического износа достигли дома отдельных серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300, которые было предложено снести, предварительно переселив их жителей. При этом снос многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения иных серий, таких какI1-515, I-510, I-511, I-477, I-513, I-335, II-34, не предусматривался.

Для обеспечения комплексной реконструкции кварталов пятиэтажной застройки Правительством Москвы в конце 1990-х годов был принят ряд городских нормативных правовых актов, наиболее значимым из которых является постановление Правительства Москвы от 6 июля 1999 г. N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года". Предстояло снести 1722 панельных пятиэтажных дома определенных в указанном постановлении серий в объеме около 6,3 млн.кв.м.

По состоянию на 1 августа 2017 г. в рамках реализации программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения осуществлен снос 1671 дома площадью 6,1 млн.кв.м, что составляет около 97% от всего объема программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения.

В рамках реализации программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения из пятиэтажных многоквартирных домов "сносимых" серий в современное комфортное жилье переселено более 160 тысяч семей, более 450 тысяч жителей. При реализации программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения обеспечена комплексная квартальная застройка с необходимыми объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В Центральном, Северном, Южном, Юго-Восточном, Восточном, Северо-Западном и Зеленоградском административных округах города Москвы снос пятиэтажных жилых домов "сносимых" серий полностью завершен. Остаточный снос составляет 51 дом площадью 0,2 млн.кв.м. Выполнение обязательств в части сноса заявленного объема пятиэтажного жилищного фонда в полном объеме планируется в ближайшие два года.

Таким образом, реализация программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения, проводимой Правительством Москвы с 1999 года, подходит к завершению.

2.3. Характеристика текущего состояния домов первого периода индустриального домостроения и обоснование актуальности реализации Программы реновации.

2.3.1. Несмотря на реализацию программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения по сносу многоквартирных домов "сносимых" серий (К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300), в городе Москве остается значительный объем жилищного фонда, достигшего высокой степени морального и физического износа, который требует обновления.

В состав такого жилищного фонда входят многоквартирные дома с количеством этажей не более 9, возведенные по типовым проектам в период с 1957 по 1968 годы, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий (многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения), которые ранее не были отнесены к "сносимым" сериям многоквартирных домов, а также аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома.

Указанные многоквартирные дома проектировались без расчета на их капитальный ремонт, который при его выполнении не приведет к качественному изменению характеристик жилья и повышению комфортности проживания по следующим причинам.

Проведение работ по капитальному ремонту общего имущества основных элементов многоквартирных домов с 2015 года осуществляется в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы.

Многоквартирные дома в городе Москве в установленном порядке включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы". Указанная Региональная программа предусматривает периоды выполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту общего имущества применительно к каждому дому (ремонт инженерных коммуникаций, фасада, крыши и пр.).

Вместе с тем в многоквартирных домах первого периода индустриального домостроения, возведенных по типовым проектам, имеются конструктивные недостатки. В значительном количестве таких домов отсутствуют подвальные помещения и доступ к коммуникациям, что наряду с высоким износом конструкций приводит к невозможности их капитального ремонта. В частности, при аварийных протечках нет открытого доступа к инженерным коммуникациям. В результате модернизация инженерной инфраструктуры в таких домах практически невозможна.

При осуществлении контроля за ходом проведения капитального ремонта специалисты столкнулись с трудностями, связанными с конструктивными особенностями многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения. В целом ряде домов в квартирах отсутствуют стандартные отопительные приборы под окнами, трубы регистров отопления квартир вмонтированы в поперечные панели, что не обеспечивает нормативной внутренней температуры. Прокладка новых стояков с установкой отопительных приборов открытым способом значительно уменьшает полезную площадь квартир. В некоторых случаях возникает необходимость срезки балконов при отсутствии технической возможности их последующего восстановления без частичной разборки наружных стен.