ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изменениями на 27 февраля 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 2021 года N 651 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2021, N 0001202111120001) (вступил в силу с 1 января 2022 года);
Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 2023 года N 126 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.02.2023, N 0001202302270004).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
2. Правительству Российской Федерации:
а) в 3-месячный срок утвердить единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164, и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (далее - Стратегия), утвержденной настоящим Указом;
б) обеспечить реализацию Стратегии;
в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии;
г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о ходе реализации Стратегии.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей деятельности, а также внести соответствующие изменения в стратегии социально-экономического развития и государственные программы развития субъектов Российской Федерации.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
26 октября 2020 года
N 645
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года
(с изменениями на 27 февраля 2023 года)
1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность), разработанным в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (далее - Основы государственной политики в Арктике) и определяющим меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, а также этапы и ожидаемые результаты реализации этих мер.
2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, указы Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
3. В настоящей Стратегии понятия Арктика и Арктическая зона Российской Федерации (далее - Арктическая зона) используются в тех же значениях, что и в Основах государственной политики в Арктике.
4. Особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, состоят в следующем:
а) экстремальные природно-климатические условия, крайне низкие плотность населения и уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры;
б) высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, особенно в местах проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - малочисленные народы);
в) климатические изменения, способствующие возникновению как новых экономических возможностей, так и рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды;
г) устойчивая географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем;
д) неравномерность промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны, ориентированность экономики на добычу природных ресурсов, их вывоз в промышленно развитые субъекты Российской Федерации и экспорт;
е) высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров из различных субъектов Российской Федерации;
ж) рост конфликтного потенциала в Арктике.
5. Значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии Российской Федерации и обеспечении ее национальной безопасности обусловлено следующим:
а) Арктическая зона обеспечивает добычу более 80 процентов горючего природного газа и 17 процентов нефти (включая газовый конденсат) в Российской Федерации;
б) реализация в Арктической зоне крупнейших экономических (инвестиционных) проектов обеспечивает формирование спроса на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, а также стимулирует производство такой продукции в различных субъектах Российской Федерации;
в) континентальный шельф Российской Федерации в Арктике (далее - континентальный шельф), по оценкам экспертов, содержит более 85,1 трлн. куб. метра горючего природного газа, 17,3 млрд. тонн нефти (включая газовый конденсат) и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
г) значение Северного морского пути как транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, будет возрастать в результате климатических изменений и развития круглогодичного судоходства на протяжении всей акватории Северного морского пути;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 2023 года N 126. - См. предыдущую редакцию)
д) вероятность наступления в результате антропогенного воздействия и (или) климатических изменений в Арктической зоне событий, имеющих неблагоприятные экологические последствия, создает глобальные риски для хозяйственной системы, окружающей среды и безопасности Российской Федерации и мира в целом;
е) в Арктической зоне проживает 19 малочисленных народов, располагаются объекты их историко-культурного наследия, имеющие историческую и культурную ценность общемирового значения;
ж) в Арктической зоне располагаются объекты стратегических сил сдерживания в целях недопущения агрессии против Российской Федерации и ее союзников.
6. В результате реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года:
а) ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Арктической зоне увеличилась с 70,65 года в 2014 году до 72,39 года в 2018 году;
б) миграционный отток населения из Арктической зоны в период с 2014 по 2018 год сократился на 53 процента;
в) уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился с 5,6 процента в 2017 году до 4,6 процента в 2019 году;
г) доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации увеличилась с 5 процентов в 2014 году до 6,2 процента в 2018 году;
д) доля средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в общем объеме инвестиций в основной капитал, осуществляемых в Арктической зоне, увеличилась с 5,5 процента в 2014 году до 7,6 процента в 2019 году;
е) объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути вырос с 4 млн. тонн в 2014 году до 31,5 млн. тонн в 2019 году;
ж) доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в общем числе таких хозяйств в Арктической зоне увеличилась с 73,9 процента в 2016 году до 81,3 процента в 2019 году;
з) доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Арктической зоне увеличилась с 41 процента в 2014 году до 59 процентов в 2019 году.
7. Основными опасностями, вызовами и угрозами, формирующими риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, остаются:
а) интенсивное потепление климата в Арктике, происходящее в 2-2,5 раза быстрее, чем в целом на планете;
б) снижение естественного прироста населения, миграционный отток и, как следствие, сокращение численности населения;
в) отставание значений показателей, характеризующих качество жизни в Арктической зоне, от общероссийских или средних по субъектам Российской Федерации значений, в том числе в части, касающейся ожидаемой продолжительности жизни при рождении, смертности лиц трудоспособного возраста, младенческой смертности, доли автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, доли аварийного жилищного фонда, объема ввода в эксплуатацию жилья, доли обеспечения жилищного фонда всеми видами благоустройства;
г) низкий уровень доступности качественных социальных услуг и благоустроенного жилья в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
д) высокий уровень профессионального риска, обусловленный превышением нормативов условий труда, комплексным воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, неблагоприятными климатическими условиями, повышенный риск появления и развития профессиональных заболеваний;
е) недостаточный уровень развития системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров, обеспечивающей возможность их реализации населению и хозяйствующим субъектам по доступным ценам;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 2023 года N 126. - См. предыдущую редакцию)
ж) низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, в том числе предназначенной для функционирования малой авиации и осуществления круглогодичных авиаперевозок по доступным ценам, высокая стоимость создания объектов такой инфраструктуры;
з) низкая конкурентоспособность субъектов предпринимательской деятельности, обусловленная значительными издержками, в том числе в связи с необходимостью предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
и) несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах;
к) отставание сроков развития инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов от сроков реализации экономических проектов в Арктической зоне;
л) отсутствие системы экстренной эвакуации и оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов в акватории Северного морского пути;
м) низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и недостаточность конкуренции в телекоммуникационной сфере;
н) высокая доля локальной генерации электроэнергии на основе использования экономически неэффективного и экологически небезопасного дизельного топлива;
о) снижение доли добавленной стоимости высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте Арктической зоны, слабое взаимодействие сектора научных исследований и разработок с реальным сектором экономики, разомкнутость инновационного цикла;
п) низкий уровень инвестиций в основной капитал, осуществляемых в целях охраны и рационального использования природных ресурсов;
р) вероятность попадания в Арктическую зону из-за рубежа высокотоксичных и радиоактивных веществ, а также возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний;
с) несоответствие темпов развития аварийно-спасательной инфраструктуры и системы общественной безопасности темпам роста хозяйственной деятельности в Арктической зоне;
т) рост конфликтного потенциала в Арктике, требующий постоянного повышения боевых возможностей группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне.
8. В 2019 году система государственного управления реорганизована с учетом вызовов, связанных с развитием Арктической зоны и обеспечением национальной безопасности: утвержден новый состав и расширены полномочия Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, принято решение о расширении компетенции институтов развития Дальнего Востока на Арктическую зону.
9. Целью реализации настоящей Стратегии является обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктической зоне, а также достижение целей, определенных в Основах государственной политики в Арктике.
10. Основные направления и задачи развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности соответствуют основным направлениям реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике и основным задачам развития Арктической зоны, перечисленным в Основах государственной политики в Арктике.
11. Выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны обеспечивается путем реализации следующих мер:
а) модернизация первичного звена здравоохранения, включая приведение материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, дооснащение и переоснащение этих организаций, подразделений, больниц оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи;
б) оснащение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, автомобильным и авиационным транспортом для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для доставки лекарственных препаратов в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов;
в) совершенствование механизмов государственного финансирования оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной удаленности;