ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2011 года N 61
О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы
(с изменениями на 25 декабря 2015 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 года N 1034 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 16.01.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 716 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 23.07.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1226 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 03.12.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1442 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 14.01.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 663 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.08.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1262 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 262 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2014 года N 917 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.09.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2014 года N 1360 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2014, N 0001201412160004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 года N 54 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2015, N 0001201501300014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 715 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.07.2015, N 0001201507200022);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1438 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290090).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011-2015 годах региональных целевых программ развития образования учитывать положения Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
(с изменениями на 25 декабря 2015 года)
Паспорт Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Наименование Программы | - | Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 163-р |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2014 года N 917. - См. предыдущую редакцию) | ||
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. |
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | целевыми индикаторами Программы являются: |
обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях; | ||
доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования, | ||
трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска (включая программы высшего профессионального образования), в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года; | ||
рост обеспеченности учебно-лабораторными помещениями по нормативу на одного студента по отношению к 2005 году; | ||
доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений; | ||
доля органов управления образованием субъектов Российской Федерации, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой, в общем числе органов управления образованием субъектов Российской Федерации | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа будет реализована в 2011-2015 годах |
развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества. | ||
В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий. | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) составляет 150858,24 млн. рублей, |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 28 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 715; в редакции, введенной в действие с 6 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1438. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на 7 процентов; |
снижение на 8-12 процентов затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально незащищенных групп населения; | ||
поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития; | ||
оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования; | ||
кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий; | ||
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования; |
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За последние 10 лет численность школьников сократилась примерно на 40 процентов, что оказало и продолжает оказывать влияние на контингент обучающихся.
В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.
Так, прогнозная численность студентов вузов в 2013 году может составить около 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 процентов по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 миллиона человек).
Происходит снижение численности контингента учителей и преподавателей, при этом в профессиональном образовании прогнозируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20-30 процентов.
В системе образования сохраняется большое число преподавателей пенсионного возраста.
Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
Результаты исследований (включая международные сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качества общего и дополнительного образования.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В России не сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Для современного российского образования характерно несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.
Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования начального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают пока должного эффекта.
Для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста.
В связи с формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, а также в силу демографических причин нуждается в существенном обновлении сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов.
Государственное задание на получение высшего образования пока не учитывает потребности инновационной экономики.
Нуждаются в дальнейшем развитии межвузовская кооперация, обмен ресурсами, академическая мобильность студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Характерными чертами дополнительного образования взрослых являются отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления.
Использование в образовании информационных коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, приоритетными направлениями в сфере образования определены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.
Цель и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации (до 2015 года), соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Существующие проблемы российского образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011-2015 годах.
Использование программно-целевого метода связано с определенными рисками. Основными рисками являются риски, связанные с возможным конфликтом интересов уровней образования, коррупционные риски (нецелевое использование денежных средств), а также риски социального, правового и экономического характера.
Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Программа будет реализована в 2011-2015 годах в 2 этапа.
На первом этапе (2011-2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.
В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.
На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.
Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.