____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 25.12.2015 N 1158-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2015).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 21 октября 2013 года)
(редакция, действующая с 8 ноября 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Пермского края от 21 октября 2013 года N 1462-п ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 42 от 28 октября 2013 года) (вступает в силу с 8 ноября 2013 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы» и постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 марта 2013 г. N 751 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы», в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ»
Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы».
2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся дошкольного общего образования, которые вступают в силу с 1 сентября 2013 года. (в редакции постановления Правительства Пермского края от 21 октября 2013 года N 1462-п)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Кочурову Н.Г.
Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.Тушнолобов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Пермского края
от 26 аперля 2013 года N 345-п
(в редакции постановления Правительства Пермского края
от 21 октября 2013 года N 1462-п)
Данный документ предназначен для детального описания содержания Программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы», определения целей, задач и этапов работ и их результатов.
В ходе уточнения и детализации целей и задач Программы данный документ подлежит изменению по согласованию сторон в соответствии с процедурой внесения изменений.
| |
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программ «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы» (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21 марта 2013 г. N 751 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы». Постановление Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ». |
Разработчик Программы | Министерство образования Пермского края |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство образования Пермского края |
Исполнители Программы | Министерство образования Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) |
Цели и задачи Программы | Целью Программы является комплексное и эффективное развитие региональной системы образования, обеспечивающее повышение доступности качества образования, посредством создания условий для индивидуализации образования и использования инновационных механизмов воспитания и социализации личности, как важного фактора устойчивого социально-экономического и социокультурного развития региона в интересах человека, общества и государства. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи: 1. создать условия для развития и воспитания детей дошкольного возраста; 2. обеспечить повышение доступности общего образования; 3. обеспечить повышение качества общего образования; 4. обеспечить повышение воспитательной эффективности образовательного процесса, развитие дополнительного образования детей; 5. обеспечить повышение доступности и качества программ начального и среднего профессионального образования; 6. обеспечить повышение качества высшего образования; 7. создать условия для развития кадрового потенциала отрасли образования; 8. обеспечить совершенствование системы управления отраслью образования, повысить эффективность деятельности ее институтов. |
Основные этапы реализации Программы | 1 этап - 2013 год; 2 этап - 2014-2015 годы; 3 этап - 2016-2017 годы. |
Срок реализации Программы | Программа рассчитана на 5 лет: 2013-2017 годы. Учитывается возможность ее продолжения (продления) в дальнейшие годы. |
Объемы и источники финансирования Программы | Программа включает мероприятия, финансирование реализации которых предусмотрено в рамках федеральных целевых программ, в расходных обязательствах Пермского края, в плане мероприятий Министерства образования Пермского края. Кроме того, на реализацию Программы дополнительно запланировано финансирование из средств краевого бюджета на 2013-2017 годы в размере 450 млн. руб., в том числе: на 2013 год - 50 млн. руб.; на 2014 год - 100 млн. руб.; на 2015 год - 100 млн. руб.; на 2016 год - 100 млн. руб.; на 2017 год - 100 млн. руб. |
Целевые показатели Программы | 1. Развитие дошкольного общего образования: удовлетворенность населения доступностью и качеством услуг дошкольного общего образования по итогам социологического исследования; количество дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (организациях) для детей дошкольного возраста; доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, стоящих в очереди для определения в дошкольные образовательные учреждения (организации); доля дошкольных образовательных учреждений (организаций), имеющих лицензию на образовательную деятельность; количество негосударственных поставщиков услуг дошкольного образования; отношение численности детей в возрасте 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного общего образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе; удельный вес воспитанников дошкольных образовательных учреждений (организаций), обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного общего образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений (организаций); удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные учреждения (организации) дошкольного общего образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные учреждения (организации) дошкольного общего образования; доля дошкольных образовательных учреждений (организаций), в которых внедрена система оценки качества дошкольного общего образования на основе оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений (организаций). 2. Развитие начального, основного, среднего общего образования: удовлетворенность населения качеством начального общего, основного общего, среднего общего образования; доля средств, выделенных на материальное обеспечение малокомплектным школам от объема дополнительных средств по фонду оплаты труда; доля общеобразовательных учреждений (организаций), имеющих лицензии на образовательную деятельность; количество детей, для обучения которых используются дистанционные формы обучения; доля детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (организациях), которым созданы условия для дистанционного обучения; доля выпускников 11-х классов, получивших аттестаты о среднем общем образовании; превышение среднего балла по всем предметам единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Пермском крае по аналогичному показателю в Российской Федерации; доля учащихся Пермского края, ставших победителями и призерами всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, от общего количества участников; охват учащихся общеобразовательных школ Пермского края услугой «Электронный дневник»; охват учащихся общеобразовательных сельских школ услугой «Электронный дневник»; отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ; удельный вес численности школьников Пермского края, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA); доля автотранспорта, обеспечивающего подвоз детей к месту учебы, соответствующего ГОСТ Р 51160-98;
доля детей с ограниченными возможностями здоровья, остающихся вне системы образования. 3. Развитие дополнительного образования детей: доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет;
удельный вес численности учащихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности учащихся по программам общего образования. 4. Развитие среднего профессионального образования: доля выпускников учреждений (организаций) среднего профессионального образования, трудоустроившихся по специальности, от общего числа трудоустроившихся выпускников; число обучающихся в учреждениях (организациях) среднего профессионального образования, получающих дополнительные стипендии Правительства Российской Федерации; количество многофункциональных центров прикладных квалификаций; доля образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; доля основных профессиональных образовательных программ образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, прошедших государственно-общественную аккредитацию; доля обучающихся, принятых в учреждения (организации) среднего профессионального образования на места, обеспеченные заказом работодателей. 5. Развитие высшего образования: количество студентов пермских вузов, получающих повышенные стипендии разного уровня; количество публикаций статей в изданиях, входящих в международные системы научного цитирования Web of Science, SCOPUS, подготовленных пермскими учеными в течение года; количество научных исследований, проводимых в партнерстве с ведущими зарубежными учеными; доля образовательных учреждений высшего профессионального образования в затратах на исследования и разработки; доля выпускников вузов, завершивших обучение по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, и трудоустроенных по окончании обучения по специальности, в общем числе выпускников, завершивших обучение по данным направлениям. 6. Развитие кадрового потенциала: удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений (организаций); доля учителей начального и основного общего образования, прошедших обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС); отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений (организаций) дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Пермского края; отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений (организаций) общего образования к средней заработной плате в Пермском крае; отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) учреждений (организаций) дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате в Пермском крае; отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных (муниципальных) образовательных учреждений (организаций), реализующих программы начального и среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Пермском крае; удельный вес муниципальных образований Пермского края, в которых оценка деятельности образовательных учреждений (организаций), их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных образовательных учреждений (организаций); доля сотрудников высших учебных заведений, имеющих ученую степень доктора наук, из общей численности основного (штатного) персонала; доля сотрудников высших учебных заведений, имеющих ученую степень кандидата наук, из общей численности основного (штатного) персонала; доля преподавателей в возрасте до 40 лет от общего числа профессорско-преподавательского состава, работающего в высших учебных заведениях. 7. Развитие системы управления образованием: охват государственно-общественным контролем образовательных учреждений (организаций) различных типов в части соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований); доля образовательных учреждений (организаций), в которых обеспечена деятельность по индивидуальному учету и хранению результатов освоения обучающимися образовательных программ; число международных и(или) общероссийских сопоставительных исследований качества образования, в которых Пермский край участвует на регулярной основе; уровень информированности населения о реализации мероприятий по развитию сферы образования в рамках программы (по данным опроса). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке | Ожидаемые результаты В дошкольном общем образовании: увеличилась (возросла) доля населения, удовлетворенная доступностью и качеством услуг дошкольного общего образования по итогам социологического исследования, до 70 % от общего числа опрошенных; ликвидирована к концу 2015 года очередность на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные учреждения (организации); созданы дополнительные места для детей дошкольного возраста путем строительства новых зданий дошкольных образовательных учреждений (организаций) - 11,6 тыс.; созданы дополнительные места для детей дошкольного возраста путем возврата в систему дошкольного образования используемых не по назначению зданий дошкольных образовательных учреждений (организаций) - 6,8 тыс.; созданы дополнительные места для детей дошкольного возраста путем создания новых групп детей дошкольного возраста в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях (организациях) за счет эффективного использования помещений дошкольных образовательных учреждений (организаций) - 6,8 тыс.; доля дошкольных образовательных учреждений (организаций), обеспеченных лицензиями на осуществление образовательной деятельности, 100 %; увеличилось (возросло) число детей, посещающих негосударственные учреждения (организации) дошкольного образования, предоставляющих услуги дошкольного образования, - на 1,5 тыс.; доля муниципальных учреждений (организаций) дошкольного общего образования, в которых внедрены ФГОС, - 100 %; введена система оценки качества дошкольного общего образования в дошкольных образовательных учреждениях (организациях) на основе показателей эффективности их деятельности, не менее чем в 80 % дошкольных образовательных учреждениях (организациях). В начальном, основном, среднем общем образовании: увеличилась (возросла) доля населения, удовлетворенная качеством начального общего, основного общего, среднего общего образования, до 70% от общего числа опрошенных; доля средств, выделяемых на материальное обеспечение малокомплектных школ, составляет не менее 10 % от общего объема дополнительных средств по фонду оплаты труда; доля общеобразовательных учреждений (организаций) Пермского края, обеспеченных лицензиями на осуществление образовательной деятельности, - 100 %; обеспечено поддержание парка автотранспорта, организующего подвоз детей в школы, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 - 100 %; доля общеобразовательных учреждений (организаций) Пермского края, обеспеченных широкополосным доступом к сети Интернет, - 100 %; увеличен охват учащихся общеобразовательных школ Пермского края услугой «Электронный дневник» - до 96 %; увеличен охват учащихся сельских школ Пермского края услугой «Электронный дневник» - до 65 %; увеличена (возросла) доля детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (организациях), которым созданы условия для дистанционного обучения, - до 90 % от общего количества детей, нуждающихся в такой форме обучения; снижена доля детей с ограниченными возможностями здоровья, остающихся вне системы образования, - до 15 %; увеличена доля детей с особыми возможностями здоровья, которым предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования, - до 90 %; увеличена доля учащихся, получивших 225 баллов и выше по результатам ЕГЭ по трем предметам, по отношению ко всем обучающимся, сдающим ЕГЭ, - до 25 %; средний балл по всем предметам ЕГЭ в Пермском крае превышает аналогичный показатель в Российской Федерации, на 4 ед.; увеличена доля выпускников 11-х классов, получивших аттестаты о среднем общем образовании, - до 98 %; увеличена доля старшеклассников, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям, по отношению к общему количеству старшеклассников в образовательных учреждениях Пермского края, - до 50 %; увеличена доля учащихся Пермского края, ставших победителями и призерами всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, - до 50 % от общего количества участников от Пермского края; снижена разница результатов ЕГЭ между лучшими и худшими школами Пермского края - до 1,43 ед. В дополнительном образовании детей: охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования детей (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет) составляет 75 %; доля детей, имеющих средний и высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению, составляет не менее 50 % от общего числа детей, получающих образовательные услуги в системе дополнительного образования; доля учреждений (организаций) дополнительного образования детей, ежегодно обновляющих образовательные программы, -до 10 %; доля детей, обучающихся по современным программам дополнительного образования детей, соответствующим приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.), - не менее 25 % от общего числа детей, посещающих учреждения (организации) дополнительного образования детей; удельный вес численности педагогов государственных (муниципальных) учреждений (организаций) дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, достигает не менее 20 % от общей численности педагогов учреждений (организаций) дополнительного образования детей; доля негосударственных учреждений (организаций) дополнительного образования, получающих финансирование на основе государственного (муниципального) задания (заказа), составляет не менее 5 % от общего числа учреждений (организаций) дополнительного образования детей, имеющих лицензию на предоставление образовательных услуг. В среднем профессиональном образовании: увеличена доля выпускников образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального образования, трудоустроившихся по специальности, - до 57 %; увеличено число обучающихся, получающих дополнительные стипендии Правительства Российской Федерации, - до 130 чел.; созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, не менее 3-х; увеличена доля образовательных учреждений (организаций) профессионального образования, в которых созданы условия для профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, - до 18 %; увеличена доля профессиональных образовательных учреждений (организаций), прошедших государственно-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, - до 50 %; увеличена доля обучающихся, зачисленных на обучение по программам начального и среднего профессионального образования на места, обеспеченные заказом работодателей, - до 60 %; сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений (организаций), удовлетворяющая потребности экономики Пермского края в квалифицированных рабочих и специалистах. В высшем образовании: улучшены показатели пермских вузов по критериям оценки эффективности деятельности образовательных учреждений (организаций) высшего образования, не более 3 учреждений (организаций) высшего образования отнесены в список вузов, имеющих признаки неэффективности; увеличено количество студентов, получающих повышенные стипендии разного уровня, более 2500 чел.; увеличена доля трудоустроившихся выпускников, завершивших обучение по приоритетным направлениям подготовки - до 80 %; повышено качество научно-исследовательской деятельности вузов, определяемое ростом количества научных работ, опубликованных в научных изданиях, входящих в международные системы научного цитирования, до 450 статей в год; повышена доля участия пермских вузов в общих затратах на исследования и разработки в Пермском крае - до 12 %; создана независимая информационная система для оценки качества подготовки выпускников вузов, внедренная в 80 % вузов, расположенных на территории Пермского края; создан краевой рейтинг учреждений (организаций) высшего образования всех форм и видов собственности, учитывающий оценку деятельности вузов работодателями; созданы условия для развития ведущих научных и научно-педагогических школ в вузах Пермского края на международном уровне, не менее 3 научных школ международного уровня; в вузах обеспечен ежегодный прирост доли внутренних затрат на поддержку научно-педагогических работников вузов, не менее 0,05 %; в вузах обеспечен ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на поддержку научно-педагогических работников вузов - не менее 0,5 %; в вузах обеспечен ежегодный прирост доли внебюджетных средств на развитие вузовской и межвузовской инфраструктуры - не менее 0,5 %; создана научно-лабораторная база мирового уровня, обеспечивающая ежегодный прирост доли внутренних затрат вузов, включая внебюджетные средства, на развитие вузовской материально-технической базы - не менее 0,5 %; создана широкая сеть вузовских образовательных программ, использующих дистанционные технологии, обеспечивающая ежегодный прирост доли студентов, использующих дистанционные формы обучения в вузах, - до 1,5 %; в вузах сформирован конкурентоспособный сектор научных исследований и инноваций, обладающий технологической базой мирового уровня; повышена конкурентоспособность вузов Пермского края на российском и международном рынках образовательных услуг, повышение доли иностранных студентов на 0,5 % в год; в вузах обеспечено ежегодное увеличение числа студентов, победивших на международных и российских олимпиадах, не менее чем на 2 %; в вузах обеспечено ежегодное увеличение числа студентов, участвующих в научной и инновационной деятельности, - не менее чем на 3 %. В кадровой политике: увеличен удельный вес численности педагогических работников дошкольного образования, получивших педагогическое образование или прошедших переподготовку или повышение квалификации, в общей численности педагогических работников дошкольного образования, - до 80 %; увеличена доля учителей начальной и основной школы, прошедших обучение по ФГОС, - до 100 %; увеличен удельный вес численности молодых педагогов в возрасте до 30 лет в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях (организациях) системы образования Пермского края - до 23%; достигнуто отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений (организаций) дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании в Пермском крае - 100 %; сохранено отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений (организаций) общего образования к средней заработной плате в экономике Пермского края - 100 %; достигнуто отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений (организаций) дополнительного образования детей к средней заработной плате в экономике Пермского края - 100 %; достигнуто отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения образовательных учреждений (организаций) к средней заработной плате в экономике Пермского края - 100 %; доля руководителей, с которыми заключены трудовые договоры в соответствии с типовой формой договора (эффективный контракт), составит 100 % к общему количеству руководителей образовательных учреждений (организаций); улучшены жилищные условия молодым учителям Пермского края - 500 чел. В управлении системой образования: созданы механизмы мотивации научно-педагогических и педагогических работников, направленные на повышение качества работы и непрерывное профессиональное развитие, в рамках перехода к системе «эффективного контракта»; созданы условия для тиражирования лучших образовательных практик образовательными учреждениями (организациями) Пермского края; создан механизм, обеспечивающий участие работодателей, потребителей образовательных услуг и общественных институтов в экспертизе деятельности образовательных учреждений (организаций) и оценке качества результатов образовательной деятельности; обеспечен охват государственно-общественным контролем образовательных учреждений (организаций)всех типов в части соблюдения ФГОС - 100 %; создана широкая сеть социальных партнеров образовательных учреждений (организаций) Пермского края на всех уровнях образования; доля образовательных учреждений (организаций), в которых обеспечена деятельность по индивидуальному учету и хранению результатов освоения обучающимися образовательных программ, - 100 %; число международных и(или) общероссийских сопоставительных исследований качества образования, в которых Пермский край участвует на регулярной основе, составляет не менее 1 в год; достигнут уровень информированности населения о реализации мероприятий по развитию сферы образования в рамках Программы - не менее 10 % по данным опроса. В результате реализации Программы планируется обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты: повышение удовлетворенности населения Пермского края качеством и доступностью образования на всех уровнях; повышение уровня здоровья учащихся и студентов за счет внедрения здоровье сберегающих технологий и создания условий обучения, способствующих оздоровлению, введения дополнительных занятий физкультурой и спортом, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни; снижение уровня преступности среди детей и молодежи за счет развития и широкого охвата школьников услугами дополнительного образования, вовлечения обучающихся в социально значимые проекты и волонтерские движения, создание широкой сети эффективного социального партнерства в системе образования; развитие толерантного сознания и поведения детей и подростков за счет расширения всех форм национального обучения и воспитания, обеспечивающих сохранение языков, культуры и традиций различных национальностей; увеличение числа детей и подростков с активной жизненной позицией, проявляющих самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, проявляющих позитивное и ответственное отношение к жизни, окружающей среде; повышение психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения за счет повышения доступности и качества образовательной информации для всех участников образовательного процесса, обеспечения информационной безопасности образовательных учреждений (организаций); увеличение количества и качества инноваций в системе образования и экономике Пермского края как результата широкого внедрения индивидуализации при реализации образовательных программ, развития новых образовательных технологий, эффективных в условиях постиндустриального развития информационных ресурсов, повышения эффективности интеграции образовательной, научной и производственной деятельности учреждений (организаций) Пермского края; удовлетворение потребностей экономики Пермского края, предприятий и организаций Пермского края в кадрах соответствующей квалификации; повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений (организаций) на российском и международном рынках труда; повышение эффективности деятельности системы образования Пермского края, как отдельных ее институтов, так и системы в целом, за счет обеспечения открытых государственно-общественных форм управления системой образования, использования объективных критериев оценки деятельности образовательных учреждений (организаций), концентрации бюджетных средств на развитии системообразующих инновационных «точек роста» в сфере образования. |
Контроль за выполнением мероприятий Программы | Контроль Программы реализуется Министерством образования Пермского края |
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объектом регулирования Программы являются система образования Пермского края и система обеспечения взаимодействия в сфере образования.
Предметом регулирования Программы является комплекс механизмов и мероприятий развития системы образования, включающий в себя нормативные, организационные, содержательные, культурные, финансовые, экономические и производственные аспекты.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе
В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), внесшим определенные изменения в традиционную образовательную терминологию, в Программе используется трактовка основных понятий, изложенных в статье 2 Федерального закона:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации;
8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
10) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности, приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
11) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и(или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
12) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
13) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и(или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
14) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
15) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
16) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
17) организации, осуществляющие образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность; (в редакции постановления Правительства Пермского края от 21 октября 2013 года N 1462-п)
18) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; (в редакции постановления Правительства Пермского края от 21 октября 2013 года N 1462-п)
19) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
20) научно-педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную и научно-исследовательскую деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и(или) организации образовательной и научной деятельности;
21) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
22) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
23) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
24) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и(или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
25) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
26) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
27) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
28) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
29) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
30) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
2.1. Тенденции развития ситуации и вероятные последствия
Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. Пр-271; Федеральной целевой программой развития образования на период 2011-2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61; », Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р; Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; решениями Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.
Приоритетные направления социально-экономического развития Пермского края определены в «Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы» (Закон Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК), основные вопросы развития системы образования определены в Законе Пермского края от 12 марта 2010 г. N 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края». Кроме того, проблемы, затрагивающие деятельность системы образования Пермского края, зафиксированы в других долгосрочных целевых программах: ДЦП «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительства Пермского края от 16 ноября 2010 г. N 897-п; ДЦП «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы», утверждена постановлением Правительства Пермского края от 10 января 2012 г. N 11-п; ДЦП «Развитие и гармонизация национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы», утверждена Законом Пермского края от 13 января 2009 г. N 378-ПК; Концепция ДЦП «Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы», утверждена постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 6 декабря 2012 г. N 560; ДЦП «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2017 годы», утверждена постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2009 г. N 246-п; ДЦП «Обеспечение безопасности дорожного движения на 2013-2017 годы», утверждена постановлением Правительства Пермского края от 16 марта 2009 г. N 150-п.