ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2023 года N 1994
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2171; 2017, N 15, ст.2228; 2018, N 15, ст.2145; 2019, N 15, ст.1745; 2020, N 15, ст.2265; 2021, N 15, ст.2574; 2022, N 1, ст.241; N 29, ст.5480; 2023, N 32, ст.6384).
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Пункт 7 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
1. Абзац третий раздела 1 изложить в следующей редакции:
"Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита) по итогам 2022 года снижен на 247,7 тыс. тонн от базового уровня 2017 года (11,1 процента). В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 октября 2020 г. N Пр-1726ГС с 1 сентября 2023 г. список городов - участников федерального проекта "Чистый воздух" расширен.".
2. Абзац четырнадцатый раздела 3 изложить в следующей редакции:
"До конца 2026 года планируется снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не менее чем на 20 процентов по отношению к уровню 2017 года в 12 городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух", а до конца 2030 года - снижение выбросов опасных загрязняющих веществ не менее чем в 2 раза в рамках расширенного списка городов - участников указанного федерального проекта.".
3. Абзац четвертый раздела 4 дополнить словами "к 2030 году".
4. В абзаце шестом раздела 5 слова "г.Читы (снижение совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 6,9 тыс. тонн к 2024 году, снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 4,4 тыс. тонн к 2024 году) и г.Норильска (снижение выбросов на 1296,98 тыс. тонн к 2024 году)" заменить словами "г.Читы (снижение совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 19,8 тыс. тонн к 2024 году, снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 19,1 тыс. тонн к 2024 году) и г.Норильска (снижение совокупного объема выбросов на 895,6 тыс. тонн к 2024 году, снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 883,2 тыс. тонн к 2024 году)".
5. В абзаце первом пункта 14 приложения N 28 к указанной Программе слова "Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации" заменить словами "Исполнительный орган субъекта Российской Федерации".
6. В пункте 10 приложения N 29 к указанной Программе слова "Орган исполнительной власти Республики Крым" заменить словами "Исполнительный орган Республики Крым".
7. Дополнить приложением N 30 следующего содержания:
"Приложение N 30
к государственной программе
Российской Федерации
"Охрана окружающей среды"
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология"
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов по снижению совокупного объема выбросов, в том числе опасных загрязняющих веществ, в атмосферный воздух, осуществляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, предусмотренных комплексными планами мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" (далее соответственно - федеральный проект, региональный проект, субсидии, комплексный план).
2. Для целей настоящих Правил под комплексными планами понимаются комплексные планы, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
3. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:
а) реализация субъектом Российской Федерации комплексного плана;
б) наличие утвержденного субъектом Российской Федерации паспорта регионального проекта и соглашения о реализации регионального проекта на территории субъекта Российской Федерации, заключенного между руководителем федерального проекта и руководителем регионального проекта в форме электронного документа посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет";
в) в отношении мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства - наличие письменного обязательства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации обеспечить завершение строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и ввод его в эксплуатацию не позднее 2026 года для мероприятий, реализуемых в 12 городах - участниках федерального проекта, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и не позднее 2029 года для мероприятий, реализуемых в городских поселениях и городских округах, включенных в перечень городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, дополнительно относящихся к территориям эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 1852-р;
г) в отношении мероприятий по закупке транспортных средств - наличие утвержденных документов транспортного планирования (программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, документ планирования регулярных перевозок, комплексная схема организации дорожного движения) муниципальных образований в составе городской агломерации, в границах которых планируется эксплуатация приобретаемого подвижного состава (в случае если разработка данных документов является обязательной для муниципального образования).
4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.
5. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, предусмотренных комплексными планами, включая при необходимости проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации, по следующим направлениям:
а) закупка городского электрического транспорта российского производства в целях обновления подвижного состава общественного транспорта путем замещения транспортных средств низкого экологического класса;
б) строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт инфраструктуры городского электрического транспорта (троллейбусные и трамвайные линии, в том числе трамвайные пути, тяговые подстанции, зарядные станции, электрооборудование, контактные и кабельные сети, трамвайные и троллейбусные депо);
в) закупка транспортных средств российского производства большого и (или) особо большого класса, работающих на газомоторном топливе, в целях обновления подвижного состава общественного транспорта путем замещения транспортных средств низкого экологического класса;
г) строительство и реконструкция газопроводов, распределительных сетей в целях газификации жилых домов, частных домовладений, зданий различного назначения и промышленных предприятий;
д) строительство и реконструкция объектов теплоснабжения, тепловых сетей, включая центральные тепловые пункты, насосные станции и иные устройства, предназначенные для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок в целях перевода частных домовладений на централизованное теплоснабжение;
е) перевод частных домовладений с угольного или печного отопления на газовое, электрическое или комбинированное, включая приобретение, установку, монтаж внутридомового газового, электрического или комбинированного оборудования, приборов учета, систем отопления, подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
ж) перевод с печного отопления и модернизация систем угольного отопления частных домовладений путем приобретения, установки и монтажа твердотопливных котлов с автоматической подачей топлива, которые имеют коэффициент полезного действия не менее 84 процентов и при номинальной теплопроизводительности которых предельные величины концентрации угарного газа, летучих органических соединений и пыли не превышают 1000, 30 и 60 мг/м соответственно в пересчете на сухой дымовой газ при 10 процентах кислорода, а также внутридомовых систем отопления;
з) строительство, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, необходимых для перевода частных домовладений на электрическое отопление, и компенсация части стоимости электроэнергии, поставляемой для таких домовладений, за исключением случаев, когда реализация указанных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации предусмотрена программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в срок по 31 января 2026 г. для мероприятий, реализуемых в 12 городах - участниках федерального проекта, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и до 31 января 2029 г. для мероприятий, реализуемых в городских поселениях и городских округах, включенных в перечень городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, дополнительно относящихся к территориям эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 1852-р;
и) рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух, доля выбросов от которых составляет не менее 5 процентов совокупного годового объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по поселению или городскому округу.
6. Распределение субсидий осуществляется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Субсидии распределяются на основании заявок высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии (далее - заявка), направленных в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Форма и сроки представления заявки определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, информация о них направляется письмом в субъекты Российской Федерации, реализующие комплексные планы.
7. В состав заявки в обязательном порядке включаются следующие сведения:
а) наименование мероприятия комплексного плана;
б) планируемый срок реализации мероприятия комплексного плана или срок строительства (реконструкции) и ввода объекта в эксплуатацию для объектов капитального строительства (реконструкции);
в) ожидаемый вклад мероприятия комплексного плана в достижение целевых показателей федерального проекта;
г) иные сведения, предусмотренные формой заявки.
8. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (), определяется по формуле:
,
где:
- объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий в очередном финансовом году;
- стоимость реализации мероприятия комплексного плана i-го субъекта Российской Федерации, указанного в заявке;
- предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенный в соответствии с пунктом 13_1.1 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий);
n - количество субъектов Российской Федерации, реализующих комплексные планы и представивших заявку.
9. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления субсидий и настоящими Правилами (далее - соглашение).
10. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
11. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
12. Результатом использования субсидии является сокращение совокупного объема выбросов, в том числе опасных загрязняющих веществ, в атмосферный воздух за счет реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, предусмотренных комплексными планами.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации путем сравнения фактических и плановых значений результата использования субсидии, предусмотренного соглашением на соответствующий финансовый год.
13. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отчетность об осуществлении расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, о достижении значений результата использования субсидий и об исполнении графиков выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства (при наличии таких мероприятий) по форме и в сроки, которые установлены соглашением.
14. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств по достижению значений результата использования субсидии, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности предусмотрены пунктами 16-20 Правил предоставления субсидий.
15. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведений и за соблюдение условий, установленных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
16. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
17. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидий, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.".
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 01.12.2023,
N 0001202312010050