О краевой целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы
(с изменениями на 25 декабря 2012 года)
(редакция, действующая с 1 января 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермского края от 30 июня 2009 года N 468-ПК;
Законом Пермского края от 25 декабря 2012 года N 157-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 52 от 31 декабря 2012 года) (вступает в силу с 1 января 2013 года).
____________________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермского края 18 декабря 2008 года
Утвердить краевую целевую Программу развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы (прилагается).
Объем финансирования краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы определять ежегодно при формировании краевого бюджета отдельной строкой.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермского края
О.А.Чиркунов
от 13.01.2009 N 378-ПК
Приложение
к Закону Пермского края
от 13 января 2009 года N 378-ПК
(в редакции Законов Пермского края
от 30 июня 2009 года N 468-ПК,
от 25 декабря 2012 года N 157-ПК)
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы
Наименование Программы | Краевая целевая Программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 «Об областных целевых программах», указ губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 «Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ», постановление Законодательного Собрания Пермского края от 20.11.2008 N 1155 «О концепции краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы» |
Государственный заказчик Программы | Администрация губернатора Пермского края |
Основной разработчик Программы | Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики) |
Руководитель Программы | Руководство Программой осуществляет руководитель Администрации губернатора Пермского края |
Исполнители Программы | Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики), Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края |
Участники Программы | Образовательные и научные учреждения, учреждения культуры, национальные и другие общественные объединения, творческие коллективы, учреждения физической культуры и спорта (в редакции Закона Пермского края от 30 июня 2009 года N 468-ПК) |
Цели Программы | Объединение усилий всех звеньев системы власти, научных, образовательных, культурных учреждений, общественных национальных и других объединений для обеспечения стабильного позитивного развития сферы межэтнических отношений в Пермском крае |
Задачи Программы | Обеспечение для представителей этнических сообществ Пермского края равных возможностей для изучения родных языков, доступа к этнокультурным ценностям, участия в этнокультурных проектах и акциях; |
Сроки реализации Программы | С 2009 по 2013 годы |
Этапы реализации Программы | 1-й этап (2009 г.) - разработка и апробация новых механизмов и технологий реализации Программы, продвижение межведомственных пилотных проектов по совершенствованию реализации приоритетных направлений, укреплению этнокультурного взаимодействия городских округов и муниципальных районов края; |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования | Объем финансирования мероприятий Программы составляет 98389,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 г. (1-й этап) - 10506 тыс. рублей 2013 г. (3-й этап) - 45265,4 тыс.рублей Источник финансирования - бюджет Пермского края |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы обеспечит: |
Система контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством Пермского края |
Объектом регулирования Программы являются этническое развитие и межэтнические отношения в Пермском крае. Предметом регулирования Программы являются этносоциальные процессы в Пермском крае, включающие в себя экономические, политические и культурные аспекты этнического и межэтнического развития. Сферой действия Программы является национальная сфера как неотъемлемая часть социальной сферы.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе
Ксенофобия - враждебное отношение ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.
Культура этноса - совокупность компонентов материальной, духовной и социально-нормативной культуры, которые сформировались в рамках данного этноса, являются для него специфическими и выделяют его среди других этносов.
Межэтническая гармонизация - оптимизация национальной политики, сбалансированные на научной основе межэтнические процессы.
Межэтническая коммуникация - обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их этнокультурной деятельности, осуществляемой в различных формах.
Менталитет - обобщенное понятие, обозначающее в широком смысле целостную совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, верований, и скрепляющих единство этнокультурной традиции или какой-либо общности.
Миграция населения - перемещение населения, изменение его места жительства.
Мониторинг - система постоянных наблюдений, анализа и оценки этнических процессов и явлений с целью определения характера, тенденций и закономерностей в их развитии.
Национализм - трактовка нации как высшей формы общности людей, приоритет этнических ценностей как перед личностными, так и перед иными групповыми ценностями.
Полиэтничность - концентрированное выражение общности интересов, ценностей в регионах, этническая структура которых характеризуется проживанием представителей большого количества разных народов и этнических групп.
Социальная стратификация - социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях.
Толерантность - отношение к другому лицу как равноценному себе самому и своему собственному.
Шовинизм - крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.
Этническая дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по этническим признакам.
Этническая интеграция - сохранение разными этническими группами, находящимися в межкультурном взаимодействии, присущих им культурных индивидуальностей при объединении их в одно общество на иных основаниях.
Этническая диаспора - компактное проживание представителей народа вне страны своего происхождения, своей исторической родины.
Этническая культура - совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию.
Этническая самоидентификация - причисление себя к группе людей определенной национальности.
Этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.
Этнические ценности - система приоритетов определенной этнической группы.
Этнические чувства - эмоциональные отношения людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.
Этнический конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются и действуют по принципу этнических различий.
Этнический стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей; схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.
Этническое меньшинство - группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающему ее иноэтничному населению.
Этнокультурное - понятие, включающее в себя национальный этнический аспект как важный и неотъемлемый элемент социокультурных традиций и образа жизни народов.
Этничность - совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.
Этнический компонент - этнокультурное содержание учебного материала, отражающее национально-культурную специфику территории края с компактным проживанием населения той или иной национальности.
Этнокультурное развитие - это социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ.
Этнокультурные сообщества - это традиционно существующие или недавно самоорганизовавшиеся объединения граждан по этническому или этнокультурному принципу.
1.3. Правовая основа для принятия Программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации: статьей 19, которой гарантировано «равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка», статьей 26 предусмотрена возможность реализации гражданами «прав на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»;
Законом РСФСР «О языках народов Российской Федерации», регламентирующим правовое регулирование развития национальных языков;
Федеральным законом «Об общественных объединениях», регулирующим деятельность общественных объединений;
Федеральным законом «О национально-культурной автономии», конкретизирующим правовой подход в деятельности национально-культурных объединений и определяющим правовой статус национально-культурной автономии;
Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», устанавливающим правовые основы гарантий самобытности социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации;
Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, определяющей основные направления государственной национальной политики;
Программа является главным нормативным правовым актом Пермского края, регламентирующим развитие сферы национальных отношений, и конкретным механизмом реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на территории края.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Пермский край - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации, на территории которого в настоящее время проживают представители более 120 народов. В условиях стремительного протекания глобализационных процессов на сегодняшний день остро стоит вопрос сохранения и развития этнокультурного наследия региона, создания условий для реализации прав граждан на сохранение этнокультурной самобытности, пользование родным языком, приобщение к родной культуре, а также профилактики проявлений этнического экстремизма.
Современное состояние и задачи перспективного развития Пермского края обуславливают новые концептуальные подходы к формированию государственной национальной политики прежде всего в части признания того, что в этническом многообразии заключается большой потенциал и важнейший ресурс для дальнейшего продвижения региона.
Повышение роли этнокультурных сообществ в социальном партнерстве, межнациональном сотрудничестве и социализации этнокультурных групп, а также в минимизации уровня конфликтности в сфере межэтнических отношений в конечном счете способствует общественной стабильности, повышению уровня и качества жизни в крае, улучшению его инвестиционной привлекательности.
Вектор развития межнациональных отношений в регионе позитивный. На основе данных социологического мониторинга зафиксирована устойчивая тенденция снижения уровня социальной напряженности, вызванной межнациональными противоречиями. В сентябре 2007 года 87,9% опрошенных отметили отсутствие конфликтов на почве межэтнических противоречий на бытовом уровне. В ноябре 2007 года 90,7% респондентов отметили отсутствие национальных конфликтов на межнациональной почве (за аналогичный период 2006 года эта цифра составляла 83%). В июле 2008 года этот показатель улучшился и составил 92,1%. Мониторинговые социологические опросы подтверждают достаточно высокий процент граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих этнокультурных потребностей: в июне 2008 года 86,9% опрошенных удовлетворены имеющимися возможностями реализации своих этнических потребностей, что превышает на 12,7% данный показатель в 2007 году.